Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

«Значение пальчиковых игр в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

«Значение пальчиковых игр в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Введение:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность – качества, воспитание которых является задачей музыкально-эстетической области. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

  1. Для чего нужны пальчиковые игры?

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Такой вывод не случаен. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством эстетического воспитания.

Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни дети начинают судить о достоинствах и недостатках героев из стихотворений, используемых с пальчиковой гимнастикой, и это доставляет им удовольствие. Дети научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, игре на музыкальном инструменте и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

  1. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игра «Первый пальчик наш большой».

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

Хороши на раннем этапе «игры-малышки» — изображение руками различных фигур (животные, растения, предметы мебели и тд).

Всегда следует начинать пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Я использую упражнение «варежки-перчатки-кулачки».

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Игра «Колодец»

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Игра «Гости».

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Игра на импровизированные движения «Вьюги».

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

  1. Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить»интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу (на раннем этапе работы с пальчиковыми играми) делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

  1. Этапы разучивания игр:
  2. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  3. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  4. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  5. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  6. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму, игре на музыкальном инструменте, танцевальным движениям. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим эстетическое развитие ребенка.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Любые упражнения эффективны только при условии многократных, регулярных повторений. Поэтому пальчиковые игры, элементы логоритмики и театральной педагогики стали своеобразными традициями в режиме дня.

Заключение

Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в маленькие спектакли. Они очень увлекают детей и приносят пользу.

Я использую пальчиковые игры в качестве моментов внимания на музыкальных занятиях.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе, воспитывают музыкально-ритмические навыки.

Кроме того, следует подбирать для малыша посильные игры, и по возможности сопровождать их стихами и песенками, побуждая ребенка повторять их за вами.

Пальчиковые игры являются источником гармоничного физического и эмоционального развития, они способствуют сближению родителей и малышей во время занятий и радуют ребятишек, а также обогащают их разнообразными сенсорными впечатлениями, развивают внимание и способность к сосредоточению. Во время пальчиковых игр ребенок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями и маминым вниманием, ее любовью, а ведь это является главным условием его развития.

 

Автор: Папулова У.А.

Преподаватель музыкально-теоретических дициплин

МБУ ДО «Байкаловская ДШИ»

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М., Изд. центр «Академия», 1997 г.
  2. Борисенко С.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб.: «Паритет», 2002 г.
  3. Емельянова, Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников / Н. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/923/ (дата обращения: 10.01.2021).
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г.
  5. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
  6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
  7. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук С-Пб «Детство –Пресс»2005 г
QR Code