header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Важность владения навыком чтения с листа для концертмейстера.

13 января, 2023
QR Code

Автор : Газизова Марина Андреевна, концертмейстер, МБУДО “Детская музыкальная школа №3”

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах». Концертмейстер нужен буквально везде – и в классе, и на концертной эстраде, и в музыкальных театрах, и на преподавательском поприще (класс концертмейстерского мастерства). Несомненно, в успешной деятельности концертмейстера большое значение имеет присутствие у него таланта и одаренности. Но даже большие способности не могут снять вопроса о значении технической оснащенности, о необходимости хорошего знания специфики своего дела.  Без каких же музыкально-технических навыков немыслима самостоятельная плодотворная художественная деятельность аккомпаниатора?

Во-первых, работа концертмейстера начинается с быстрого чтения нот с листа, которое, для некоторых пианистов является настоящим испытанием. Хотелось бы отметить, что вопрос чтения с листа относится к числу малоизученных  проблем в музыкальной методике. В книгах выдающихся педагогов и исполнителей И. Гофмана, Г. Нейгауза Н. Когана встречаются отдельные высказывания  о чтении нот с листа, отмечается важность этого навыка в формировании музыканта.

Когда мы говорим о том, что пианист хорошо читает с листа, то подразумеваем под этим высококачественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной  подготовки. Владение этим искусством обычно проверяется в ответственной обстановке : на концерте, на экзамене, в классе при занятиях с педагогом. Пианисту за одну-две минуты необходимо мысленно представить себе форму произведения, его стиль, динамику, нюансировку, темп, звучание в целом, подобрать удобную аппликатуру и затем начать исполнение произведения на инструменте. Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных форм чтения вообще. Помимо напряженной деятельности зрения, в чтении активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития, создающий мысленное представление о ближайшем продолжении музыкального материала. Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного воспроизведения. Это достигается мобилизацией игрового аппарата. Развитие слуховых, зрительных и двигательных навыков и является задачей, которую решает концертмейстер.

Для концертмейстера задача чтения с листа незнакомого произведения усложняется необходимостью мысленно слышать партию солиста – певца или инструменталиста, – которая расположена на отдельной нотной строчке или даже на нескольких нотных станах. Чтобы свободно ориентироваться в подобной партитуре, пианисту необходим ряд навыков, и в первую очередь умение сыграть мелодию солиста, сопровождая ее соответствующей гармонией. Эту гармонию ему часто приходится извлекать из большого количества звуков, которые представляют собой широко развитую фортепианную фактуру сопровождения.

Такого рода тренировка помогает в дальнейшем создать у аккомпаниатора достаточно ясную картину интонационного содержания всего произведения. Она помогает при встрече с солистом следить за всеми индивидуальными особенностями его исполнительской трактовки.

С чего же должен начать концертмейстер, взяв впервые в руки незнакомое сочинение, которое ему предстоит исполнить вместе с солистом? Для начала нужно просмотреть его зрительно в полном объеме. Основными задачами зрительного восприятия текста являются  – расшифровка ритмической и звуковысотной  записи текста, фактурных элементов поизведения. При реальном же воспроизведении текста играют роль исполнительские навыки читающего пианиста, его координационно-двигательные способности, знание им различных фактурных формул, мышечные представления об интервалах, аккордах, скачках. Исполнитель, который видит впервые незнакомый нотный текст, прежде всего должен мысленно определить основную тональность,  темп, размер, общий характер исполняемого произведения; представить себе основной тип изложения и ведущий ритмический рисунок, заметить моменты смены фактуры и ключевых знаков. При чтении с листа допускаются некоторые упрощения нотного текста, не искажающие музыкального содержания произведения. Н.Крючков рекомендует совместить прочтение нот и музыкального содержания, заключенного в данном нотном тексте.

Непосредственно приступая к игре на фортепиано при чтении с листа, пианист должен стремиться смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1-2 такта, чтобы реальное звучание шло как бы вперед за зрительным и внутренним слуховым восприятием нотного текста. Целесообразно использовать при этом указанные в тексте паузы и перерывы в движении для подготовки к тому, что следует дальше.

Хорошему чтению с листа способствует знание стиля того или иного композитора , школы, страны, эпохи. Огромное напряжение, связанное с необходимостью координации зрительных и двигательных процессов , вызывает порой у музыкантов  мышечную зажатость и крайнюю скованность игрового аппарата. Избежать этого можно сделав процесс обычным, повседневным, регулярным, для чего нужно ежедневно тренироваться в игре с листа. Развитию слухового внимания может помочь игра в 4 руки. Пианист, играя свою партию, все время должен слушать своего партнера и вместе с ним создавать единый музыкальный образ.

Необходимо помнить, что чтение с листа – художественный процесс. Несмотря на то, что это исполнение без предварительной подготовки. Цель будет считаться достигнутой, если исполнитель уловил содержание произведения и передал его хотя бы в общих чертах, эскизно. Следует также указать важность постепенного усложнения в подборе нотного материала для чтения с листа. Кроме последовательности и постепенности необходимо также рассчитывать нагрузку и интенсивность занятий. Следуя советам мудрых педагогов-профессионалов, необходимо особое внимание посвятить упругому ритму, умению выделить в фортепианной партии основного слуховому и зрительному вниманию, памяти на «условности»  между солистом и аккомпаниатором.

Если работу проводить поэтапно, на первом этапе надо посвятить работу выдержке темпа и ритма, т е умению от начала до конца сыграть произведение очень ритмично и в настоящем темпе.

Второй этап сводится к тому, чтобы научиться видеть и играть в густой фактуре аккомпанемента хотя бы минимум верных нот, соблюдая при этом четкий ритм. Этот этап благодаря длительной и усердной тренировке постепенно приводит к максимальному охвату фактуры в трудных произведениях.

Третий этап – это тренировка памяти на «условности». Для этих целей выбирается несложная куплетная форма, в которой по типу встречающихся на концертной эстраде придумываются всевозможные условности. Такие условия тренируют характер и волю концертмейстера, его приобретаемые профессиональные навыки  и выдержку.

В процессе чтения с листа особое внимание также должно быть посвящено следующим проблемам. Это – фактура, ритм, размер, темп, тональность и чтение гармоний. Фактура встречается в сопровождении самая разнообразная. Простейший аккомпанемент излагается обычно аккордами или мелодизированной  фигурацией. Такие виды фактуры обычно встречаются у венских классиков. При чтении с листа подобной фактуры возникает возможность следить за строчкой солиста, подыгрывая мелодию, отмечая все указания в тексте.

Ритм. Ритмическая ясность исполнения при чтения с листа – необходимое условие. До начала игры очень важно представить соотношение сильных и слабых долей такта, их группировку; можно просчитать ритмически трудные эпизоды – все это поможет  точному воспроизведению ритма во время игры. Важно найти верное чувство ритма в момент смены движения, пульсации. Если читающий с листа концертмейстер остается один без солиста и не представляет себе точно последующего движения, он должен затем гибко пойти за солистом.

Размер должен представляться читающему с листа абсолютно точно. Главная трудность – сложные размеры. Чтобы преодолеть эту проблему при предварительном просмотре произведения сложные размеры требуют точного деления на простые ритмические построения и тогда читаются вполне ясно.

Темп при чтении с листа должен по возможности соответствовать указанному автором и верно передавать характер произведения в целом.

Тональность и чтение гармоний представляют особую трудность, когда при ключе указано большое количество знаков.  Для преодоления этой проблемы рекомендуется читать с листа пьесы в самых разных тональностях, а также изучение аккордов в самых трудных из них. Особенно внимательно надо следить за сменой знаков альтерации внутри произведения.

И в заключении еще два совета : при чтении с листа очень помогает точное представление и воспроизведение мелодического движения баса – основы всей гармонической фактуры в целом. При чтении с листа не следует обращать особого внимания на аппликатуру. Это не играет такой уж важной роли,  как при разучивании произведения.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram