Жанр рок-оперы в России 1970-80-х годов
(на примере зонг-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика»
и рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»
Автор : Сотникова Елена Александровна
В 20 веке происходит разграничение традиционного и массового искусства. Но одновременно некоторые музыканты пытаются сблизить эти тенденции. Одним из жанров подобного типа становится рок-опера.
Глава I Жанр рок-оперы
Глава II Анализ отечественных рок-опер 70-80-ых годов.
Зонг-опера “Орфей и Эвридика» А. Журбина и рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова
Жанр рок-оперы
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock-opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы «The Who». Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми». Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа «The Pretty Things» с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Характерные особенности жанра
Рок-опера представляет собой музыкально-сценические произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать рок-музыканты.
В нашей стране не так много литературы о данной теме. Из известных: Березовчук «Опера как синтетический жанр», Тараканов «Новая разновидность оперного жанра и роблема освоения рое-оперы на советской сцене. Теоретические проблемы советской музыки», Конен «Об истоках рок-музыки». Поэтому, данная работа является актуальной. Проводится анализ терминов «рок», «рок-музыка», «рок-опера» и анализируются яркие примеры данного жанра.
Цель настоящей работы – исследовать жанр отечественной рок-оперы 1970-80-х годов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю возникновения и развития жанра рок-оперы.
- Осуществить анализ зонг-оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина и рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова.
А. Журбин «Орфей и Эвридика»
Первая советская рок-опера. Написана в 1975 году композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным, поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории.
(7 слайд) Поскольку термин «рок» вызывал негативные эмоции у руководства Министерства культуры СССР, постановка была названа «зонг-оперой» от нем. der Song – «эстрадная песенка».
Новаторство оперы А. Журбина в том, что впервые за всю историю этого мифа автор помещает героя в современность. Фабула спектакля Журбина – о судьбе эстрадной звезды, а не о страданиях мифологических влюблённых, разлученных смертью.
Сюжет оперы был осовременен, Орфей уходит на состязание певцов, и, выиграв, покидает любимую. Но тема любви остается вечной и побеждает все перипетии героя.
Данная рок-опера вбирает в себя множество других жанров и черт: интонации, формообразование и гармония – классичны. Стилистика классической музыки.
Образ Орфея – собирательный. Александр Журбин показал Орфея многогранным и индивидуальным. Каждый из жанрово-тематических элементов, отчетливо или завуалировано, проходят через его партию. Это делает его вокальную партию богатой и насыщенной различного рода интонациями.
Образ главной героини, Эвридики, лиричен. Ее музыкальный облик родственен Орфею. Но только до того момента, как он вкусил славу и почитание. И если в интонационно тематическом комплексе Орфея в этот момент происходит перелом в роковый тематизм, Эвридика, напротив, еще более «смягчает» свои мелодии, дополняя их многочисленными скорбными lamento. Эти ламентозные вкрапления, а также общий характер действия на сцене привносит черты оперы-seria.
Песня Эвридики – трансформация из любовной сферы в ламентозную сферу ее одиночества. Возбужденные интонации в момент ее «сна», а также в момент непосредственного прощания, и прорыв интонаций рока, бита, металла.
«Юнона и Авось» А. Рыбников на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола.
Не смотря на обозначение автором жанра Рок-опера, в произведении также прослеживаются черты черты других жанров – мюзикла, монооперы и оратории. От мюзикла – это использование элементов эстрады, оперетты и балета, от монооперы – одиночные яркие арии, от оратории – использование хоров.
Обратимся к сольным номерам спектакля. Их истоки множественны: это и вокальный стиль итальянской и русской оперной классики ХVIII-ХIХ веков, например – ария Богоматери и Резанова «Ангел, стань человеком», и сентиментальный романс ХVIII века в России – песня «Шиповник», и традиции «массовой музыки» – четные разделы Эпилога, песня моряков, романс офицеров «Ты меня на рассвете разбудишь». Для характеристики художественного образа применяются типичные оперные формы – «ария мести» (ариозо Федерико), «ария-молитва» (Ангел, стань человеком»), «дуэт согласия» – «Шиповник».
Впервые композитор использовал выразительные средства русской культовой музыки для реализации «роковой» соборности. Церковные хоры в рок-опере Рыбникова стилистически разнообразны и представлены двумя ведущими типами хорового многоголосия, один из которых ориентирован на обиходную церковную практику, а другой – на традиции партесного концерта.
Рок опера, объединившая ресурсы «традиционной» и «массовой» культур, активно впитывает лексику разного плана, признает новые подходы синтеза искусств и пользуется популярностью у слушателей.
Дальнейшая судьба исследуемого явления может оказаться следующей: под давлением грядущих социокультурных перемен, рок-опера, по-видимому, уступит иным художественным формам. Тем не менее, наиболее значимые образцы рок-оперы останутся в памяти культуры как символ своего времени – бунтарской эпохи 70-80-х годов.