Авторы: Кармазина Ольга Викторовна, музыкальный руководитель;
Сидорук Татьяна Спартаковна, музыкальный руководитель.
Значение артистических способностей для педагогической деятельности
Способности – это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности. Существуют способности, которые полностью наследуются, другие полностью воспитываются. Способности не только проявляются в деятельности, но они и создаются в этой деятельности. Вне деятельности способности не развиваются. Своеобразие способностей заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или иная деятельность.
Вот какие показатели детских артистических способностей даёт автор книги Г. Я. Кудрина:
- Часто, когда ребёнку не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
- Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- Меняет тональность, выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- С большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится чтобы его зрители были взрослые;
- С удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи -то привычки, позы, выражения;
- Пластичен;
- Открыт ко всему новому;
- Любит и понимает значение красивой и характерной одежды
В настоящее время, в нашем детском саду накоплен большой практический опыт в педагогической деятельности в раскрытии артистических способностей у педагогов. Никакой педагог не может работать с детьми без артистических способностей, он должен быть своего рода артистом.
Артистические способности проявляются:
- На занятиях, где педагог работает на детскую публику (пример: «Волшебный сундучок», разговор от 3-го лица и т.д.);
- В самостоятельной деятельности детей;
- Досуги, развлечения, праздники, где педагог должен обладать хорошей литературной речью. Быть искренним, весёлым, естественным, жизнерадостным, эмоциональным, находчивым. Уметь шутить, создавать радостное настроение, предвосхищать события, вызвать детский интерес.
Зная друг друга в коллективе при чтении сценариев, обсуждаются роли и их исполнители. Педагоги в ДОУ умеют публично преподнести себя в деятельности, умеют вживаться в образ, владеют постановкой голоса. С помощью выразительной интонации педагоги дают правильное представление об образе, обладают мимикой, жестами, пластикой, танцевальными движениями.
Предлагаем подборку практических заданий, цель которых выявить сформированность артистических способностей у педагогов ДОУ.
- «Умение преподнести себя на публику, то есть публичность в деятельности»
Произнести текст с максимальной передачей темы.
– объявление
– реклама
– сообщение
– призыв
– поздравление.
- «Умение вживаться в образ»
– Показ отрывка из сказки «Бременские музыканты» (Петух, Осёл, Собака, Трубадур, Король, Принцесса, Разбойники, Сыщик, Охрана).
– «Три поросёнка» (Волк, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Наф-Наф).
- «Постановка голоса»
- Работа с фразой или словом.
«Сломался замок»
«Оторвалась пуговица»
Одно слово или фразу говорить с разной интонацией:
– сердито
– горделиво
– с иронией
– удивлённо
– зло
– радостно
– печально
– с сожалением
– раздражительно
- Чтение стихотворения.
- «Мимика и жесты. Техника выполнения движений»
Задание: чтение стихотворения – исполнение движением, мимикой и жестом.
Один педагог – читает, второй педагог – изображает мимикой и жестами.
«Котята»
Английская песенка в обработке С. Маршака
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
– Ну что? – она спросила. – Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
«Зайчишка»
С. Погорельский
Зайчишка-трусишка жил в чаще лесной,
Зайчишка-трусишка дрожал под сосной.
Под липой, под ёлкой от страха дрожал
От серого волка едва убежал.
А ныне зайчишка уже не трусишка:
Артистом работает в цирке зайчишка.
Вот марш раздаётся, дивятся кругом:
Зайчишка несётся на волке верхом.
Ничуть не боится, а все же и сам
Порядком дивится таким чудесам!
- «Танцевальные движения – импровизация»
Исполнение движении танцев:
– полька,
– вальс,
– русская народная пляска,
– современные движения.