Стецюк Татьяна Анатольевна, концертмейстер ГБОУРК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств»
Методическое сообщение: «Влияние личности преподавателя
на развитие учащегося»
Сегодня является актуальной проблема воспитания музыкальной культуры подрастающего поколения. Сейчас, в связи с отсутствием конкурсного набора в ДМШ, связанного с ослаблением престижа профессии музыканта, музыке учатся дети с низким уровнем развития музыкальной культуры, посредственными и слабыми музыкальными способностями. Это факт и с ним необходимо согласиться. Но способности или их отсутствие не могут помешать ребенку овладеть миром прекрасного. Кроме того, известно, что способности являются следствием развития задатков. Опыт показывает, что иногда ребенок с посредственными способностями, но с большим желанием может иметь значительные достижения. К сожалению, бывает и так, что яркоодаренный ребенок не реализует того потенциала, который заложен в него.
Преподаватель музыки – это всегда творческая личность. Подбор «ключика» к каждому ребенку, поиск новых форм педагогического воздействия – это то, что вдохновляет творческую личность преподавателя к работе. Бывает и так, что после многолетнего вклада в ребенка он неожиданно покидает обучение в музыкальной школе.
Сначала этот факт, как правило, сильно травмирует преподавателя. А потом он начинает относиться к этому с пониманием, пытается ценить каждого, кто попадает к нему.
Итак, если ребенок попал в детскую музыкальную школу – он любит музыку и у него есть желание овладеть определенной формой музицирования. Хочется вспомнить слова Плутарха, что учащийся это не емкость, которую необходимо наполнить, а огонек, который необходимо разжечь. Нужно ли говорить, как многое зависит от личности преподавателя, от его умения заинтересовать, увлечь музыкой, найти контакт с каждым ребенком.
На мой взгляд, ребенок должен чувствовать любовь преподавателя, его заботу, уважение к его личности. Преподаватель должен быть мудрым, терпеливым человеком, умея найти выход из любой ситуации. Он должен обладать и некоторыми актерскими качествами. Музыка – искусство, где безразличию нет места. Урок не может быть скучным и грустным. Заинтересовать, увлечь учебой – основной лозунг преподавателя. Он должен обладать высоким профессионализмом, быть всегда в поиске и не останавливаться на достигнутом. Преподаватель – это бесконечная самоотверженность своему делу. Конечно, яркая личность преподавателя важна при работе с детьми любых способностей, особенно с детьми менее одаренными. Однако в работе со слабыми учениками он должен быть более гибким и изобретательным.
Таким образом, преподаватель детской музыкальной школы решает ряд задач: общеэстетических и конкретно профессиональных. На мой взгляд, главным среди них является помощь ребенку в овладении миром прекрасного, формировании своего собственного отношения к этому миру. Любовь к музыке, понимание ее многогранности, ощущение определенных нюансов поможет ребенку в выполнении конкретных профессиональных задач: исполнять различные музыкальные произведения с учетом собственных особенностей, а также в будущем возможно будет побуждать ко вложению в развитие музыкальной культуры.
Для успешного решения этого вопроса необходимо более тщательно подходить к выбору обязательной программы, предоставляемой учащемуся; воспитывать навыки самостоятельной работы; развивать все формы творческого музицирования; сделать разнообразным репертуар учащихся. Опыт показывает, что для достижения успешного исполнения необходимо наиболее удачно подобрать произведение. Оно изучается с интересом, потому и быстрее, а также исполняется с увлечением. Ребёнку нельзя навязывать произведение. Ученик должен выбрать сам из разнообразия разнохарактерных образно-ярких, понятных ему произведений.
Конечно, мудрый преподаватель должен позаботиться о том, чтобы эти произведения имели технические и художественные задачи. Как правило, чем более одаренный ученик, тем отчетливее проявляется его желание исполнять то или иное произведение. Но менее одаренным учащимся с недостаточно четким художественным представлением нужно помочь отрабатывать свое отношение к музыке, что приведет к более остро выраженным тяготениям к определенным произведениям. Для этого важно не только стимулировать высказывания учащихся своих желаний, но и создать условия, способствующие прослушиванию большего количества произведений и иметь достаточно широкие возможности их выбора.
Побуждение к самостоятельности учащегося пробуждает более живое отношение к занятиям и в работе над отобранными произведениями, развивает индивидуальность. Но, как и во всем, здесь нужно выдерживать чувство меры. При работе с детьми посредственных возможностей нужно избегать преувеличение технического уровня репертуара. При выборе произведений для детей вместе с общеизвестными музыкальными образцами классики можно ориентироваться на достойные связи эстрадной и джазовой музыки.
Каждая личность всегда имеет положительные и отрицательные черты. Важно вовремя заметить то, на что можно опираться в работе. Сложившийся взгляд об ученике не должен быть чем-то неизменным в течение обучения. В течение учебного процесса личные качества, как правило, изменяются. Конечно, необходимо учитывать недостатки учащегося и постоянно работать над их устранением. Но делать это нужно, делая упор на сильные стороны.
В заключение хотелось бы пожелать коллегам не отказываться от «сложных учеников». Пусть они вызывают особый интерес, ибо успехи в работе с ними доставляют особое удовольствие.