header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Взаимосвязь музыки и поэзии в отечественной камерно-вокальной музыке начала XX века

11 марта, 2024
QR Code

Автор:

Рябова Анна Валерьевна, преподаватель

ГБУДО г. Москвы «Воскресенская ДШИ»

 

Взаимосвязь музыки и поэзии

в отечественной камерно-вокальной музыке начала XX века

 

Проблема взаимосвязи музыки и поэзии в романсовом творчестве композиторов начала XX века встает особо остро, если проследить художественные установки мастеров камерно-вокального жанра той эпохи. Кроме того, необходимо учесть художественную ситуацию рубежа веков, повлекшую за собой кардинальное переосмысление романсового жанра.

В первое десятилетие XX века из обихода большинства русских композиторов слово «романс» почти полностью исчезает. Танеев, Метнер, Катуар, Крейн, Прокофьев и др. начинают именовать свои камерно-вокальные сочинения как «стихотворения с музыкой». Это название отражает глубокие изменения, происшедшие во взглядах композиторов на соотношение музыки и слова. Композиторское внимание сосредоточено, главным образом, на проблеме художественного слова, декламации в лирическом стихе. Именно лирика занимает господствующее положение и в том и другом искусстве того времени. Поэтому неудивительно, что музыка и поэзия еще более сблизились, найдя общую точку соприкосновения в лирике.

Поэзия оценивается композиторами, в первую очередь, с точки зрения ее напевности, музыкальности. С другой стороны критерии оценки вокальной музыки подразумевают особое внимание к слову, к умению «слышать текст».

На рубеже веков получил большое распространение жанр мелодекламации – чтение с сопровождением музыки. Опыты мелодекламации есть у Ребикова, Аренского, но особенно увлекался ими Гнесин. В своей студии он ставил задачу ритмической интерпретации стиха, вследствие чего образовывался смешанный тип романсно-мелодраматического жанра, где в пределах одного произведения произнесение текста как бы балансирует между речью и музыкой.

Представляется, что встречное движение поэзии и музыки должно было бы привести к органическому синтезу, к высочайшим достижениям в вокальной музыке. В действительности этого не произошло. Та разновидность жанра вокальной лирики, которую композиторы обозначили как «стихотворения с музыкой» оказалась чрезвычайно сложным и глубоко противоречивым явлением. Б.В. Асафьев, определяя соотношение слова и музыки в романсе, писал: «Область романса никогда не может быть полной гармонией, союзом между поэзией и музыкой! Это скорее «договор о взаимопомощи», а то и «поле брани», «единоборство» [1, 233]. Проблема, касающаяся этого противоречивого союза, имеет несколько аспектов. Остановимся на некоторых из них.

Первый – касается требований, предъявляемых композитором к стихотворению с точки зрения его художественной ценности. Всякий подлинный мастер отражает в творчестве дух своей эпохи, ее мысли и чаяния. Ощущение грядущих перемен неизбежно сказывается на композиторах великих и на композиторах меньшего масштаба. Именно на последних эти перемены отразились в большей степени. Отсюда – уход в прошлое, культивирование его идеалов, субъективизм. Эти черты стали преобладающими в вокальной лирике начала века.

Второй аспект обусловлен тесной взаимосвязью истории романса с историей поэзии. Поэзия оказывала громадное воздействие на содержание и форму, на интонационный строй вокальной музыки. Большое влияние на романс начала XX века оказало господствующее тогда в лирической поэзии направление – символизм. В символистской поэзии главное место занимала лирика, которая стремилась субъективно трактовать все сферы жизни человека. Поэты-символисты чрезвычайно расширили представление о человеческой личности во всем богатстве ее оттенков. Все эти качества символистской поэзии как нельзя лучше соответствовали мироощущению многих композиторов, которые все свое внимание направили на лирику. Гражданская, социальная тема почти полностью исчезла из вокального творчества. Все реже воссоздавались в романсах эпические образы, столь характерные для камерно-вокального жанра XIX века. В лирике же преобладающими стали сумрачные настроения. Из вокальной музыки почти исчезла главная ее тема – тема любви как светлое и сильное чувство. Любовь наделилась иными качествами: болезненностью, отрешенностью, надломленностью. Однако именно поэзия символистов  способствовала созданию камерно-вокальных произведений, поражающих глубиной психологического анализа, утонченностью исследования душевного мира человека, что, безусловно, очень обогатило вокальную лирику.

В заключение отметим, что проблема взаимосвязи музыки и поэзии в вокальной лирике начала XX века далеко не исчерпана и может быть рассмотрена в историко-культурном и  теоретическом ракурсах.

_________________________________________________________

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971. – 375 с.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram