Авторы: Кармазина Ольга Викторовна, музыкальный руководитель;
Сидорук Татьяна Спартаковна, музыкальный руководитель,
Вдовиченко Ирина Ивановна, воспитатель
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
в ДОУ с использованием продуктов детского творчества (рисунки, поделки)»
Современное дошкольное образование развивается по линии усиления детоцентристского подхода, предполагающего поддержку детской инициативы. На вопрос о том, как на практике реализуется подход, центрированный на ребенке, достаточно популярным считается ответ о предоставлении ребенку выбора.
Всякое творчество — это процесс создания чего-либо нового, т.е. именно нового продукта. При этом ценность и значимость продукта будет определяться его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребенок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих и своих собственных, что важно для становления детской личности. Результат детского видения мира — получение творческого продукта.
Цель нашей работы организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные
возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Результатами этой работы являются:
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
- Повышение уровня развития музыкальныхи творческих способностей детей
- Повышение уровня речевого развития
- Стабильность физической и умственной работоспособности.
Музыкально-оздоровительная работа в нашем детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые и эффективные приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах мониторинга состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребёнка.
Мы заметили, что поделки и рисунки, сделанные детьми в группе, вывешиваются на стенде или дети уносят их домой и предложили детям принести продукт своего творчества в музыкальный зал и поиграть.
Мы предлагаем вам подборку оздоровительного игрового материала с использованием продуктов детского творчества.
Мастер класс:
Игры с бабочками:
- Игра «Бабочки и цветочки»
Цель – слышать смену частей в музыке. Можно использовать музыку — «Жуки и бабочки» или любую 2-х частную форму.
Описание: на полу лежат несколько цветов (сделанных детьми). У каждого ребёнка в руках бабочка на ниточке. Под первую часть музыки дети выполняют лёгкий бег по залу (летают). Под вторую часть музыки стоят возле цветка и выполняют движения бабочкой вверх – вниз.
- Активное слушание музыки.
«Бабочки» П. И. Чайковского, или любой вальс по программе слушания. Двигательная импровизация.
На полу разложены цветы. Дети с бабочками в руках двигаются под музыку, отмечая через движения акценты в музыке или окончания музыкальных фраз.
- Игра «Бабочки и цветочки» Марины Мельник.
На полу лежат цветы – красного, синего, жёлтого и белого цвета.
Запев – дети летают с бабочками в руках врассыпную. После слов «Где любимый наш цветок — Красный цветик-огонек?» спеть: «Полетим, скорее, все к нему!» — дети выбирают красные цветы и «порхают» над ними.
Так же с цветами других цветов. В конце летают врассыпную.
- Игра «Бабочки» Анны Галлямовой
(для детей младшей и средней группы).
Под песню дети с бабочками (летают) свободно по залу, на проигрыш – садятся на любой понравившийся цветок.
- «Лети, бабочка!» (если бабочки достаточно лёгкие)
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Ребёнок держит бабочку перед собой и дует на неё. Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперёд.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ты подуй, на мой цветочек
Бабочка проснётся.
С нею вместе на полянке
Солнце улыбнётся.
Дуй подольше посильней
Просыпаться веселей!
- Игра на изменение высоты голоса.
На столе лежит цветок. Ведущий (сначала взрослый, а потом может быть и ребёнок), поднимает бабочку на ниточке плавно то вверх, то вниз. А дети голосом на звук «а», изображают полёт бабочки.
Игра с пуговицами:
- Игра на внимание.
Дети держат в руках пуговицу. Под музыку двигаются врассыпную и меняются пуговками (можно усложнить и меняться пуговицами на конец каждой фразы). С окончанием музыки найти пару и встать рядом, подняв пуговки вверх.
- Упражнение с пуговицей музыкально-физкультурная композиция на укрепление осанки. Музыка «Пуговки — непоседы».
- Поднимать и опускать пуговицу;
- наклоны вперёд и в стороны;
- ходьба на носках и пятках;
- прыжки;
- перекладывание пуговицы под согнутой в колене ногой.
- Игра с пуговицами в кругу.
Музыка Т. Ломовой «Передача платочка»
Дети стоят в кругу. У одного ребёнка в руках пуговица (можно усложнить передавая две пуговки).
1-я часть: Ребёнок, держащий пуговицу, плавно передаёт её по направлению к своему соседу слева.
2-я часть: Ребёнок, получивший пуговицу одновременно с окончанием первой части музыки, выходит в середину круга и пляшет, с окончанием второй части музыки встаёт на своё место в кругу. При повторении первой части снова начинать передавать пуговицу. Игра повторяется несколько раз.
Игры с рыбками:
- Активное слушание музыки.
«Аквариум К. Сен-Санса. Несколько детей стоят свободно по залу и изображают водоросли, (ленты зелёного цвета на палочке). У остальных детей рыбки на нитках. Дети – рыбки двигаются свободно по залу или прячутся за водорослями в зависимости от характера музыки.
- Игра с тканью.
Двое взрослых берут в руки ткань с двух сторон и поднимая и опуская руки, делают «волны». Дети с рыбками в руках пробегают под тканью, когда она поднята вверх.
- Речевая игра «Рыбак и рыбки»
Ведущий ребёнок – рыбак, сидит в углу зала. На противоположной стороне зала стоят дети с рыбками на ниточках. Дети с рыбками идут по направлению к рыбаку и на каждый шаг проговаривают текст игры:
Рыбки весело резвятся,
В чистой речке – Ангаре.
Только рыбака боятся,
Быстро прячутся в песке.
После слов, рыбак ловит рыбок, задевая детей рукой.
- Фонопедическое упражнение «Посчитаем рыбок». Активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Дети стоят в кругу с рыбками в руках. Дети считают рыбок, усиливая голос от шёпота до крика.
- –шёпотом,
- – тихо,
- – громче,
- Ещё громче и т. д.
Планируем продолжать эту работу, отталкиваясь от творчества детей.