header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Урок-концерт “Возможности иллюстраторства на уроках музыкальной литературы на примере произведений М.П. Мусоргского”

25 июля, 2023
QR Code

МБОУ ДО «ДМШ» города Искитима    Новосибирской области

Андриенко Марина Михайловна

Преподаватель теоретических дисциплин

Урок-концерт

«Возможности иллюстраторства на уроке  музыкальной литературы на примере произведений М.П. Мусоргского».

6 класс (третий год обучения)

Демонстрация музыки на уроках музыкальной литературы педагогика рассматривает как прием наглядного обучения. Демонстрация музыки обеспечивает ее непосредственное, чувственное восприятие, служит источником знаний о самой музыке и выступает в ряде случаев как иллюстрация к объяснениям учителя. Способы демонстрации музыки могут быть различны:

  • Грамзапись (основной вид) – позволяет услышать певцов, инструменталистов в качественном звучании;
  • Видеозапись (оперы, балеты, исполнение отдельных произведений, документальные фильмы о композиторах);
  • Исполнение музыкальных произведений в классе специальным иллюстратором.

Данный урок основан полностью на последнем способе демонстрации музыки. Эффект присутствия, который испытывает находящийся непосредственно возле исполнителя слушатель, особенно подросток,  возбуждает интерес, усиливает эмоциональное впечатление, помогает лучше понять произведение. Зрительный анализатор в этом случае помогает слуховому:

  • концентрирует внимание,
  • приковывает его к источнику звука,
  • связывает звуковые сигналы с порождающими их движениями исполнителя,
  • делает восприятие ёмким, точным, пространственным.

Тип данного урока – урок-концерт. В нем отсутствуют традиционные для урока виды учебной деятельности: опрос учащихся по пройденному материалу, разбор музыкальных произведений, анализ средств музыкальной выразительности, работа с нотным текстом, демонстрация презентаций. На средства музыкальной выразительности обращает внимание педагог, а не учащиеся.

Это обусловлено максимальным объемом музыкального материала и большим количеством преподавателей-иллюстраторов, принявших участие в уроке. На уроке прозвучала вокальная музыка, переложение фортепианного произведения для скрипки, а также оркестровых произведений для фортепиано и балалайки.

 

Программа  урока-концерта

  1. Цикл «Детская». Стихи М. Мусоргского

Исполняет Духно В.П., концертмейстер Морозова А.И.

  • «С няней»
  • «В углу»
  • «С куклой»
  1. «По –над Доном сад цветет». Стихи А. Кольцова.
  2. «Слеза». Переложение для скрипки»

Исполняет Чернова Ю.С., концертмейстер Андрухова Л.Г.

  1. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Переложение для балалайки.

Исполняет Боярин К.В., концертмейстер Тулинцева Г.А.

  1. «Иванова ночь на Лысой горе»

Переложение для фортепиано.

Исполняют Морозова А.И., Тулинцева Г.А.

 

План урока.

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями М.П. Мусоргского в «живом» исполнении ( в натуральных акустических условиях)

Задачи урока: расширить круг  произведений М.П. Мусоргского звучащих на уроке, усилить эмоциональное впечатление от звучащей музыки.

Музыкальный материал:  песни «С няней», «В углу», «С куклой» из вокального цикла «Детская»,  песня на стихи А. Кольцова «По над Доном сад цветет», «Слеза» – переложение для скрипки, «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» – переложение для балалайки, «Ночь на Лысой горе» – переложение для фортепиано.

Ход урока

  1. Повторение понятия «цикл», «цикличность»

– что такое цикл;

– привести примеры циклических произведений, которые мы слушали на уроках

Цикл «Детская»

Вспомнить произведения посвященные детской тематике и композиторов, писавших музыку для детей (или о детях) прослушанных на уроках музыкальной литературы.

– повод, образы;   (Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми Стасова, которого в те годы он часто посещал. Не песенки для детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологию — вот что было в центре внимания композитора. Сочинять он начал на собственные тексты) 

– успех у Ф. Листа (Лист пришел от цикла в восторг  «до такой степени расшевелило, что он полюбил автора и желает посвятить ему une «bluette» (безделушку.).

 

  1. «С няней» (первый номер цикла, Мусоргский сделал знаменательное посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому»). 

– круг образов  (детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

– средства музыкальной выразительности характеризующие каждую сказку (смена размера,  темпа, динамики, синкопы, изображающие «хромающего» царя, изображение на фортепиано звона разбивающегося стекла от «чиха» царицы).

  1. «В углу» (второй номер цикла посвящен Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, вскоре скончавшемуся в расцвете лет от сердечной болезни (его посмертная выставка вдохновила композитора на одно из лучших его творений — цикл «Картинки с выставки»).  Кто такой Гартман и какое произведение Мусоргского с ним связано отвечают учащиеся.

– сюжет, образы;

– интонационные особенности няни и ребенка;

– средства музыкальной выразительности, показывающие чувства,  переживания ребенка. (Няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения.)

  1. «С куклой» (четвертый номер цикла.Над пьеской «С куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» — племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета). 

– сюжет; (Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности).

– близость музыкальных интонаций человеческой речи;

–  разнообразие интонаций: просьба, уговор, ласка, строгость («спать пора!), угроза («Тяпу Бука съест, серый волк возьмет»), мечтательность (страна волшебных грез);

– значение пауз и фермат.

  1. II. «По-над Доном сад цветет».

        Стихи А. Кольцова

-жанр;

– Проявление мелодического дара композитора;

– Интонационная выразительность, напевность;

III. «Слеза» – переложение для скрипки.( Пьеса для фортепиано “Слеза” была написана Мусоргским в 1880 году. Через год композитора не стало). 

– характер;

– форма;

– Одноименный мажор в средней части;

– песенная выразительность мелодии;

–  фактура аккомпанемента

  1. IV. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Летом 1874 года,  Мусоргский задумал оперу на сюжет повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка».Мусоргский приступил к работе с большим увлечением. В 1879 году он побывал на Украине, познакомился с ее природой и бытом, записал много народных песен. Выступая в концертах, он исполнял на фортепиано два отрывка из новой оперы — «Гопак веселых парубков» и интермеццо «Сонное видение парубка»: включенную в оперу переработку симфонической картины «Иванова ночь на Лысой горе» (1867).

    – музыкальная основа – народная песня «На бережку у ставка» ( на бережку у пруда)

–  вступление на быстром чередовании квинт, подражание народным инструментам;

– Смена темпа, усиление динамики, острый пунктирный ритм, стаккато,, акценты, двухдольный размер.

  1. V. «Иванова ночь на Лысой горе»

– особенность творческой натуры Мусоргского: все инструментальные пьесы  имеют программу;

– обращение к образам народных легенд о шабаше ведьм на Лысой горе под Киевом в ночь на Ивана Купалу;

– структура, (1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане и 4. Шабаш.) 

– сюжет; (Название Лысая гора пришло из фольклора. Это фантастическое место, куда прилетает вся таинственная сила: ведьмы, бесы. Особым днем у них считается ночь на Ивана-Купала. Партитура произведения была написана композитором всего за 12 дней. В письме к Римскому-Корсакову он сообщил о том, что фантазия была завершена в канун Иванова дня. Содержание: Подземный гул нечеловеческих голосов. — Появление духов тьмы и, вслед за ними, Чернобога. — Величание Чернобогаи Черная служба. — Шабаш. — В самом разгаре шабаша раздаются отдаленные удары колокола деревенской церкви, они рассеивают духов тьмы. — Утро.

– отказ М.А. Балакирева исполнить картину на концертах БМШ; (Милий Балакирев, которому было посвящено сочинение, признал музыку неудачной и запретил исполнять на концертах).

– включение в оперу «Сорочинская ярмарка» под названием «Сон парубка»

Сервисы использованные для  разработки урока:

   

https://www.belcanto.ru/or-mussorgsky-detskaya.html

 

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post318048986

Отзывы учащихся об уроке: (стилистика и грамотность сохранена)

 

«Урок-концерт по произведениям Мусоргского мне понравился, ведь лучше всего на уроке слышать произведение вживую. Больше всего мне понравилось произведение, когда мальчика Мишеньку поставили в угол, произведение  «Гопак»  и произведение «Слеза». Я думаю надо больше устраивать такие уроки-концерты. (Виктория)

 

«Урок-концерт мне понравился. Больше всего мне понравилось произведение «С няней». Хочется чтобы такие уроки были почаще».(Ефим)

 

«Урок-концерт по произведениям Мусоргского мне понравился. Живая музыка гораздо интересней. Я хочу. Чтобы такие уроки были чаще. Все произведения мне очень понравились, особенно «По-над Доном сад цветет». (Алина)

 

«Прошлый урок-концерт по произведениям Мусоргского мне понравился. Хотелось бы, чтобы такие уроки проходили почаще. Мне понравилось произведение «Ночь на Лысой горе». Слыша это произведение представляются разные картинки. Звуками очень четко можно услышать шабаш ведьм. Он очень ярко выражен».(Степан)

 

«Понравилось, только все волновались .Очень впечатлило произведение «Слеза».Хотелось бы побольше таких уроков. Очень интересно слушать произведения. Которые играют наши учителя» (Елена)

 

«Урок понравился. Такие уроки-концерты мне кажется должны проходить почаще! Все понравилось, но особенно понравились «Гопак». «Слеза», «В углу», «По над Доном сад цветет». (Катя)

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram