Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

«Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Преподаватель: Кононова Лилия Михайловна

Мастахский филиал МБУ ДО «ВДШИ им. М.Н. Жиркова», РС(Я), Вилюйский р-н, с. Балагачча

Открытый урок

Тема: «Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности».

Срок выполнения – 6 академических часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).

Тип занятия: комбинированный.

На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта. Делаем анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения, конструктивное построение, ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.

На втором занятии – выполняется тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр, выставление оценок.

Оборудование:

Для преподавателя:

  1. Натюрморт (Кувшин, яблоко). Предметы расположены на уровне глаз. Освещение верхнее боковое.
  2. Примеры работ, выполненных карандашом.
  3. Бумага (формат – А-3 листа ватмана). Материал — графитные карандаши различной мягкости.

Для учащихся:

  1. Бумага (формат – А-3 листа ватмана), Материал — графитные карандаши различной мягкости, ластик, мольберт.

Цель урока: выполнение грамотного поэтапного рисунка натюрморта.

Задачи урока:

— способствовать развитию у учащихся объемно — пространственного мышления;

— закрепить знания о компоновке в листе;

— научить поэтапному выполнению линейно-конструктивного построения предметов натюрморта;

— закрепить знания учащихся об элементах светотени;

— показать последовательность ведения работы тоном над рисунком натюрморта.

 

План урока:

  1. Организационная часть. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Практическая работа. Этапы работы.
  4. Просмотр работ учащихся.
  5. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов.

Ознакомление учащихся с целью и задачами урока

  1. Повторение пройденного материала. 

Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.

В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов — это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте.

Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

 

На сегодняшнем уроке мы будем выполнять зарисовку натюрморта из 2-х простых предметов.

Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при рисовании натюрморта? (ответы детей)

-Бывает сложно разместить предметы в листе, особенно если их несколько.

-Предметы, то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!

-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.

  1. Выполнение практической работы с натуры поэтапно:

— Выбор формата.

Перед тем как начать рисовать, для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.

В зависимости от того, какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.

— Композиционное решение листа.

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, скомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и не оставалось много пустого места.

— Передача характера формы предметов, их пропорций.

Графитным карандашом, легко касаясь бумаги, надо наметить общий характер формы предметов и их пропорции. Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Легкими штрихами сначала схематично рисуем формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера. Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно.

— Конструктивное построение предметов натюрморта.

Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные осевые линии  (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в соответствующих местах на кувшине и на яблоке. Далее на центральной оси кувшина отметьте высоту горлышка, плечиков и донышка, а также их ширину от центральной оси. Наметьте положение и размер ручки кувшина. Не забудьте строить эллипсы – по верхнему краю горлышка, по границе горлышка и тулова, в самом широком месте плечиков, в нижней части тулова и по донышку. Следите, чтобы края у эллипсов были округлые, а не острые. Так же точно наметьте высоту и ширину яблока, точно намечая его силуэт.

— Тональная проработка натюрморта.

На этом этапе начинайте с помощью штриховки выполнять разницу в тоновых отношениях (что темнее, что светлее) между предметами, фоном, плоскостью стола, собственными и падающими тенями. Начинайте работу тоном по принципу — от темного к светлому. В нашем натюрморте самое темное это тень на кувшине вот ее и выполняем в первую очередь на горлышке, на тулове и в нижней части кувшина, а так же на ручке. Следующее темное пятно это падающая тень от яблока на стол и на тулово кувшина, выполняем их. Далее передний край стола так же затемняем, но немного светлее, чем тени на кувшине. Далее слегка затемняем падающую тень от кувшина на стол, она будет светлее, чем тень от яблока. Все тени сравниваем между собой, какая тень темнее, какая светлее и на сколько. Эту разницу выполняем с помощью штриховки. Штрихи наносим по форме предмета, а именно — на кувшине и яблоке более округло, на столе более прямыми, горизонтальными штрихами, передний край стола заштриховываем наклонно и более вертикально. Работайте карандашом аккуратно, сравнивайте тона между собой, не перетемняйте. Выполнив тени можно переходить к следующему, последнему этапу работы.

— Тональное решение натюрморта, обобщение.

На этом этапе, так же с помощью штриховки, выполняем полутени на предметах, т.е. переходы тона от тени к освещенным участкам, на кувшине и на яблоке. Так же выполняем света на предметах и фон. Сравните свет на кувшине со светом на яблоке и с фоном, какой из них темнее, а какой светлее и на сколько, эту разницу выполните штриховкой. Так же выполните фон, сравнивая его со светом на кувшине и яблоке. После этого можно, с помощью ластика, наметить блики в светах кувшина и яблока, рефлексы в тенях предметов. Затем необходимо сравнить рисунок с натурой. Если они соответствуют друг другу, рисунок можно считать законченным.

 

  1. Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

  1. Композиция в листе.
  2. Пропорции и характер предметов.
  3. Свето — теневые отношения.
  4. Общее тоновое решение натюрморта.

 

  1. Подведение итогов.

По итогам просмотра работ учащихся, мы пришли к выводу, что с поставленной задачей основная масса учащихся справилась хорошо. С поставленной целью класс справился. Учащимся выставлены соответствующие отметки.

 

Дальнейших успехов, спасибо,  до свидания.

QR Code