header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020
Выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Внедрение башкирской музыки методом ансамблевого переложения

29 марта, 2025
QR Code

Внедрение башкирской музыки методом ансамблевого переложения

Сибгатова Г.Р.,Шарипова З.И.

Преподаватели МБУДО «ДМШ №22»

Приволжского района г.Казани.

Современное поколение детей обладает «кликовым» мышлением, это обусловлено инновациями современных технологий. Мы все чаще встречаемся с проблемой отсутствия концентрации внимания на занятиях. Нашей задачей является направить внимание обучающегося на процесс работы. Ансамблевая игра как нельзя лучше справляется с данной задачей, так как требует внимательного слушания своего партнера, вынуждает обучающихся считать вслух и пробуждает дух соперничества.

В качестве рабочего материала мы предлагаем переложения* для домры и фортепиано четырех прелюдий** Наримана Гилязевича Сабитова – советского башкирского композитора, Заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР (1961), лауреата Республиканской премии имени Салавата Юлаева.

Каждая прелюдия представляет собой отдельную самостоятельную пьесу. В годы их написания ведущей становится тенденция, характеризующаяся более глубоким отношением композиторов к фольклору. Происходит одновременно заметное обогащение интонационной и ладовой сферы сочинений, а также гармонической и ритмической сторон.

Следует отметить, что интонационный строй тем прелюдий в основном остается в пределах пентатоники. Композитор заботится о более современном их гармоническом оформлении.

В национальной музыке возрастает роль остинато, получившего большое распространение в композиторской практике XX века. Расширяется выразительная сфера, свойственная оркестровой музыке, что придает произведениям Н. Сабитова черты оркестральности, а также объемность и масштабность звучания. Поиски композитора в области симфонической музыки сыграли определенную роль и в симфонизации фортепианных произведений.

Данное учебно-методическое пособие  составлено с целью приобщения учащихся ДМШ и ДШИ  к национальной музыке, развития у детей чувства стиля, а также культуры исполнения на инструменте. Пособие направлено на обучение детей средних и старших классов ДМШ и ДШИ. Включает в себя клавир, партии с расставленной аппликатурой и штрихами.

Авторы переложений – Сибгатова Гузель Рустамовна и Шарипова Зинфира Ильмировна.

Каждая прелюдия имеет электронную запись, которую можно прослушать по ссылке:

https://drive.google.com/drive/folders/1XANoPk8dr2U6DbVEOG4PAg4gZCnd3N2K?usp=sharing

*Переложение в музыке – это обработка музыкального произведения, для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов.

**Прелюдия – самостоятельная инструментальная миниатюра, получившая особое развитие в творчестве польского композитора Фредерика Шопена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе