header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Зачем играть гаммы? Как научить юного скрипача полюбить их играть?»

17 февраля, 2023
QR Code

Преподаватель по классу скрипки

отдела струнных инструментов

                               МБУ ДО «ДШИ № 2» г. Сургут

                    Талмазан В.В.

 

 «Зачем играть гаммы?

  Как научить юного скрипача полюбить их играть?»

 

Каждое музыкальное произведение, написанное между периодами барокко и романтизма (это трехсотлетний репертуар), состоит из гамм и шаблонов арпеджио. Знаменитый скрипач-виртуоз и педагог Иегуди Менухин, впервые появившийся на публике в возрасте 7 лет, рассказывает из своей биографии. В детстве считал пустой тратой времени, навязанный метод обучения: играть упражнения, гаммы, арпеджио. Вместо этого приобретал технику исполнительства, осваивая новые пьесы. Желал заниматься только музыкой, а не отработкой каких-то гамм. Когда стал постарше, решив сохранить высокий уровень успеваемости, а также стать великим скрипачом, начал понимать, что пропустил основы.

Чтобы полностью понять, работу пальцев, Менухин решил вернуться назад – выучил все гаммы, отрабатывая их на разной скорости. Изучил анатомию мышц спины; обращался за советом к учителям скрипки, танцорам и даже гимнастам, чтобы понять, как работает его тело, когда играет на скрипке. Менухин писал: «Каждый знает, прежде чем построить верхний этаж своего строения, нужен крепкий фундамент, который будет его поддерживать. Несомненно, я потерял время, отказываясь от гамм и арпеджио».

Правда в том, что отработка гаммы имеет решающее значение для скрипичной техники, и, как показывают подробные исследования Менухина,  эта работа не должна быть скучной.

Системы гамм, к примеру: Карла Флеша, Асатур Григорьевича Григоряна, Ивана Галамяна, предлагают исчерпывающее учебное пособие. Инструкции по изучению включены, но они могут показаться нереалистичными для современного ученика, у которого мало времени для занятий.

И всё же верный и лучший способ – начать изучать гамму с полной концентрацией. Практика повседневной рутины заключается в том, что мозг нуждается в повторении, чтобы учиться. Неврологи обнаружили, что когда создается новый нервный путь, что происходит каждый раз, когда мы делаем что-то новое, например, когда впервые играем какую-либо гамму, изолирующие волокна растут вокруг этого нервного пути. Когда путь используется неоднократно, изолирующий слой увеличивается, закрепляя действие в нашей долговременной памяти. Требуется от 30 до 50 совершенных повторений действия, чтобы оно закрепилось в нашей нервной системе и превратилось в привычку или навык. Когда мы эмоционально вовлечены в обучение, сосредоточившись на музыкальности и качестве звука в работе над гаммой, над интервальным соотношением, этот процесс намного эффективнее. В процессе занятий ученик должен научиться ставить перед собой звуковую цель предслышать то, что планирует извлечь из своего инструмента. Необходимо научить воплощать разнообразные по содержанию образы. Медленные гаммы можно использовать в качестве физической разминки, но помимо этой первоначальной функции гаммы бесценны для поддержания и развития каждого аспекта скрипичной техники. Развивает силу, независимость и ловкость пальцев левой руки. Улучшается координация левой и правой руки. Развивается сенсорный контроль и чувствительность пальцев левой руки, чтобы избежать чрезмерного нажатия; закрепляется знание грифа; усовершенствуется интонация; ритмичная игра левой рукой; плавные переходы. Освоение гаммы позволяет пальцам выучить правильное расстояние в каждой позиции на скрипке, таким образом появляется шанс приобрести хорошую технику левой руки.

Практикуясь над гаммой необходимо уделить особое внимание легкости игры, целому смычку и чистоте тона. Свободная правая рука будет способна переключаться с одного штриха на другой.

Ведь никакой другой инструмент не обладает такой богатой палитрой звука, таким большим количеством штрихов. Чтобы их освоить, нужна система.  Подлинное понимание того, как работает наша техника, приводит к стабильным и безопасным выступлениям. Знакомство с гаммами в каждой тональности облегчает чтение нот и улучшает чтение с листа.

Каждый начинающий скрипач должен четко понимать как выстраивать свои домашние занятия. В своём классе и на отделе в помощь ученику выстраиваю некий алгоритм действий, чтобы легче было организовать себя. Настраиваю ученика, чтобы мог разработать четкую цель и намерение на отведенное время работы и погрузиться в процесс полной сосредоточенностью в течение этого периода. Приступить к занятию осознанно и творчески.  Предлагаю испытать себя, чтобы увидеть, как время работает на него, когда он трудится над тем, чтобы усовершенствовать свою технику.

  1. 5 минут – ведение смычка по открытым струнам. Вести очень медленно. Начните считать от 8, доведя до 32. 2. 15 минут – работа над гаммой.
  2. 10 минут – играть упражнения. По 2-3 упражнения с каждой страницы. 4. 20 минут – просольфеджировать (спеть голосом) без инструмента этюд, который задали. Учить маленькими отрывками.                                                                                                        5. 10 минут – Повторить какую-нибудь пройденную пьесу.

Всегда нахожусь в поиске новых идей, чтобы заинтересовать учащихся в качественном выполнении домашней работы. Предлагаю простые, но очень забавные способы заставить юного скрипача прыгать от радости в следующий раз, когда ему скажут: «Пора заниматься!»

  1. Мотивация детей к обучению с помощью формы для кексов или коропки из под конфет. Их можно использовать как часть музыкальной игры или как забавные тренировочные таблицы. Вот несколько идей, с которых можно начать.

Идея № 1 Наполнение формочки лакомством – Это простой способ для учеников визуализировать свое время практической отработки и «отмечать» свои достижения на ежедневной основе.

Идея № 2 Игра в игре – Вырезать 12 кругов из бумаги, которые поместятся на дне формочек. В каждом круге написать музыкальное задание и забавные способы тренировки:

  1. Отложить свой инструмент и спеть гамму вместо того, чтобы играть. 2. Отработать два тетрахорда по отдельности блоками по 8 раз: играть по два раза в восходящем движении, затем два раза в нисходящем движении, каждый раз меняя способ исполнения (деташе; мартле; пунктирный; стаккато; сотийе; легато 3/1; 4; 8) или ритмический рисунок. (задание займёт около 5 минут).
  2. Поиграть 4 раза гамму в одну октаву, чередуя каждую следующую ступень с Тоникой (задание займёт около 1 минуты).
  3. Отработать два тетрахорда скоростью на 50: легато четвертями, восьмыми, шестнадцатыми…
  4. Отложить свой инструмент и спеть арпеджио.
  5. Сыграть гамму целиком, не используя смычок.
  6. Сыграть арпеджио целиком, не используя смычок.
  7. Потренироваться вести смычок по двум струнам одновременно в медленном темпе штрихом деташе, а левой рукой играть гамму на одной струне.
  8. Сыграть гамму медленно, целым смычком и красивым звуком. 10. Сыграть 4 раза гамму на одной струне только 1-ым и 2-ым пальцами, каждый раз меняя способ исполнения
  9. Сыграть гамму на одной струне только 2-ым и 3-им пальцами.
  10. Сыграть гамму на одной струне только 3-им и 4-ым пальцами.

 

Часто сталкиваемся с проблемой: нежелание детей учить гаммы, арпеджио и этюды. Причиной этому трудности, с которыми дети сталкиваются. Как упоминали выше, чтобы качественно исполнить гамму, арпеджио перед обучающимся выстраиваются очень много задач: качество звука, артикуляция в левой руке, интонация, соединения струн, плавные переходы из позиции в позицию, скорость ведения смычка, сила звука, ритмическое исполнение… Часто из-за того, что по времени не закрепилась верная постановка, дети приспосабливаются как-нибудь выполнить поставленные задачи. Но мы, педагоги, прекрасно понимаем, что такое исполнение может выдержать 2-3 класс. Дальше ученик – элементарно не в состоянии справляться с программой. Низкая оценка на техническом зачете, пониженная самооценка у ребенка и пессимистический настрой на дальнейшее обучение в классе скрипки.

Как помочь нашим деткам полюбить данный вид деятельности? Нам педагогам хочется в полной мере дать юному музыканту все знания, умения и навыки игры на скрипки. Но, учитывая большую загруженность детей в общеобразовательных школах, сталкиваемся с проблемой нехватки времени для домашних занятий. Прежде всего, постепенный переход от простого к сложному должен быть соблюден. Изучение определенной гаммы и в этой тональности этюды и пьесы, причем не задерживаться на этом долго. Игра коротеньких этюдов позволяет быстро выучить текст наизусть, и больше уделять работе над штрихами. Таким способом можно охватить больше технического материала, при этом нотный текст нескольких таких этюдов равняется нотному тексту одного этюда      в традиционных сборниках.

На протяжении всего курса обучения должна проводиться систематическая плановая работа над таким важным разделом, как техническая база. Как только ребенок более-менее приспособился к инструменту работу в левой руке надо начинать не с одного пальца, а сразу со всеми, выкладывая на струне тетрахорды от 1-ого пальца к 4-ому и наоборот. При начальном обучении навыков звукоизвлечения мы указываем, как следует держать смычок, как приноровить нажим пальцев, какой из пальцев в каждый момент должен увеличить давление на трость и как научиться пользоваться кистью  – все это представляет собой достаточно трудную задачу.

При работе над гаммой имеет большое значение отработка Legato. Этот штрих является наиболее употребляемым и отличается большой выразительностью. Традиционная группировка длительностей в Legato – четная по 2,4,8,12 и т.д., но очень полезная г р у п п и р о в к а  п о с т у п а т е л ь н а я: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 и т . д . Для удобства детям подбираем певучие «речевки»:

Легато по 2 ноты – «по-две», «ма-ма», «па-па»

по 3 ноты – «Ма-моч-ка», «па-поч-ка», или имя самого ребенка «Све-точ-ка»;

по 4 ноты – «По-че-ты-ре», «звук-кра-си-вый», «Я иг-ра-ю»;

по 6 нот: «раз-два-три – я – иду», «ленточка красная», «милая мамочка»;

по 8 нот: «Я вось-ме-роч-ку иг-ра-ю».

Ставится задача – освоение грифа с помощью переходовой техники в пределах 1,2,3, позициях. Изучение арпеджио и штрихов.

В заключении возвращаемся к вопросу, зачем играть гаммы?                                 Вывод: потому что они интересные, музыкальные, сложные и очень-очень полезные!

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram