header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Универсальные учебные действия как способ усвоения содержания музыкально-теоретических предметов.

27 ноября, 2022
QR Code

Универсальные учебные действия как способ        усвоения содержания музыкально-теоретических предметов.

План.

  1. Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современного образовательного процесса.
  2. Виды УУД, их характеристика и особенности формирования в процессе усвоения содержания музыкально-теоретических предметов в ДШИ.

За последние десятилетия в российском обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Развитие основ умения учиться определено ФГОС, как одна из важнейших задач образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучащихся. А в решении этой задачи главным фактором является формирование системы универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как совокупность способов действий, обеспечивающая способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию непосредственно самого процесса усвоения.

 

Через планомерное формирование универсальных учебных действий, являющихся сегодня инвариантной основой процессов обучения и воспитания в системе образования, обеспечивается, прежде всего, развитие

личности. Овладение ими выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, непосредственно включая организацию усвоения, то есть само по себе умение учиться.

Содержание учебного курса музыкально-теоретических предметов в ДШИ (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература) основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Целью программ является  музыкально-эстетическое воспитание обучающих­ся, расширение их общего музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, раз­витие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения. Развитие музыкально-творческих способностей обучащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

При изучении предметов музыкально-теоретического курса закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

                            

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

 

                         Выделяют следующие виды УУД:

 

  • личностные,
  • познавательные,
  • регулятивные,
  • коммуникативные.

 

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, и включают в свой состав три вида действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни);

– действие смыслообразования, то есть установление обучащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него);

– действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор (развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений).

На музыкально-теоретических уроках в ДШИ личностные УУД выражаются в следующем:

–  в осознании себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, проявляющего интерес и уважение к другим народам;

–   в  осознании себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

– в положительном отношении к учению, к познавательной деятельности, в желании приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

–    в формировании мотивации к музыкальному творчеству;

– в стремлении реализации своего творческого потенциала, осуществлять собственный музыкально-исполнитель­ский замысел в процессе игры на инструменте, интонировании или импровизации (вокальная,  инструментальная, танцеваль­ная)  с учетом выразительных возможностей музыки;

– в способности эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям;

– в формировании представлений о нравственности, развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики;

– в целеустрем­лённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;

– в стремлении к красоте, готовности поддерживать благоприятное состояние окружающей среды и своего здоровья.

 

 

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся:

общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);

–  логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

–  постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);

– знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, то есть преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 

На уроках в ДШИ познавательные УУД выражаются в умениях:

–  анализировать прослушанное произведение, определять его структуру (форма, жанр, характер), тональный план, выявлять характерные особенности музыкальной речи (скачки мелодии, ритмические особенности, наличие секвенций и т.д.);

–   аргументировать свою точку зрения, формируя свою речь и опираясь на имеющиеся знания;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме (нота, знаки, графическое изображение аккордов, таблицы аккордов, интервалов), ведь мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде (ноты);

–    выявлять выразительные возможности музыки;

–   осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;

– читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей в интернете.

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

К ним относятся:

целеполагание –  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

–  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

–  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

–  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

–  коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

–   оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

– волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

На уроках в ДШИ, например на сольфеджио, работа по формированию регулятивных УУД может выглядеть так:

–  обучающийся может сам решать (планировать) петь ему номер с дирижированием или с тактированием, с аккомпанементом или без, предлагать варианты сочиненных фрагментов («Вопрос – ответ», сочинение мелодии на стихотворный текст);

– контролировать свою интонацию и, по необходимости, корректироватье ее (повторить спетую не очень инонационно чисто фразу) или вводить изменения в мелодический или ритмический рисунок сочинения;

–   уметь адекватно воспринимать оценку, понимая свои ошибки и недочеты (самооценка);

–   уметь вносить изменения в свои действия, добиваясь улучшения качества исполнения, мобилизуя свои силы, энергию и волю.

 

Коммуникативные  учебные действия  обеспечивают:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

–  постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

–   решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

–  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

–  умение слушать и вступать в диалог.

 

 

На уроках в ДШИ коммуникативные УУД представляют собой:

– совместное слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением;

– умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других;

– участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как слушая какое-либо произведение искусства, каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная;

– работа в парах (командах), использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: обучащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными;

– ансамблевые выступления (совместное обсуждения образа, характера исполняемого произведения);

– использование игровых элементов на уроке: лото, карточки, распределение по ролям (ученик – учитель, ученик – дирижер и т. д.).

 

В заключении необходимо отметить, что процесс формирования универсальных учебных действий включает в себя следующее:

– обеспечение возможностей обучащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

–  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

–  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями в процессе усвоения содержания музыкально-теоретических предметов в ДШИ, происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

 

                              Литература.

  1. Гаврилова Е.Н. Вопросы музыкальной педагогики: учебное пособие/ — Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014.
  2. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики/ под ред.: Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. – М., 2007.
  3. Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д. Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства в начальной школе: практикум к дисциплине «Современные технологии художественно-эстетического развития младшего школьника»: учебное пособие для студентов педагогических вузов – Екатеринбург, 2018.
  4. . Котлярова Т. С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: автореферат диссертации. – Омск, 2016.
  5. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. – Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2007.
  6. Сухова Т. А., Сухова Е. В. Роль предметов искусства в формировании универсальных учебных действий: сборник статей IX Международной научной конференции «Актуальные задачи педагогики» – М., 2018.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram