header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

ВОСПИТАНИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ

18 мая, 2022
QR Code

Синовицкая И.Р.
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «Орловская детская хоровая школа»

ВОСПИТАНИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ

Музыка – искусство временнόе. Обучение музицированию нужно начинать с воспитания чувства временной упорядоченности, без чего не мыслима никакая фортепиано-педагогическая работа с учеником.
Ритм как временная организация звуков проникает в различные элементы музыкальной ткани произведения. Чётко прослеживается связь ритма с мелодической интонацией, с характером, образным содержанием произведения, жанром сочинения. Следовательно, раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма очень важно в воспитании у детей навыков слухового воспитания ритма. Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Такое же утверждение содержится и в методах Б. Милича, А.Баренбойма. Итак, сначала слуховое воспитание, а потом освоение графических изображений ритмических построений.
На практике занятия с учащимися ведутся параллельно, но о первичности слухового воспитания ритма необходимо помнить всегда.
Л. Баренбойм советует начинать с осознания равномерности музыкального пульса: «шаги, которые слышны в музыке» [1, с. ].
В работе используются хлопки под звучание музыкальной пьесы. Начинать лучше с марша, с обращения к словесной ритмизации: «шаги» в именах детей, зверей, птиц и т. д. Естественно, что по характеру метроритмическая пульсация даже в однотонной музыке в отношении размера и скорости движения будет различной (например, марш и танец, протяжная лирическая песня и т. д.).
Следующий этап – графическое освоение ритма. Начинать необходимо с ритма, а не со звуковой линии. Известный педагог Т. Смирнова в своих методических рекомендациях предлагает начинать освоение ритма по ритмическим карточкам без обозначения высоты звука. Когда же осваивается высоко-высотные соотношения, она предлагает «бусы» [2, с. 25].
Итак, графически запись должна производиться палочками, расположенными на равном расстоянии друг от друга. Пока нет необходимости говорить, почему одни длительности называются восьмыми, другие – четвертными. Нужно, чтобы дети поняли, ощутили, что по длительности эти звуки разные.
Можно использовать образные сравнения (у Т.Смирновой – рассказ о шагах, прогулке). В некоторых методиках (Б. Милич, Т. Смирнова, Л. Баренбойм) предлагается исполнение ритмослогов:
Та-а – половинная длительность;
Та – четвертная длительность;
Ти-ти – две восьмых длительности.
Считать на раз-два необходимо только пока доли «шаги». Предлагается предварительное внутреннее развитие ощущение пульсации.
Освоение других длительностей происходит по мере их появления в произведениях.
Пауза – вид музыкальной выразительности, выразительный перерыв между звуками. Воспитывать у ребёнка психологически правильное отношение к паузе нужно с первых шагов.
Пульс в музыке бывает сильным и слабым. При помощи стихов можно доходчиво объяснить ученику, где ударные, а где безударные слоги. В музыке это слабые и сильные доли, которые чередуются (метр). После этого следует разговор о такте, тактовой черте, которую ставят перед сильной долей. Такты – это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат поставлен сразу за ключевым знаком. Верхняя цифра – количество «шагов», пульсаций, долей; нижняя показывает, чему равна длительность. Т. Смирнова предлагает интересные импровизации на основе джазовых ритмов, где используются напёрстки [2, с. 43-47].
Воспитание метроритмических навыков у учащихся своего класса я начинаю с беседы о музыке, как временнόм явлении, сравнивая её с другими видами искусства (живопись, архитектура, хореография и литература). Необходимо, чтобы ребёнок осознал разницу или схожесть видов искусства. Используя приёмы игры, образные сравнения, перехожу к понятию метра, «пульса» в музыке. Метрическая единица – доля, равная четвертной длительности. В ритмических упражнениях, которые предшествуют разбору музыкального произведения, ребёнок должен чётко хлопать или шагать – зафиксировать «пульс» в музыке. В подобной игровой форме изучаются понятия сильных и слабых долей (метр), чередование длинных и коротких длительностей (ритм). Простукивая, прохлопывая детские стихи, считалочки, а также имена детей, родителей, учащиеся увлекаются и легко усваивают основные ритмические понятия.
При разборе ритмического рисунка в музыкальном произведении с обучающимся необходимо сначала простучать пульс левой рукой, потом присоединить правую руку: она должна простучать длительности, обозначенные в произведении. Детям это удаётся без особого труда, но у всех освоение идёт по-разному, в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.
Зафиксировав слухом, что звуки бывают длинными, короткими, то есть разными по длительности их звучания, учащиеся осознают, что и изображаться звуки должны по-разному. Возникает естественный вопрос: «как?». Обычно я использую традиционную схему длительностей, предваряя её небольшим рассказом о прогулке семьи: целая нота – остановка; половинная – папа, четвертная – мама, восьмая – ребёнок, шестнадцатая – собачка, кошечка.

Эту схему мы записываем в нотную тетрадь, которая должна быть у ученика на уроках.
В рассказе о паузах я использую понятие «Паузы-неслышенки», которую необходимо слушать. При прохлопывании ритма во время паузы руки разводим в стороны, иногда тихо говорим «пауза».
Когда детьми усвоены длительности, сильные и слабые доли, переходим к размерам. Ритмические задачи стоят перед маленькими пианистами с самого начала их пути, поэтому, чем быстрее им прочнее ученик усвоит основные метроритмические понятия, тем успешнее о осознаннее он будет исполнять разучиваемые произведения.

Список литературы.
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Советский композитор, 1973.
2. Смирнова Т. Аллегро. Методические рекомендации. – М.: ЦСДК., 1994.
3. Милич. Б. Воспитание ученика-пианиста. – Музична Украина. Киев, 1977.
4. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
5. Баринова М.Н. О развитии творческих возможностей ученика. – Музгиз. Л., 1961.
6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. –Издательство Музыка. М., 1982.
7. Исенко А. Экспресс-курс для детей и взрослых. – М. Голос, 1994.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram