Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Вокальное обучение: О роли преподавателя в развитии детского голосового аппарата

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Иванова Галина Александровна

 – преподаватель музыкального отделения

(специальность «Вокальное искусство»)

НОКИ им. С.В. Рахманинова

(г. Великий Новгород)

2022 г.

 

 

Вокальное обучение:

О роли преподавателя в развитии детского голосового аппарата

 

 

 

Дети и подростки – это всегда особая категория обучающихся пению людей. Сегодня детей, изучающих академическое пение, возможно, даже больше, чем взрослых (юношей и девушек, мужчин и женщин), обучающихся по данному профилю в сузах и вузах. Поэтому именно вокруг детского вокального образования сейчас ведется много дискуссий и споров о том, какие методы допустимы для обучения пению детей, какая учебная, нотная литература предпочтительна, какие вокальные нагрузки испытывает детский голосовой аппарат и отсюда: сколько, когда, с какой частотой и силой следует петь ребенку.

Неоспоримым остается тот факт, что детский голос – не то же самое, что голос взрослого человека. Это же можно сказать про детскую физическую и психическую подготовку. Известно, что голос ребенка постоянно развивается и растет вместе с ним. И если по каким-то критериям преподаватель проявит небрежность, или захочет форсировать события, невзирая на естественную индивидуальную скорость роста голосового аппарата, то это сначала приведет к утомлению детского голоса, а потом к заболеваниям профессионального характера (гипотонусная дисфония, афония, ларингит и т.п.).

Следует помнить, что не все обучающиеся академическому вокалу дети в будущем свяжут свою жизнь с профессиональным пением. Для многих пение сейчас – это способ раскрепощения, развития творческого начала, развитие голоса и голосовых функций как основного инструмента коммуникации, способ избавления от каких-либо вокально-речевых дисфункций, а то и просто музыкальный досуг. Поэтому преподаватель-вокалист всегда должен иметь в наличии арсенал педагогических методик и репертуара для базовых и для продвинутых программ обучения. Вместе с тем на каждого ученика  на каждый учебный год составляется индивидуальный план обучения, в котором преподаватель дает первоначальную характеристику голоса учащегося, фиксирует задачи обучения на выбранный период, соответствующий этим задачам репертуар, и в конце – отчет о проделанной работе, контрольные формы  и рекомендации на следующий период обучения.

Работа с каждым конкретным учеником накладывает на преподавателя пения ярмо гиперответственности, и вместе с тем – это всегда очень увлекательный и  уникальный процесс. Замечательно, если преподавателю удается наладить тонкий психологический контакт с ребенком, потому что пение – это сложный процесс, как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения психологии.

Пение – это также очень интимный процесс, особенно на ранних этапах обучения, поэтому очень часто многие стесняются петь на публике не оттого, что не умеют, а оттого, что боятся осуждения или недоброй оценки.

Доказано, что пением, и особенно академическим пением, способны заниматься люди с большой волей. Ведь сам акт начала звучания, звучания одиночного перед толпой обращенных к тебе глаз и ушей, является решительным волевым поступком. Как правило, все певцы  в какие-то периоды своего обучения певческому ремеслу сталкиваются с небольшим ощущением осадка и хрипоты на начальных этапах звучания голоса. Огромное волевое усилие совершают они, чтобы, невзирая на это, продолжить пение и даже улучшить его по всем профессиональным показателям. Вот, что говорит о значении воли для певца Л.Б. Дмитриев: «Повседневная практика и история вокального искусства показывают, что настоящего профессионализма в пении чаще всего достигают певцы с ярко выраженными волевыми качествами <…> Физиологически волевое усилие связано с преодолением тормозных процессов, с преодолением инертности нервной системы, с заменой или ломкой стереотипов. В остальном же произвольное, т.е. выученное, движение совершается автоматически. Однако в свое время выработка каждого произвольного действия требовала воли, которая затем по автоматизации навыка уже играет роль пускового механизма этого движения. В пении таким моментом, где воля проявляется наиболее отчетливо, является его начало» [1, c.125-126]. Не следует забывать о развитии волевых характеристик в работе с детьми. Другое дело, что каждый ребенок по-разному реагирует на экстремальные обстоятельства, в которых надо проявить волю. Поэтому эти обстоятельства должны быть точно дозированы, иначе можно полностью отбить желание петь, особенно в детской певческой практике. К счастью, кроме пугливых детей, существуют и те, кто ни сцены, ни публики не боятся, а, наоборот, с азартом и неподдельным интересом начинают выполнять поставленную задачу. Как показали наблюдения, дети младшего школьного и дошкольного возрастов чувствуют себя в вокальной работе и на сцене комфортнее, чем их старшие товарищи. Иногда это – природные качества ребенка, а в некоторых случаях – заслуга педагога.  Чтобы не повредить траекторию вокального развития ребенка, преподаватель должен организовать тот самый психологический комфорт, в котором воля ребенка будет только укрепляться.

В.П. Морозов связывает особенности детской вокальной педагогики с определенными стадиями анатомо-физиологического развития детского организма, когда растущий организм еще неспособен выполнять большие концентрированные нагрузки, которые допустимы для взрослого. Певческая перегрузка ВСЕГДА пагубно сказывается на развитии голоса, особенно детского. В.П. Морозов перечисляет следующие положения, значимые для детской  вокальной педагогики:

— отсутствие перегрузок детской психики и голосового аппарата;

— развитие детского голосового аппарата в условиях природы сегодняшнего, а не завтрашнего дня;

— каждый возраст требует своих методических подходов;

— эмоционально-образное обучение  (метод «как будто») для развития резонансных (вибрационных) ощущений и представлений;

— принцип целостности голосового аппарата;

— формирование звуковой среды, в которой воспитывается детский голос [2].

Детское пение по существу отличается от пения взрослого человека. И это отличие связано прежде всего с наличием вибрато в голосе. До сих пор явление вибрато в детском пении вызывает много споров в педагогической среде. До недавнего времени профессиональным академическим пением дети занимались исключительно на хоровых отделениях ДМШ, и пение это было по определению коллективным. С началом нового тысячелетия в практику стало активно вводится индивидуальное сольное пение. Его оформили как  дополнительный предмет на хоровых отделениях, который называется либо «Вокал», либо «Постановка голоса». Есть одно существенное препятствие для развития пения с вибрато в детской певческой практике. Оно заключается в том, что, как правило, пение в хоровом коллективе требует очень однородного звучания, фактически сродни прямому безвибрационному звуку. Это объясняется тем, что вибрато очень индивидуально для каждого, более того уровень владения им у всех разный, особенно это относится к детскому коллективу. И ребенок с ярко выраженным вибрато может сильно выделяться из коллектива, что не приветствуется многими хормейстерами. К счастью, есть такие преподаватели хора, которые понимают, что лучше развивать естественное вибрационное звучание голоса, чем увлекаться пением прямым негибким звуком, которое может  в конечном итоге привести к проблемам с голосом или к его потере.

Уже  в 60-х гг. прошлого столетия пение с вибрато среди детей волновало многих специалистов голоса. Вот что пишет Н.Д. Орлова в своей работе «О детском голосе» о явлении вибрато среди детей:

«С точки зрения современной акустики и физиологии певческую фонацию можно разделить на две группы: 1) пение с вибрато (европейское оперное пение) и 2) пение без вибрато (народное пение, детское хоровое пение, иногда эстрадное пение). Оба эти способа фонации имеют большую историю, физиологически правомерны и эстетически оправданы. Так, например, наличие у хористов вибрато с большим размахом и различной частотой может нарушить инструментальность и стройность звучания всего ансамбля и лишить его многих эстетических качеств <…> Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании; необходимо заботиться о правильном развитии детского голосового аппарата. Пение с вибрато является наиболее эффективным. Оно соответствует оптимальной работе голосового аппарата и обеспечивает наилучшие акустические характеристики певческого звука <…> «Встречается оно и у детей, главным образом музыкальных, поющих по своей охоте» [Б.М. Теплов] Иначе говоря, ребенок иногда естественным путем приходит к наилучшему и удобному способу фонации, когда он отступает от невольного подражания» [3, c.20-21].

 

Индивидуальная форма обучения в вокальной педагогике является единственно возможной и правильной формой с точки зрения воспитания, развития и сохранения профессионального певческого голоса. Индивидуальность ученика в процессе обучения подсказывает преподавателю те или иные методы работы с ним, позволяет создать максимально комфортные условия обучения, когда ученик начинает втягиваться в эту тренировочную работу и получать от нее удовольствие.

Сложный певческий процесс, как и обучение ему,  будет иметь положительный результат только тогда, когда он будет проходить в комфортной эмоциональной обстановке и иметь положительную физическую реакцию организма. Певческие навыки закрепляются рефлекторно, и главная задача преподавателя заключается в том, чтобы развить у ученика именно правильные певческие навыки.

Неестественное пение, различные новомодные приспособления, современные технические трюки в виде микрофонов в совокупности со звукорежиссерской обработкой пения, нивелирующие естественную природу голоса, в итоге могут привести к потере этого  голоса в принципе. Многие выдающиеся преподаватели на собственном опыте испытали все тяготы переучивания горе-певцов, восстановления правильной певческой функции. Многие специалисты фониатрической службы знают насколько тяжело вылечить искалеченный голос и тем более вернуть певцу утраченную певческую функцию, а также психологически реабилитировать его как певца.

Почти каждый певец в той или иной степени сталкивается с проблемами голоса. Голосовой аппарат  очень чувствителен к различным внешним влияниям, будь то нарушенный режим сна, питания, пагубное социальное окружение, воздействие табачного дыма, чрезмерная певческая нагрузка и т.д. Как результат, наступает певческое утомление, которое приводит к истиранию тембра голоса, потере диапазона, дисфонии.

Чтобы всего этого избежать певца с самых первых шагов его певческой жизни необходимо приучать к бережному отношению к своему голосу. Необходимо окружить его вниманием и оказывать своевременную поддержку, потому что, как известно, певцы очень эмоционально нестабильные люди и даже незначительное негативное происшествие  на профессиональном поприще легко  может вывести их из певческого тонуса.

Воспитание воли  и стрессоустойчивости у ученика – важная задача, стоящая перед преподавателем. Конечно же, нельзя требовать от ученика того, что не можешь показать на собственном примере. Преподаватель для ученика-вокалиста – ВСЕГДА пример для подражания с точки зрения целостности и самодостаточности вокальной личности. Здесь не следует путать подражание с пением под копирку. Личные и профессиональные качества преподавателя должны быть на таком уровне, чтобы у ученика не возникло и тени сомнения в правильности выбранной учителем методы.

В таком очень интимном процессе как пение, когда обнажаются эмоции и чувства, особенно важен положительно выстроенный взаимный контакт между учителем и учеником. Здесь не может быть никаких посредников. Здесь нет ни парты, ни классной доски. Здесь оба одинаково погружены в творческое музицирование через пение. Поэтому учителю очень важно с самого начала выстроить искренние доверительные отношения с учеником. Фальши не может быть ни в общении, ни в пении.

Любые отстраненные от личности формы обучения в вокальном образовании не возымеют положительного педагогического результата. Потому что вокальное искусство проникает всецело в жизнь юного певца, вставшего на нелегкий путь становления себя как вокалиста. А это возможно только при условии индивидуального обучения, когда все внимание преподавателя направлено на конкретного ученика.

 

Список литературы:

1) Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007. – 368с., нот, ил.

2) Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. МГК им. П.И. Чайковского, ИП РАН, Центр «Искусство и наука». М., 2008, 592с., илл.

3) Орлова Н.Д. О детском голосе. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Москва. 1966. 56с.

QR Code