header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Воспитательная работа на теоретических занятиях в детской музыкальной школе»

8 июня, 2023
QR Code

«Воспитательная работа на теоретических занятиях в детской музыкальной школе»

Автор:

Дедова Анна Юрьевна, преподаватель теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» муниципального образования Кандалакшский район

 

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

 а, прежде всего, воспитание человека».

В. А. Сухомлинский

Музыкальное искусство издавна признавалось важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.  Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека.

Целью современного музыкального образования в ДМШ является воспитание целостной творческой личности. Содержание и цели программ предметов музыкально – теоретического цикла (слушание музыки, сольфеджио и музыкальная литература) согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения, в том числе с его программой воспитательной работы. Они обеспечивают художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей, способствуют формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся; способствуют осмыслению собственной художественной практики, знакомству с основными направлениями, видами и жанрами искусства, особенностями их взаимодействия и развития в историческом контексте, а также – формированию культурных ориентаций и установок личности современного юного слушателя музыки на эстетические идеалы.

Ценностная направленность программ является фактором преодоления в процессе музыкального образования и воспитания конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде, способствует вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов.

Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемое программами для прослушивания и используемое на занятиях, отражают такие духовно-нравственные ценности, как любовь к Родине, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для культуры образы-идеалы человека и такие качества героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь, трудолюбие, справедливость.

Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Знание разной музыки помогает ребёнку выбрать то, что вызывает у него наибольшую симпатию, проявить свои вкусовые предпочтения, которые становятся основой для формирования художественного вкуса.  Музыкальный вкус – художественный вкус в области музыки. По отношению к детям   понятие «музыкально-вкусовые предпочтения» более верно, т.к. «художественный вкус» в области музыки – составляющая культуры уже сформировавшейся личности. Формирование художественного вкуса личности в области музыки зависит не только от музыкального, но и от общего культурного кругозора. Кругозор ребёнка должен постоянно расширяться, открывать всё новые горизонты знаний.[1]

Для формирования у ребёнка музыкального кругозора (информационного поля в области музыки) необходимо найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жизни, участниками которой они становятся, к некоторым ее проблемам. Хорошим материалом для этого служат важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), обзор событий и фактов, содержащийся в средствах массовой информации, в интернете. Свое место в учебной работе должны найти и памятные музыкальные даты. Например, накануне XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского в связи с его 60-летием в рамках фестиваля исследовательских и творческих работ по музыкальной литературе среди учащихся 6-7 классов «Музыкальное обозрение», связанного с историей возникновения и особенностями конкурса им. П.И. Чайковского, была проведена музыкально – образовательная программа «Я вхожу в мир искусств», представляющая защиту лучших работ и концерт из произведений П.И. Чайковского.

В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни ребёнок постоянно окружен музыкой. Поток музыкальной информации практически безграничен, а это обостряет проблему организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса ребёнка. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон. Для того, чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.

С целью активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся необходимо применять информационно –  компьютерные технологии. Использование интернет ресурсов, электронных энциклопедий, интерактивных пособий и презентаций позволяют из пассивного слушателя воспитать ученика, который является активным участником процесса обучения и повысить мотивацию к обучению.

Гуманизация образования предполагает воспитание у детей лучших человеческих качеств, создание в процессе обучения условий для всестороннего развития личности, удовлетворение духовных потребностей обучаемых, развитие их творческих способностей, умение понимать других и общаться. В работе необходимо опираться на личностно-ориентированные технологии, которые предполагают разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках этих технологий следует придерживаться таких направлений как: Гуманно-личностные технологии и Технологии сотрудничества. Первые отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, “исповедуют” идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы. Второе направление реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Пожалуй, одним из условий реализации воспитательного процесса является психологический комфорт обучающихся во время урока. Заряд позитивных эмоций, полученный учеником на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания. Этому способствует проявление доброжелательности педагога. Необходимо применять позитивный стиль общения, при котором приглашать всех участвовать в обсуждении, уделяя внимание к каждому высказыванию учеников, поощрять к самостоятельной мыслительной деятельности, тактично исправлять допущенные ошибки, в своей речи использовать больше положительных оценок (хорошо, отлично, прекрасно и т.д.). На уроке должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и необидным сравнениям, использованию поговорок, афоризмов. Желательно, чтобы форма проведения занятий была привлекательной для детей: концерт-урок, концерт-лекция, беседа, театрализованное представление, сказка, концерт-композиция и другие; включать движение, игру, свободную посадку. Необходимо тщательно продумывать уроки, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя учащихся на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность урока.

Воспитательный процесс не может ограничиваться различными формами учебной деятельности, а включает в себя также разветвленную систему внеклассных мероприятий. Чем разнообразнее формы внеклассной работы, тем живее интерес учащихся к ней.

 «Музыкальная гостиная» как одна из форм внеклассной работы проводится не часто –раз в учебном году. Обычно каждая тема лектория посвящена юбилею композитора прошлого и настоящего времени. Цель лектория – пробудить сознательный интерес к слушанию музыки, к приобретению разнообразных музыкальных знаний; активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор. «Музыкальная гостиная» проводится как рассказ о биографии композитора или характеристика его творчества с сопровождением «живой» звучащей музыки в исполнении учащихся и преподавателей школы. Например, «А.Ф. Гедике. Человек. События. Время. (к 140-летию со дня рождения)», «М. Таривердиев. Кто тебя выдумал, звёздная страна?».  «Музыкальная гостиная» углубляет и расширяет знакомство детей с жизнью и творчеством композитора, его окружением, эпохой, создает более полное и эмоционально окрашенное представление о личности композитора, значении его творчества.

«Филармония школьника» – проект, для которого характерна концертно-просветительская направленность, основанная на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся. Цель проекта – создание условий для развития ценностных ориентиров личности ребенка через приобщение к лучшим образцам классической музыки в плоскости их возрастных интересов. Проводится для обучающихся общеобразовательных школ три раза в год во время осенних, весенних и в начале летних каникул.

Тематика музыкально-образовательных программ разнообразна и содержательна. Она направлена: на расширение музыкального кругозора о выразительных средствах музыки- «Звуковые краски, или из чего получается музыка», об особенностях стилей и жанров- «Этот многоликий джаз», «Танец в музыке», о роли музыки – «Кино и музыка», «Мультфильмы и музыка»; развитие общего кругозора – «Детские забавы», «Цирк»; воспитание художественного вкуса и интереса к литературе –  «Путешествуя с музыкой по страницам книги Анастасии Волховской «Черничный мишка», «В стране сказок Джанни Родари»; раскрытие воспитательного потенциала биографии известной личности: «В.А. Гаврилин. «Перезвоны судьбы» (к 80-летию со дня рождения)», «Образы природы в музыке. Мир детства Яна Сибелиуса»; знание истории своего края, любовь к малой родине- «Путешествие по северным просторам», «Музыкальные зарисовки, посвящённые 500-летию упоминания Кандалакши в исторических летописях».

Так как это не единичное мероприятие, то это дает возможность задействовать большее количество выступающих. Это хорошая возможность приобретения опыта художественно-творческой деятельности, самовыражения и самоутверждения себя как творческой личности, приобретения уверенности в себе.  Воспитывается чувство ответственности, так как выступать приходится перед своими же сверстниками, особенно если это одноклассники или учащиеся той школы, в которой обучается участник филармонии. Результат проведения филармонии – заинтересованность школьников и привлечение контингента для обучения в ДМШ.

В 2020 году во время дистанционного обучения был апробирован видео-формат Филармонии. Виртуальный концерт «Музыкальное путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена» был приурочен к 215-летию со дня рождения писателя. Погружение в сказочный мир Андерсена происходило через исполнение учащимися ДМШ музыкальных произведений в видеозаписи, которые иллюстрировали образы героев знакомых и незнакомых сказок Андерсена. Изображение накладывалось на видеофрагменты из мультфильмов по сказкам Андерсена в уменьшенном формате так, чтобы видеть исполнителя, но не мешать восприятию происходящего на экране. Сложность заключалась в том, чтобы подобрать подходящие кадры мультфильма под звучащую музыку и точно совместить их. В видеофильме ведется рассказ о жизни и творчестве Андерсена, также озвучены некоторые цитаты из сказок, а некоторые выведены на экран перед музыкальной видео-иллюстрацией. Фильм участвовал в муниципальной онлайн-игре для обучающихся «Лето. RU», после просмотра которого предлагалось принять участие в викторине и ответить на вопросы теста по сказкам Андерсена.

Музыкальные театральные постановки – одно из направлений внеучебной деятельности, основная задача которой – повышение интереса, мотивации, активизация желания заниматься музыкой. Это очень интересный и увлекательный вид деятельности, способствующий развитию музыкальных и творческих навыков, самовыражению учащихся.[2] В настоящее время разработан новый формат Филармонии с элементами театрализации, где участники предстанут не только как исполнители музыкальных произведений, но и в роли определенных персонажей. Тематика Филармонии связана с танцевальными жанрами и уже была неоднократно использована для знакомства с их особенностями, но в новом формате это будет представлено в виде путешествия во времени с танцами, между которыми происходит состязание. С этого соревнования ведётся репортаж и берётся интервью у танцев.

Музыкально-театральная деятельность в практике внеурочной работы музыкальной школы позволит значительно повысить самостоятельную активность детей, развить музыкальные способности, творческое мышление, приобщить учащихся к разным видам искусства, что будет способствовать формированию у школьников эстетического вкуса и потребности духовной культуры, воспитанию у ребёнка убеждений и духовных ценностей.

О важности и необходимости детского творчества говорится в большинстве работ, посвященных проблемам музыкальной педагогики. Среди положительного арсенала творческих форм указывают такие качества, как активность, радость, самовыражение. Творчество – это действительно самовыражение, то есть самостоятельное выражение чего-то своего: настроения, образа, мысли.[3] Стимулирование детей к самостоятельному творчеству – один из факторов воспитания творческой личности. Учащиеся с интересом выполняют предложенные им творческие задания. Например, на сольфеджио: на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.; на музыкальной литературе: нарисовать карту жанров, придумать рассказ от имени инструмента, составить кроссворд и т.п.  С не меньшей заинтересованностью они сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады, презентации. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий). Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Часто приходится сталкиваться на практике с тем, что, например, выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Ещё одна форма внеклассной работы, которая дает возможность проявить свои способности всем обучающимся, раскрыть себя как творческую личность – это Вокально-инструментальный фестиваль «Мы играем, сочиняем и поём», где ученики показывают своё мастерство в подборе мелодий с аккомпанементом, сочинении пьес, игре произведений в эстрадных ритмах и пении с аккомпанементом.

Таким образом, через активные формы творчества – концерта, театрализации, происходит эстетическое постижение мира, окружающей реальности, создается эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, когда ребенок переходит на позицию автора.

Оскар Уайльд говорил: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся». Разносторонне-образованные творческие личности со своим мировоззрением, убеждениями и взглядами, музыкальным вкусом и предпочтениями, культурой общения – идеальная модель выпускника музыкальной школы. Не все учащиеся музыкальных школ в будущем- профессиональные музыканты, большинство станут только любителями, но занятия музыкой всё равно оставят глубокий отпечаток на всю жизнь: соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит их духовный мир, позволит раскрыться личности как творческой натуре. Они становятся более чуткими к окружающему миру, более тонко воспринимают всё прекрасное.

Список литературы:

  1. Климентьева Н.А. Методические рекомендации по созданию театрализованных постановок в школе [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2017/11/24/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu (дата обращения: 30.04.2023).
  2. Кузнецова Н.А. Методическая разработка «Развитие музыкального мышления» [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/razvitie-muzykalnogo-myshleniya-2652893 (дата обращения: 30.04.2023).
  3. Смольская Ю.В. Педагогическая филармония как эффективная форма развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-pedagogicheskaya-filarmoniya-kak-effektivnaya-forma-razvitiya-interesa-uchaschihsya-k-klassicheskoy-muzyke-v-sisteme-dopo(дата обращения: 30.04.2023).

 

[1]Смольская Ю.В. Педагогическая филармония как эффективная форма развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL:  https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-pedagogicheskaya-filarmoniya-kak-effektivnaya-forma-razvitiya-interesa-uchaschihsya-k-klassicheskoy-muzyke-v-sisteme-dopo (дата обращения: 30.04.2023).

[2] Климентьева Н.А. Методические рекомендации по созданию театрализованных постановок в школе [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2017/11/24/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu (дата обращения: 30.04.2023).

[3] Кузнецова Н.А. Методическая разработка «Развитие музыкального мышления» [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/razvitie-muzykalnogo-myshleniya-2652893 (дата обращения: 30.04.2023).

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram