Статья “Важные вопросы формирования музыкально-исполнительского мастерства в процессе обучения”

Поделитесь новостью

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Составитель:  Котенко Ярослава Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент Харьковской государственной академии культуры.

Важные вопросы формирования музыкально-исполнительского мастерства в процессе обучения

 

         Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемного поля музыкально-исполнительского искусства в образовании. Акцент в публикации поставлен на актуальности вопроса качественной подготовки музыканта-исполнителя как всесторонне развитой личности и профессионала. В данной статье музыкально-исполнительское мастерство представлено как совокупность определенных компонентов, среди которых выделяются технические и художественно-интерпретационные умения, сформированные на основе личностных качеств музыканта; психологическую готовность к публичному концертному исполнению музыкального произведения. Выделены основные компоненты, которые являются необходимыми составными процесса формирования музыкально-исполнительского мастерства.

         Ключевые слова: музыкальное исполнительство, образование, исполнительская практика, исполнительские качества музыканта, концертное выступление.

 

Современная наука, исследующая разнообразные проявления музыкально-творческой деятельности человека, является сложной системой знаний, связанных с познанием различных музыкальных явлений, внутренних закономерностей музыки и ее функционированием.

Музыкально-исполнительское искусство занимает особое место в охвате целого ряда сложных проблем в образовательной системе, решение которых требует различных научных подходов и совместных усилий специалистов в области эстетики, психологии, педагогики, музыковедения.

Формирование музыкально-исполнительского мастерства является одним из важных факторов эффективности подготовки специалистов в области музыкального образования. В связи с этим проблема овладения музыкально-исполнительским искусством и приобретения студентами музыкально-исполнительского опыта как составной части формирования профессиональной компетенции является одним из актуальных и требует глубокого изучения. Это и определило цель данной статьи, а именно обозначение основных проблем музыкально-исполнительского искусства.

Воспитание музыкально-исполнительского мастерства студента-музыканта неотделимо от его общей культуры.

Для решения этой проблемы перед преподавателями стоят следующие задачи:

  • воспитание духовно богатого, образованного человека, который имеет фундаментальные знания по своей специальности и хорошо знаком с современной историей, культурой, наукой, литературой и искусством;
  • воспитание музыканта, способного глубоко чувствовать и мыслить, у которого должна быть потребность нести музыкальную культуру в массы; музыканта, в совершенстве владеющим исполнительским мастерством.

Проблему музыкально-исполнительского мышления следует рассматривать как обобщение уже имеющегося опыта высокохудожественных достижений в исполнительском искусстве, и как один из важнейших аспектов формирования музыкального мышления музыканта, а также как средство дальнейшего повышения его художественной культуры.

Художественная содержательность и культура исполнения невозможны без развития исполнительского мышления. Первоисточником смыслового интонирования музыкального содержания является микроструктура музыкального произведения. Синтез всех выразительных средств воплощения музыкально-образного содержания произведения, интерпретации и явного замысла композитора составляет содержание исполнительного музыкального мышления в его широком значении.

Процесс смыслового изложение музыкального материала опирается на обязательное соблюдение определенных предпосылок: во-первых, интерпретаторский подход не только к музыкальному содержанию произведения, но и к трактовке исполнительских выразительных средств в условиях конкретной инструментальной специфики; во-вторых, максимальной и целенаправленной мобильности слуховых данных исполнителя, с определенной специализацией слуха как инструментально-исполнительского.

Следует также коснуться вопроса исполнительского слуха, который не только воспринимает внутренним слухом логические сочетания воображаемых звучаний, но и реализует их, воплощая общую идею музыкального произведения. Исполнительный слух, имея общие свойства с композиторским, опирается на свои специфические признаки, а именно: на контроль моторики и психотехники в сочетании с динамикой реализации драматургии целостного композиторского замысла в конкретном звучании.

Также важно отметить, что в зависимости от индивидуальной трактовки музыкального произведения, возможна вариантность штрихов, нюансировки, акцентуации, педализации, динамической конструкции, тембральной окраски, агогических оттенков, темповых решений и т.д.

Несовершенство техники исполнителя вносит коррективы негативного характера, когда несоответствие между желаемым и реальным звучанием искажает композиторский замысел. Однако исполнительская трактовка может быть и положительной, творческой, если музыкант, добавляя одухотворенность, собственные чувства в посредственное, по своим художественным достоинствам, произведение, повышает его эстетическую значимость.

Исполнителю необходимо выработать навыки практического овладения собственными слуховыми данными. Задача формирования исполнительского мастерства следует свести к узкому, но вместительному и перспективному определению: максимальная активизация слуха сопряженного с прогрессирующим освобождением деятельности исполнительского аппарата.

Не умаляя значения функций контроля и коррекции звучания, следует в процессе обучения постоянно уделять внимание предупредительному слушанию, которое мобилизует волю и энергию исполнителя, обостряет его творческое видение перспективы процесса музыкального развития, формирует целеустремленность и целесообразность игровых действий, всего технического аппарата, активизирует контроль мышечных ощущений.

Отдельно следует сказать о концертном выступлении музыканта, которое является «одной из основных закономерностей музыкально-исполнительского искусства и предусматривает максимальность всех сущностных сил исполнителя, использование музыкально-теоретических знаний, практических умений и навыков, составляющих исполнительское мастерство» [1, с. 59].

Одним из показателей готовности произведения к концертному выступлению является импровизационная свобода игры. Это означает, прежде всего, что исполнитель может смело «отдаваться» течению своей фантазии, не опасаясь нарушить логику музыкального развития. Это также означает, что игровой аппарат мгновенно и точно выполняет все замыслы исполнителя. И наконец, что воображение не требует таких требований, которые технически не могут быть выполнены. Исполнение может считаться художественно зрелым только при наличии эмоционально-логической непрерывности, когда нигде не теряется «ход событий», нет и «неинтересных» мест, внимание нигде не отвлекается.

Также для музыканта-исполнителя важно тренировать устойчивость к тем психическим помехам, которые характерны для концертно-исполнительской деятельности. Некоторые музыканты утверждают, что перед выступлением полезен аутотренинг. Невозможно объяснить возникновение того или иного сценического состояния исполнителя, принимая во внимание только особенности нервной системы или одни только интеллектуально-творческие качества. Необходимо учесть все стороны динамической психоэмоциональной структуры личности.

Реализация всех видов музыкально-исполнительского искусства (сольное или инструментальное исполнительство, самостоятельная работа над музыкальными произведениями, чтение с листа, аккомпанирование, игра в ансамбле, творческое музицирование и импровизация) должны базироваться на синтезе теоретических, практических (исполнительских) и педагогических качеств, развитом эстетическом вкусе и сознательному отношению к музыкальному искусству.

Музыкант-исполнитель должен обладать системой теоретических знаний о стиле композитора, строение и структуру музыкального произведения, особенности гармонии и фактуры. Чем глубже будут знания о произведении, тем больше они обогатят воображение и мышление музыканта, углубят его понимание художественного произведения, будут способствовать созданию художественно-убедительной и яркой интерпретации музыки.

Неслучайно, Г.М. Цыпин подчеркивает, что «формирование соответствующих теоретических представлений и понятий должно проходить одновременно и на основе практической деятельности субъектов обучения, а именно – музыкального исполнительства» [2, с. 140].

Задача педагога «привить… самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и  умение добиваться цели», которые Г. Нейгауз называет зрелостью – «порогом, за которым начинается мастерство [1, с. 18].

Отметим, что наиболее существенные недостатки практики музыкального исполнительства часто связаны с развитием художественного сознания музыканта в целом.

К наиболее существенным факторам, которые влияют на уровень исполнительской практики, можно отнести: незначительный объем музыкального и учебного материала; техническая подготовка; ограниченность общей и специальной художественной информации, которая воспринимается, анализируется и осмысливается исполнителями в процессе музыкальной деятельности; недостаточный уровень активности и самостоятельности исполнителя; узкоспециализированный подход к формированию исполнительских умений и навыков и т.д.

На основе вышесказанного сделаем следующие выводы, что выявление системных связей в структуре основ музыкального исполнительства в образовании, организация учебного процесса с учетом закономерностей развития художественного сознания исполнителя, применение современных педагогических подходов и инновационных методов работы в комплексе могут обеспечить существенное повышение уровня музыкально-исполнительского мастерства, которое всегда индивидуально и неповторимо.

 

Литература

 

  1. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под общ.ред. А.Г. Каузовой, А.И.Николаевой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
  1. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Издательство Юрайт, 2017. 188 с.