Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7. МЫ РАБОТАЕМ ВСЕ ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ.

ВОСПИТАНИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Синовицкая И.Р.
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «Орловская детская хоровая школа»

ВОСПИТАНИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ

Музыка – искусство временнόе. Обучение музицированию нужно начинать с воспитания чувства временной упорядоченности, без чего не мыслима никакая фортепиано-педагогическая работа с учеником.
Ритм как временная организация звуков проникает в различные элементы музыкальной ткани произведения. Чётко прослеживается связь ритма с мелодической интонацией, с характером, образным содержанием произведения, жанром сочинения. Следовательно, раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма очень важно в воспитании у детей навыков слухового воспитания ритма. Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Такое же утверждение содержится и в методах Б. Милича, А.Баренбойма. Итак, сначала слуховое воспитание, а потом освоение графических изображений ритмических построений.
На практике занятия с учащимися ведутся параллельно, но о первичности слухового воспитания ритма необходимо помнить всегда.
Л. Баренбойм советует начинать с осознания равномерности музыкального пульса: «шаги, которые слышны в музыке» [1, с. ].
В работе используются хлопки под звучание музыкальной пьесы. Начинать лучше с марша, с обращения к словесной ритмизации: «шаги» в именах детей, зверей, птиц и т. д. Естественно, что по характеру метроритмическая пульсация даже в однотонной музыке в отношении размера и скорости движения будет различной (например, марш и танец, протяжная лирическая песня и т. д.).
Следующий этап – графическое освоение ритма. Начинать необходимо с ритма, а не со звуковой линии. Известный педагог Т. Смирнова в своих методических рекомендациях предлагает начинать освоение ритма по ритмическим карточкам без обозначения высоты звука. Когда же осваивается высоко-высотные соотношения, она предлагает «бусы» [2, с. 25].
Итак, графически запись должна производиться палочками, расположенными на равном расстоянии друг от друга. Пока нет необходимости говорить, почему одни длительности называются восьмыми, другие – четвертными. Нужно, чтобы дети поняли, ощутили, что по длительности эти звуки разные.
Можно использовать образные сравнения (у Т.Смирновой – рассказ о шагах, прогулке). В некоторых методиках (Б. Милич, Т. Смирнова, Л. Баренбойм) предлагается исполнение ритмослогов:
Та-а – половинная длительность;
Та – четвертная длительность;
Ти-ти – две восьмых длительности.
Считать на раз-два необходимо только пока доли «шаги». Предлагается предварительное внутреннее развитие ощущение пульсации.
Освоение других длительностей происходит по мере их появления в произведениях.
Пауза – вид музыкальной выразительности, выразительный перерыв между звуками. Воспитывать у ребёнка психологически правильное отношение к паузе нужно с первых шагов.
Пульс в музыке бывает сильным и слабым. При помощи стихов можно доходчиво объяснить ученику, где ударные, а где безударные слоги. В музыке это слабые и сильные доли, которые чередуются (метр). После этого следует разговор о такте, тактовой черте, которую ставят перед сильной долей. Такты – это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат поставлен сразу за ключевым знаком. Верхняя цифра – количество «шагов», пульсаций, долей; нижняя показывает, чему равна длительность. Т. Смирнова предлагает интересные импровизации на основе джазовых ритмов, где используются напёрстки [2, с. 43-47].
Воспитание метроритмических навыков у учащихся своего класса я начинаю с беседы о музыке, как временнόм явлении, сравнивая её с другими видами искусства (живопись, архитектура, хореография и литература). Необходимо, чтобы ребёнок осознал разницу или схожесть видов искусства. Используя приёмы игры, образные сравнения, перехожу к понятию метра, «пульса» в музыке. Метрическая единица – доля, равная четвертной длительности. В ритмических упражнениях, которые предшествуют разбору музыкального произведения, ребёнок должен чётко хлопать или шагать – зафиксировать «пульс» в музыке. В подобной игровой форме изучаются понятия сильных и слабых долей (метр), чередование длинных и коротких длительностей (ритм). Простукивая, прохлопывая детские стихи, считалочки, а также имена детей, родителей, учащиеся увлекаются и легко усваивают основные ритмические понятия.
При разборе ритмического рисунка в музыкальном произведении с обучающимся необходимо сначала простучать пульс левой рукой, потом присоединить правую руку: она должна простучать длительности, обозначенные в произведении. Детям это удаётся без особого труда, но у всех освоение идёт по-разному, в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.
Зафиксировав слухом, что звуки бывают длинными, короткими, то есть разными по длительности их звучания, учащиеся осознают, что и изображаться звуки должны по-разному. Возникает естественный вопрос: «как?». Обычно я использую традиционную схему длительностей, предваряя её небольшим рассказом о прогулке семьи: целая нота – остановка; половинная – папа, четвертная – мама, восьмая – ребёнок, шестнадцатая – собачка, кошечка.

Эту схему мы записываем в нотную тетрадь, которая должна быть у ученика на уроках.
В рассказе о паузах я использую понятие «Паузы-неслышенки», которую необходимо слушать. При прохлопывании ритма во время паузы руки разводим в стороны, иногда тихо говорим «пауза».
Когда детьми усвоены длительности, сильные и слабые доли, переходим к размерам. Ритмические задачи стоят перед маленькими пианистами с самого начала их пути, поэтому, чем быстрее им прочнее ученик усвоит основные метроритмические понятия, тем успешнее о осознаннее он будет исполнять разучиваемые произведения.

Список литературы.
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Советский композитор, 1973.
2. Смирнова Т. Аллегро. Методические рекомендации. – М.: ЦСДК., 1994.
3. Милич. Б. Воспитание ученика-пианиста. – Музична Украина. Киев, 1977.
4. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
5. Баринова М.Н. О развитии творческих возможностей ученика. – Музгиз. Л., 1961.
6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. –Издательство Музыка. М., 1982.
7. Исенко А. Экспресс-курс для детей и взрослых. – М. Голос, 1994.

QR Code