Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Водная стихия в звуках, образах, сюжетах великих композиторов

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

     Водная стихия в музыке великих композиторов

 

Водная стихия издавна влекла к себе людей, пробуждала фантазию. Вода даже использовалась в музыкальных инструментах: 2 000 лет назад в Древнем Риме, а затем в Византии были известны водяные органы (гидравлосы) – предки современного органа.

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее водной стихии. Постоянно меняющаяся, манящая, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает. Вода в разных проявлениях воспета поэтами, изображена художники, легла на нотные строки произведений многих композиторов.

Во многих сочинениях, связанных с водной стихией присутствует метроритм баркаролы. Баркарола первоначально песня венецианских гондольеров, «песня на воде». Для народной баркаролы типичны размер 6/8, мягкое, «колеблющееся» движение мелодии, монотонный ритмический рисунок сопровождения, ассоциирующийся с ударами вёсел, покачиванием лодки на волнах, минорный лад. Характер баркаролы лирический, нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности. В 18 в. баркарола стала жанром профессиональной музыки; особое распространение получила в 19 в.

Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки, И. Брамса. Инструментальные баркаролы создали Ф. Шопен, Ф. Мендельсон-Бартольди, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов, Г. Форе, Б. Барток и др.

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Иванович Глинка

Романс «Венецианская ночь» – один из шести, написанных композитором весной 1832 года в Милане. В этой миниатюре на слова поэта и переводчика Ивана Козлова Глинка отразил всё своё восхищение прекрасными поэтичными картинами итальянских лунных ночей с их тёплым дыханием, а также поделился своим трепетным чувством радости от наслаждения жизнью.

Романс сочинён как баркарола, для которой характерен размер 6/8 и монотонно-размеренный аккомпанемент с мягкой пульсацией, отображающей плеск воды и покачивание лодки. Композиция, написанная в тональности Си-бемоль мажор, включает в себя три куплета, каждый их которых имеет двухчастную форму.

В тексте упоминаются: Брента – река, впадающая в Венецианский залив, напев Торкватовых октав — написанная октавами (восьмистишными строфами) поэма итальянского поэта Торквато Тассо (1544—1595) «Освобожденный Иерусалим», стихи которой распевали венецианские гондольеры, гондолы — традиционные венецианские гребные лодки, являющиеся одним из символов Венеции, долгое время были главным средством передвижения по каналам города.

В романсе «Ночной зефир» на стихи А.С. Пушкина (1838) на первый план выступает картинное начало. Форма романса — двойная трёхчастная (или трех-пятичастная) — АВАВА. Первый раздел А (Фа мажор) — спокойный ночной пейзаж, баюкающая мелодия, главная живописная роль отведена аккомпанементу, который воспроизводит мерный шум реки Гвадалквивир (река на юге Испании).

Второй контрастный раздел В (Ля мажор) — серенада. Музыка становится оживлённой, лёгкой, горделиво — страстной. В мелодии появляются характерные испанские обороты, сопровождаемые «гитарным» аккомпанементом. Неоднократное чередование и сопоставление обоих разделов, остающихся неизменными, позволяет Глинке объединить в одно целое зарисовки природы и бытовой сценки.

 

Александр Сергеевич Даргомыжский

Романс «Ночной зефир» на стихи Пушкина (1844) написан в форме рондо с контрастными эпизодами, в стиле испанской серенады. В рефрене (до минор): «Ночной зефир струит эфир» левая рука создаёт иллюзию шума воды, а синкопированные фразы в правой – состояние волнения, движения.

 

Опера «Русалка» на сюжет одноименной драмы Пушкина, премьера состоялась в 1856 г. в Петербурге. По сюжету дочь Мельника Наташа, разочарованная от несчастной любви, в отчаянии кидается в реку Днепр и попадает в подводное царство.

II действие – Песня Наташи (в сопровождении арфы):

«По камушкам, по желтому песочку

Пробегала быстрая речка,

В быстрой речке гуляли две рыбки,

Две рыбки две малые плотицы»

2 картина III действия оперы происходит вечером на берегу Днепра, из воды показываются русалки, они счастливы, что могут ночью покидать речное дно. Сцена русалок состоит из трех хоров, передающих три эмоциональных состояния русалок. Первый хор «Свободной толпою…» полон радости и ликования, благодаря изобразительности фактуры инструментального сопровождения, размеру 6/8, волнообразным ходам мелодии данный хор напоминает по своей жанровой основе баркаролу.

Второй хор «Любо нам…» передает состояние спокойствия русалок за то, что они в ночное время могут насладиться простыми радостями жизни и никого не бояться. В третьем хоре «Тише, тише…» ощущается состояние тревожности, русалки слышат, что на берегу кто-то есть и исчезают в воде.

Четвертое действие происходит в подводном царстве. Терем русалок: одни из них прядут, другие танцуют. Действие начинается с небольшого красочно-изобразительного оркестрового вступления, которое переносит нас в фантастический мир подводного царства. Под звуки арфы вбегает русалочка.

 

Александр Порфирьевич Бородин

Романс «Морская царевна» (сл. Бородина) состоит из двух эпизодов: «призыва морской царевны» и «картины моря». Сочинение написано в жанре баркаролы, что подтверждают размер 6/4 и типичные обороты «покачивания».

Романс «Море» (сл. Бородина) Тема баллады «Море» – борьба природы с человеком – одна из вечных тем в искусстве. Поединок человека и моря заканчивается гибелью главного героя: «…Там, где недавно лодка плыла, лишь ветер гулял, да седая волна».

Роль фортепианной партии не ограничивается аккомпанементом, фактура имитирует движение морских волн, то надвигающихся, то уходящих, успокаивающихся. Волнообразны и динамика, варьирующаяся от p до ff, темповые замедления и ускорения.

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н.А. Римский-Корсаков — удивительный мастер оркестра, автор виртуозных симфонических произведений, великий сказочник и мастер музыкального пейзажа. Первым серьезным увлечением будущего композитора была вовсе не музыка, а морские путешествия в дальние страны. Отец, видя тягу ребенка, в 12 лет отдал сына в морской кадетский корпус.

Окончание учебы привело его на службу на клипер «Алмаз». На этом судне музыкант совершил экспедицию к берегам Северной Америки (2 года 8 месяцев). Моряки за особое изящество называли клиперы гордыми океанскими лебедями. И хотя служебные заботы почти не оставляли молодому офицеру времени для музыки, морское путешествие открыло для него новый, до той поры малознакомый мир. Уже в первую ночь начался шторм, который продолжался трое суток.

С 1882 по 1885 гг. Римский-Корсаков побывал в Англии, Норвегии, Франции, Италии, Испании, США и Бразилии, познакомился с морями и океанами разных широт, он видел Ниагарский водопад, 4 месяца был на стоянке на реке Темза (Лондон).

Вся жизнь композитора была связана с Морским ведомством: звание гардемарин, затем мичман, 1873-74 гг. инспектор военно-морских духовых оркестров, 30 лет был дирижером военного морского оркестра. Сам композитор, в написанной на склоне лет «Летописи моей музыкальной жизни» оставил незначительные сведения о своей службе на флоте.

Впоследствии став композитором, изображал морскую стихию оркестровыми красками: в музыкальной картине и опере «Садко», в симфонической сюите «Шахеразада», в опере «Сказка о царе Салтане».

Его называли музыкальным «маринистом»: обладая цветным слухом, он представлял музыку в соотношении с цветами. Например, Ми мажор у него был синий по цветовой гамме, и все произведения, связанные с морем написаны в этой тональности.

Картинно изображено море в первой части симфонической сюиты «Шахеразады». Сюита написана в течение одного июля месяца 1888 г. и посвящена Владимиру Васильевичу Стасову, критику, историку, общественному деятелю, придумавшему балакиревскому кружку имя «Могучая кучка».

Первоначально первая часть сюиты была названа автором «Море и Синдбадов корабль». После вступления наступает черед морской темы — струнные дополняются аккордами духовых, передающих раскаты волн, а затем нежная флейта рисует бег корабля по морскому простору. Музыка удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн.

 

Волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Буря развивается тревожным звучанием струнных, более резкими вскриками духовых, сплетением тем в хаосе шторма. К концу части всё успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласкового моря.

Часть четвертая сюиты «Шехеразада», именуемая композитором «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником» включает сочетание почти всех основных тем сюиты из предыдущих частей. Праздник сменяется морской бурей, в изображении которой Римский-Корсаков достиг совершенства. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны. Взвиваются и ниспадают пассажи арф, хроматические гаммы у высоких деревянных. Звучит тема битвы из второй части. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу (там-там). Успокаивается движение волн, все постепенно затихает.

Интересно, что: на музыку «Шехеразады» Михаилом Фокиным был поставлен балет для «Русских сезонов в Париже» 1910 года (импрессарио С.П. Дягилев); Сергей Прокофьев (ученик Римского-Корсакова) сочинил «Фантазию на тему Шехеразады», в Олимпийском парке г. Сочи музыка сюиты сопровождает Шоу танцующих фонтанов.

 

Опера «Снегурочка» — самая поэтичная опера композитора, любимейшее его сочинение, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто.

Первая песня в сцене свадебного обряда 1 действия «Как за речкою, да за быстрою» характеризует жениха.

В 3 действии звучит напоминающее баркаролу ариозо Мизгиря «На теплом синем море, у острова Гурмыза», плясовая песня Бобыля с хором «Купался бобер, купался черной на речке быстрой» — использована подлинная народная песня, Третья песня Леля («Туча со громом сговаривалась: «Ты гром, гром, а я дождь разолью»).

Сцена таяния Снегурочки в 4 действии («Но что со мной? Блаженство или смерть? Какой восторг? Какая чувств истома») — одна из самых удивительных сцен в опере, в ней передано настроение светлой печали, нежного томления, любви, благодарности, счастья.  Снегурочка истаивает под замирающие звуки арфы. Мизгирь в отчаянии (как и обещал) бросается в озеро.

Остров Гурмыз (Ормуз) – небольшой остров, расположенный невдалеке от берега в Персидском заливе, в старину имел мировое значение, здесь производилась крупная торговля между Западом и Востоком.

Художнику Виктору Васнецову довелось заниматься оформлением сцены к опере Римского-Корсакова, и после этого он принимает решение о создании собственного полотна на эту тему. Так и появилась картина «Снегурочка».

Героинь опер Римского-Корсакова – Царевну-Лебедь, царевну Волхову – изображал на своих картинах Михаил Врубель.

 

Опера «Садко»

Вступление («Океан — море синее») основано на мотиве, состоящем всего из 3 звуков. В размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено всё очарование этой музыки. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море. Тональность этого вступления Ля-бемоль мажор ассоциировалась у композитора с темноватой, серо-синеватой окраской.

Во 2 картине Садко поет о своих мечтах. Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка, разбуди Ильмень-озеро». Услышало его Ильмень-озеро: легкий ветерок прошелся по его глади, всколыхнул воду, прошелестел тростниками. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Материалом для образа царевны Волховы Римскому-Корсакову послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».

Каждый из трёх гостей в 4 картине оперы поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.

Когда в конце 5 картины Садко опускается в бездну морскую, оркестр исполняет музыкальную картину необычайной красоты: знакомые по более ранним сценам мотивы и темы («подводное царство», «лазоревый терем», «золотые рыбки»), сочетаясь здесь вместе, образуют неразрывную звуковую ткань.

В 6 картине еще одна великолепная оркестровая музыкальная зарисовка — шествие чуд морских. Это целая балетная сюита, в которой шествуют разные морские чудища, старшие дочери царя (речки светловодные), внучата малые (ручейки), русалки – Пляска ручейков и речек, рыбы сереброчешуйные и золотоперые – Пляс золотых рыбок (высокий регистр, быстрый темп, арфа, украшения форшлаги, танцевальный характер).

В Интродукции (вступлении) ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» оркестр рисует величественную картину водной стихии, на гребне волны то появляется, то исчезает бочка («Бочка по морю плывет»).

Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» написана на исторический сюжет, в основу которого положены события 13 века — нашествие татаро-монгольских войск на Русь: город Китеж «чудесно» спасся от разгрома, погрузившись на дно озера Светлый Яр и сделавшись невидимым.

 

Петр Ильич Чайковский

Цикл для фортепиано «Времена года» 12 пьес — 12 картинок из русской жизни получили при издании программные названия и эпиграфы из стихов русских поэтов. Впервые были изданы в 12 номерах музыкального журнала «Нувелист» в 1876 г. (издатель Николай Матвеевич Бернард).

Июнь «Баркарола»

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.

                             А. Н. Плещеев

Своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы «раскачивается» на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы.

В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки — словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

 

Первая часть  Симфонии № 1 «Зимние грезы» носит заглавие «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышным тремоло скрипок — будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение… и появилась печальная мелодия у флейты и фагота. Вслед вступили альты, затем виолончели. А у духовых в это время острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо.

Вторая часть симфонии называется «Угрюмый край, туманный край». Она создавалась под впечатлением поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Медленно, сосредоточенно вступление струнных. Гобой запел раздольную мелодию, напоминающую протяжные крестьянские песни. Быстрые пассажи флейты — как легкое дуновение ветерка, как рябь, пробежавшая по озерным волнам.

 

Балет «Лебединое озеро» (1877)

За четыре года до того, как Чайковский получил заказ на этот балет, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. К слову, декорации к классическим постановкам до сих пор изображают готический замок в горах.

Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. Окна детской комнаты композитора в г. Воткинске тоже выходили на красивое озеро. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.

Первая постановка 1877 года, сделанная посредственным московским балетмейстером Рейзингером, фактически провалилась. В прессе после неудачной премьеры балета похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.

Второе рождение балета произошло в 1895 году в Петербурге. О партитуре вспомнили, желая почтить память умершего Чайковского. Брат композитора Модест Ильич Чайковский по просьбе Всеволожского переписал финал – главные герои не погибают. Из него исчезла сова, зато оставшийся Ротбарт приобрел птичьи черты (в тексте он назван филином). За балет взялись два выдающихся балетмейстера Императорских театров Мариус Петипа и Лев Иванов, который поставил знаменитые «лебединые» сцены на озере.

Партитура произведения оказалась революционной в своей новизне. Известно, что композитор частично цитировал свою оперу «Ундина», которую сам ранее уничтожил. В финале I д. второй оперы Чайковского «Ундина» изображается наводнение, потоп, во время которого Ундина увлекает за собой Гульбранда. Дуэт Ундины и Гульбранда впоследствии стал знаменитым дуэтом Одетты и Зигфрида во 2 акте «Лебединого озера», где голоса певцов были заменены на дуэт виолончели и скрипки.

Начало симфонической фантазии «Буря» — это картина спокойного, но полного скрытой могучей силы моря, следующий эпизод — буря.

Интересно, что: Чайковский был в Венеции: в декабре 1871 г., в апреле 1874 г. во время отложенной работы по рецензированию оперы «Жизнь за царя» в Милане, в декабре 1877 г. — работал над Четвертой симфонией во время поездки за границу после кризиса, в ноябре 1881 г. – начало работы над оперой «Мазепа». Летом 1876 г. Чайковский после лечения на водах в Виши вместе с семьёй Модеста Ильича отдыхал во Франции в местечке Палавас на берегу Средиземного моря. В конце апреля 1886 г. Чайковский отправился пароходом из Батума во Францию.

 

Сергей Васильевич Рахманинов

Романс «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева входит в цикл из 12 романсов, написанный в 1896 году. Романс посвящен

Тональность Ми-бемоль мажор позволяет передать слушателю ощущение света, надежды и радости. Сочетание вокальной партии с бурляще-восходящим движением заполненных шестнадцатыми триолей в аккомпанементе создают зримое впечатление кипящего половодья, неудержимого водного потока, изобразить ручейки талой воды, обновляющей луга и поля.

В среднем разделе автор искусно создает затаенное чувство ожидания. Завершается сочинение в быстром темпе, что символизирует торжество света и солнца.

Романс посвящен учительнице музыки Анне Дмитриевне Орнатской, с которой он занимался на фортепиано с 6-7 лет, еще живя в Онеге, где прошли детские годы (рядом река Волхов).

Сергей Сергеевич Прокофьев

Кантата «Александр Невский» создана в 1938-1939 гг. на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текстовая основа поэта В. Луговского и самого композитора.

В былинной «Песне об Александре Невском» (2 часть) о битве на реке Неве со шведами возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).

Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища» (5 часть). Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. В оркестре холодные «застывшие» звучания, сумрачные минорные гармонии, дрожащий фон струнных, окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий до минора и соль-диез минора; зловещие «каркающие» звуки у альтов sul ponticello (прием игры у подставки).

Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие поле битвы, и мрачный драматизм происходящего.

Номера «Александра Невского» подчинены общим логическим признакам сонатной формы и сонатно-симфонического цикла: 1-4 чч. экспозиция, 5 ч. разработка, 6 ч. – лирико-драматический центр цикла, 7 ч. – реприза героико-эпических тем с включением наигрыша скоморохов.

Интересно, что: весной 1918 года 27-летний Прокофьев выехал Транссибирским экспрессом из Москвы в Токио. «Я впервые увидел спокойную светлую гладь Тихого океана. Я себе отдавал отчёт, что это не просто море, а сам океан», – писал молодой композитор.

 

Анатолий Константинович Лядов

«Волшебное озеро» лирико-фантастический пейзаж, в котором выделены 3 этапа преображения: от позднего вечера до ночного и предрассветного.

Академик Б. Асафьев пишет, что речь шла об озере в окрестностях села Волыновки. В эскизах композитора рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж. Во всяком случае, вся программа этой симфонической миниатюры, представляющей собой поэтичный, полный какого-то зловещего сказочного очарования, как будто окутанный маревом пейзаж, выражена только в ее названии.

Частично в музыке «Волшебного озера» использованы фрагменты незаконченной, сохранившейся лишь в эскизах оперы «Зорюшка», предназначавшиеся для сцены с русалками.

Первые такты — одинокий звук у струнных басов на фоне чуть слышного тремоло литавр. На него наслаивается квинта, создающая впечатление глубины. Подобно легкой ряби на неподвижной воде, начинается колышущееся движение засурдиненных скрипок. Далее возникают мельчайшие мелодические мотивы, арпеджио арфы, трели и флажолеты скрипок, хрустальные звуки временами вступающей челесты — тончайшие оркестровые краски в сочетании с пряной альтерированной гармонией.

Так постепенно разворачивается тончайшая звукопись, создающая картину затерянного в лесной глуши озерного зеркала. Развития и четко выраженного тематизма нет. Все завершается, как и начиналось, глубоким пианиссимо струнных и тремоло литавр.

Интересно, что: водную стихию в своих сочинениях изображали также Модест Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»), Антон Рубинштейн Симфония № 2 «Океан», Александр Глазунов (ученик Римского-Корсакова) Симфоническая фантазия «Море», Сергей Прокофьев «Дождь и радуга» из цикла «Детская музыка», Андрей Петров Тема моря из кинофильма «Человек-анфибия», Александр Зацепин Тема моря из кинофильма «Капитан Немо».

Морской пейзаж в творчестве литовского композитора и художника М.К. Чюрлёниса представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы (Аллегро, Анданте, Финал).

 

Франц Шуберт

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»первый романтический вокальный цикл (20 песен) написан на стихи современного Шуберту немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера.

 «В путь» (№ 1) похожа на простодушный, словно приплясывающий народный напев. Молодой мельник отправляется в путь в поисках счастья, его спутником в дороге является ручей, по течению которого он и идет.

Непрерывное движение, быстрый темп, высокий регистр, фортепианная партия подражает неустанному движению ручья, весело вращающего мельничные жернова. Фактура в виде разложенных консонирующих трезвучий. Тональность Си-бемоль мажор, размер 2/4, куплетная форма (5 куплетов).

«Мельник и ручей» (№ 19) — это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — утешения ручья. В первом и третьем (соль-минорных) разделах звучит голос юноши, в среднем (соль-мажорном) разделе ручей его утешает, и в партии фортепиано появляются мягко «журчащие» прозрачные фигурации.

На их фоне в третьем разделе минор сменяется одноименным мажором, наступает тихое просветление, грустное успокоение.

          «Колыбельная ручья» (№ 20) — итог цикла, образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.

Еще упоминание ручья в других песнях цикла: «Куда» («Я слышал, как катился ручей с высоких скал»), «Моя» («Ручеек, ты не журчи, колесо, ты не стучи»), «Любопытство» («Куда несешься ты, ручей, ручей»). Но если в песне «Куда?» он весело журчал, в «Любопытстве» его струи текли медленно и меланхолично, то в песне «Ревность и гордость» он бурлит мятежно и шумливо, сочувствуя душевной смятенности героя.

Песня «Форель» написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта.

Изначально Шуберт, задумав написать свою песню для высокого голоса, выбрал для неё тональность Ре-бемоль мажор, размер 2/4, три куплета.

С первого призывного интервала, которым начинается вокальная миниатюра, композитор заставляет восхищаться идиллической картиной: прекрасный день, светит ласковое солнце, в прозрачной воде ручья весело резвятся форели. Оживлённую жизнерадостную мелодию поддерживает аккомпанемент: ритмичная фигура, включающая секстоли, изображает всплески воды и весёлую игру форели. Фортепианные пассажи переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Также сам Шуберт сочинил Квинтет ре минор, в котором 4 часть – это вариации на тему песни «Форель».

Интересно, что: позднее Ференц Лист сделал две версии переложения этой композиции для сольного фортепиано, австрийский композитор Франц Шеггль написал 10 юмористических вариаций для хора в стиле разных композиторов под названием «Юмористическая форель», Бенджамин Бриттен сделал аранжировку песни «Форель» для голоса в сопровождении симфонического оркестра, а известный британский режиссёр Гай Ричи использовал песню «Форель» в фильме «Шерлок Холмс: Игра теней».

Широко известны вокальные баркаролы, созданные в XIX веке.

«Баркарола» Ф. Шуберта, написанная на слова немецкого поэта Л. Штольберга.

Словно как лебедь по влаге зеркальной

Тихо качаясь плывет наш челнок.

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог.

                             (русский текст А.Н. Плещеева)

Ее пели Сергей Лемешев, Зара Долуханова, Виктория Иванова. Большой детский хор под управлением К. Локтева (солистка Лена Зайцева).
Покачивается на легких волнах челнок, ощущение света и тихой умиротворенной радости.

Второе (третье) действие оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» может быть названо «баркарольным», т.к. оно начинается и заканчивается широко известной, мерно колышущейся мелодией баркаролы, она пронизывает все действие. Мелодию дуэта сопрано и меццо-сопрано Оффенбах позаимствовал в одной из своих оперетт «Рейнские ундины». Текст знаменитой песни принадлежит перу французского поэта и драматурга Поль-Жюля Барбье. Поскольку в премьерный вариант «Сказок Гофмана» третий акт не вошел, «Баркаролу» переместили во второй, где она и исполнялась долгие годы.

Австрийский композитор Йозеф Гайдн в 1791 году (в 60 лет) впервые увидел море, совершая поездку в Лондон. Вторая поездка состоялась в 1794 году. В результате поездок появились 12 знаменитых «Лондонских» симфоний, оратории «Сотворение мира», «Времена года».

 

Камиль Сен-Санс

Сюита «Карнавал животных» («Большая зоологическая фантазия» определение автора) четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название.

Произведение в первоначальном варианте инструментовано для 11 музыкантов: флейтиста, кларнетиста, двух пианистов, двух скрипачей, альтиста, виолончелиста, контрабасиста, а также исполнителей на ксилофоне и стеклянной гармонике. Поскольку этот инструмент достаточно редкий, его заменяют челестой или колокольчиками.

«Аквариум» (№ 7) — очень красочная композиция, в которой светлая мелодия, исполняемая флейтой и поддерживаемая голосами скрипок и альтов сурдинами, с звучит в радужных переливах фортепиано. Живописность безмолвного подводного мира в музыке рельефно подчёркивается булькающим звучанием стеклянной гармоники или же челесты.

«Лебедь» (№ 13) является выдающимся образцом возвышенной лирики. Светлый образ гордой и величественной птицы отображён в красивой певучей мелодии, которая проникновенно звучит в исполнении виолончели на фоне пульсирующе-покачивающего аккомпанемента фортепиано, воспроизводящего рябь на поверхности воды.

«Лебедя» и всю сюиту композитор задумал как сюрпризный подарок слушателям, которые должны были собраться на салонный концерт виолончелиста Шарля Лебука. Впоследствии, из всех пьес «Карнавала животных» издавать и исполнять на больших концертах Сен-Санс позволял только «Лебедя». Установленный запрет был снят после кончины композитора: Сен-Санс такое разрешение дал в своём предсмертном завещании.

Интересно, что: в 1905 году выдающийся балетмейстер Михаил Фокин на музыку «Лебедя» создал хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» для гениальной русской балерины Анны Павловой.

 

Также широко известны произведения французских композиторов-импрессионистов Мориса Равеля (фортепианный цикл «Игра воды» и «Лодка в океане» из цикла «Отражения») и Клода Дебюсси (Симфоническая поэма «Море», «Сады под дождём», «Золотые рыбки», «Туманы»).

 

Ранее итальянский композитор Антонио Вивальди в своем Концерте для скрипки с оркестром «Времена года» № 1 «Весна» (3 ч. «Гроза») очень достоверно изобразил потоки воды, низвергающиеся с неба в разных направлениях, гаммаобразными пассажами и арпеджио, устремляющимися вверх и вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» М., 1985
  2. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература XX века». 4-й год обучения. М., 2004
  3. Аверьянова О.И. «Русская музыка до середины XIX века. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский». Учебное пособие. М., 2003
  4. Белоусова С.С «Русская музыка второй половины XIX века. А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков». Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература для ДМШ и ДШИ». М., 2003
  5. Брянцева В. Н. «С.В. Рахманинов» М., 1976
  6. Брянцева В.Н «Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения» М., 2004
  7. Вульфиус П. «Ф. Шуберт» М., 1983
  8. Галацкая В.С. «Музыкальная литература зарубежных стран» вып. 3. М., 1987
  9. Демидов А. П. «Лебединое озеро» М., 1985
  10. Кирнарская Д.К. «Классицизм. Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен». Книга для чтения. Учебное пособие. М., 2002
  11. Козлова «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ: 3-й год обучения. М., 2004
  12. Кремлев Ю «Гайдн» М., 1972
  13. Кунин И.Ф. «Н.А. Римский Корсаков» М., 1988
  14. Левик Б.В. «Музыкальная литература зарубежных стран» вып. 2. М., 1984
  15. Левашова О.Е. «М.И. Глинка», М., 1987
  16. «М. Глинка». Альбом; составитель, автор вступительной статьи и текста А. Розанов. М, 1987
  17. Мартынов И. «Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество» М., 1974
  18. «Н.А. Римский-Корсаков». Альбом; составители, авторы вступительной статьи и текста А. Кручинина, И. Образцова. М., 1988
  19. Осовицкая З., Казаринова А. «Музыкальная литература» Первый год обучения. Учебник для ДМШ. М., 2001
  20. Пекелис М. С. «Александр Сергеевич Даргомыжский. Краткий очерк жизни и творчества» Л., 1959
  21. «П.И. Чайковский». Альбом; составитель, автор вступительной статьи и текста Г. Прибегина М., 1984
  22. «Русская музыкальная литература», под общей редакцией Э. Фрид. Вып 1- 4. Л., 1986 г
  23. Соловцов А. «Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество» М.,1969
  24. «С.В. Рахманинов». Альбом; составление Е. Рудаковой, общая редакция, вступительная статья и тексты А. Кандинского, 1988
  25. Сохор А. «Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность и музыкальное творчество» Л., 1965

26.Туманина Н.В. «П. Чайковский. Т. 1 «Путь к мастерству» М., 1962. Т. 2 «Великий мастер» — М. 1968

27.«С.С. Прокофьев. Человек. Событие. Время». Альбом, составление и вступительная статья Нестьевой М.И.  М., 1981

  1. Попова Т.В. «Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века». Книга для учащихся старших классов. М., 1976
  2. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран». Учебник для 5 класса ДМШ. М., 2004
  3. Смирнова С. «Русская музыкальная литература». Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М., 2004
  4. Хохлов Ю. Шуберт М., 1983
  5. Шорникова М.И. «Музыкальная литература», I — IV год обучения. М., 2004

 

 

 

 

 

 

 

QR Code