header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

“Учусь играть по нотам”

19 марта, 2023
QR Code

Муниципальное Автономное Учреждение

Дополнительного Образования

“Линдовская детская школа искусств”

Учусь играть по нотам”

(методическое пособие)

 

Составитель:

преподаватель фортепиано

Терехова Елена Константиновна

гог Бор, село Линда

2023 г.

Пояснительная записка

“Учусь играть по нотам” является методическим пособием для начального обучения игре по нотам детей подготовительного и первого класса детских музыкальных школ и школ искусств. Как быстро и легко запомнить ноты на нотном стане, научиться узнавать их в песенках, приобрести начальные навыки чтения с листа? Данное пособие предназначено для использования на уроках фортепиано (общего фортепиано) и в домашней работе в качестве дополнительного материала.

В музыкальную школу приходят учиться дети с разными способностями. Когда наступает этап чтения нот, игры по нотам, то некоторые из них быстро и без особого труда запоминают расположение нот на нотном стане. Им не надо долго объяснять нотную грамоту, они запоминают ноты как буквы. Но есть дети, которые долго учат и запоминают ноты, с трудом узнают их в песенках, путают, разбирая какое-либо музыкальное произведение. За свою педагогическую практику я прибегала к разным способам знакомства детей с нотной грамотой. И всегда хотелось сделать этот процесс наиболее простым и интересным.

Для себя я выбрала следующий способ. Сначала я знакомлю детей со скрипичным ключом. В нотной тетради мы рисуем домик с крышей и стенами. Внутри домика нотный стан. Около “двери” в домик на нотном стане рисуем скрипичный ключ, он открывает наш домик. Рисуем первую нотку – это нотка До. Я объясняю, что у неё свой персональный этаж, она особенная. А дальше мы рисуем ноты, которые “живут” только на линеечках – этажах, как я называю. Между нотами на линейках и самими линейками рисуем окошки, но их сначала оставляем пустыми. Далее запоминаем стишок:

“Ноты: Ми, Соль, Си, Ре, Фа –

На линеечках сидят!”

Ещё для запоминания мы используем пальчики, как собственный нотоносец. Показывая первый пальчик, ребёнок называет ноту Ми, второй – Соль и так далее. В домашнее задание ребёнку идёт запомнить этот стишок и написать ноты на линеечках в прописях (у нас есть свои прописи).  Когда ребёнок знает уже ноты на линейках, то рисуем ноты в окошках. И запоминаем следующий стишок:

“Ноты: Ре, Фа, Ля, До, Ми –

Те в окошечко глядят!”

 

Ноты басового ключа мы тоже запоминаем по следующему стихотворению:

“Там, где Соль, Си, Ре, Фа, Ля,

Там басовая земля!

В окнах: Фа, Ля, До, Ми, Соль,

Там Басовый ключ – Король!”

Далее мне всегда хотелось закрепить этот порядок узнавания нот при игре с листа на песенках с одной конкретной ноткой. Но были песенки с нотой Ми, Соль, Си и всё. На Ре и Фа второй октавы песенок не было. Точно такая же ситуация была и с нотами, которые “живут” в окошечках. Песен с нотами басового ключа не было вообще. Вот так пришла идея составить свой сборник, в котором будут песенки со всеми нотами на линейках и в окошках скрипичного и басового ключей.

При составлении данного пособия я пользовалась следующими сборниками: И. Королькова “Первые шаги маленького пианиста”, И. Королькова “Крохе-музыканту” (нотная азбука для самых маленьких, 1 часть), Г. Емельянова “Учимся играя” (пособие для начинающих пианистов). Что-то я оставила в неизменном виде,что-то я переделала, что-то сочинила сама. Почти ко всем песенкам есть словами, поэтому можно играть и петь нотку, а можно играть и петь слова. К каждой песенке есть картинка чёрно-белая. Если ребёнок любит рисовать, он может разукрасить все картинки.

Самое главное, на начальном этапе не напугать ребёнка и не сделать процесс игры по нотам сложным и неинтересным. Надеюсь, данное пособие послужит хорошим помощником в работе на начальном этапе над нотной грамотой с детьми.

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram