Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Учебно-методическое пособие «Техзачёт»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор Е. Р. Фисенко,

преподаватель фортепиано МБУ ДО г. Тулуна «Детская музыкальная школа»

 Учебно-методическое пособие «Техзачёт» к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

С момента зарождения клавирного искусства первостепенное значение в исполнительстве отводилось беглости пальцев, т.е. технике исполнения. Она напрямую зависит от грамотной постановки игрового аппарата, неловкость которого порождает некачественное исполнение и, как следствие, ограниченность исполнительского репертуара. Бывает, сметливый ученик сам (по наитию) подобрал нужную позицию руки и приспособился играть, как ему удобно, со стороны вроде и незаметно, но это до поры до времени.  Недоработки в технике все равно «вылезут» наружу. Когда ребенку будет понятно «чем» и «как» (исполнять), он без труда сможет сыграть «что».

Первооснова игры пианиста — это техническая подготовка, которая тренируется ежедневно и ежегодно и предела совершенству нет и не будет. С самого начала упражнениями, гаммами, этюдами мы формируем игровой аппарат ребенка, чтобы, выходя их стен школы, он смог продолжить процесс музицирования самостоятельно, без проблем с игровым аппаратом. Особо это касается тех, кто собирается обучаться профессии музыканта.

При работе с техникой ученики часто обнаруживают неразрешимые (казалось бы!) задачи: темповые трудности, зажатость, негибкость, дискоординация рук, усталость после непродолжительных занятий в плечах, запястьях, спине и шее и т.п. и т.д. Визуально наиболее часто встречаются такие ошибки: пальцы прижаты друг к дугу и не самостоятельны в движении, лежат на кончиках клавиш, гнутся в суставе, запястье проваливается, т.е. не имеет опоры, локоть прижат к телу, голова наклонена вниз. Всё это говорит о том, что игровой аппарат не свободен и испытывает зажимы и дискомфорт во время игры.

Очень важно, чтобы ребенок сам научился дома отрабатывать технические сложности. Конечно, это тренаж и тренаж. Ученик младших классов самостоятельно может обнаружить «трудное место» в произведении, реже – определить, в чем его сложность, еще реже – найти пути ее преодоления. И здесь ему очень нужна помощь педагога.

Для хорошего исполнительства нужно не только знать, но и чувствовать клавиатуру, т.е. не смотреть на нее во время читки. Взгляд играющего направлен в нотный текст, а пальцы сами контактируют с клавишами. Клавиристы XVIII века даже советовали ученикам играть в темноте или с закрытыми глазами, потому что придавали тактильной памяти большое значение. Одновременно с освоением техники на уроках идет кропотливая работа по воспитанию ритмической стройности и звукоизвлечения, фразировке, артикуляции, туше и т.д. К.Ф.Э. Бах писал: «Путем старательных упражнений движение пальцев должно стать и становится, в конце концов автоматическим; ученик тогда в состоянии думать о выразительности и более важных вещах». Многие педагоги-пианисты видели приоритет технического начала над другими задачами в фортепианной методике. Например, С.В. Рахманинов 3 часа мог заниматься технической стороной исполнения и только 1 час – на работу с  пьесами.

Немного о темпах и скорости. Тут надо не забывать один немаловажный принцип: кто быстро думает, тот быстро играет. Может, поэтому мечтатели-гуманитарии отличаются «ватными» пальчиками, а технари-математики – природной беглостью? В техническом смысле со вторыми, конечно, легче, но зато они хуже чувствуют, мало музыкальны, им удовольствие — «гонять» по клавиатуре, а сидеть, слушать – скучно! С гуманитариями все наоборот.

К.Ф.Э. Бах считал, что истинное искусство игры на клавире состоит из трех разделов – хорошего исполнения, хорошей аппликатуры и хороших «манер». Он одинаково осуждал быструю игру как самоцель и «вялые» пальцы, которые «под предлогом мнимой певучести не умеют оживить инструмент. Обладающие беглостью еще способны научиться: их пыл нужно притушить, заставляя играть медленно и выразительно, вялые пальцы же устранить почти невозможно». А Д.Г. Тюрк определил комплекс умений, необходимых для хорошего исполнения:

— достижение беглости в игре и чтение нот с листа,

— воспитание метроритма,

— знание генерал-баса,

— ясность в исполнении,

— целесообразное применение украшений,

— правильное понимание всех ощущений и чувства, заложенных в музыке.

На первом месте, заметим, стоит беглость. С клавирных времен – это, прежде всего, активность пальцев: поднятие, точный удар, отскок, независимость от соседних пальцев. В этом суть техники.

Цель составления учебно-методического пособия: методическая помощь для подготовки к техническому зачёту, а также для упорядочивания, систематизации и совершенствования технических приемов, умений и навыков. Пособие предназначено для педагогов и учащихся 3-8(9) классов, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

        СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАЧЕТА

ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО В МБУ ДО ДМШ Г. ТУЛУНА

Технический зачет – это, прежде всего, гаммы и этюды, но немаловажны и другие задачи, которые целесообразно включать в программу зачета.

Цель проведения технического зачета: активизация, расширение умений и навыков учащихся, контроль за совершенствованием их технического развития.

Содержание технического зачёта:

  • исполнение гамм, упражнений Ш. Ганона,
  • инструктивный этюд,
  • чтение нот с листа,
  • умения и навыки самостоятельной работы с произведением,
  • знание элементарных музыкальных терминов.

Порядок подготовки и проведения технического зачёта. Зачет проводится в соответствии с разработанными и утвержденными требованиями и формами работы методического объединения школы по виду искусств (далее – МО), в присутствии его членов, не реже двух раз в год. МО по согласованию с администрацией школы корректирует требования в ту или иную сторону ежегодно в зависимости от объективных условий и обстоятельств, ученического потенциала школы.

Периодичность проведения технических зачётов:

  • по гаммам 2-4 раза в год: в первом учебном полугодии исполняются диезные гаммы, во 2-м бемольные. Выбор гамм для изучения определяет МО, для исполнения на зачете выбирает ученик совместно с педагогом. Зачет проводится по четвертям или по полугодиям, в соответствии с планом работы МО;
  • по этюдам два раза в год: в первом учебном полугодии исполняется обязательный этюд (по классам), проводится в форме «слепых» конкурсных прослушиваний, во 2-м полугодии – исполняется обязательный вид техники, при свободном выборе этюда, проводится в форме кабинетного прослушивания. Варианты этюдов и видов техники утверждаются МО;
  • чтение с листа проводится один раз в год, в форме кабинетных прослушиваний. Варианты читки по классам определяет МО;
  • знание музыкальных терминов проверяется один раз в год. Перечень терминов утверждается МО по классам. На зачете ученик должен знать термины для своего класса и предыдущие.
  • самостоятельно выученная пьеса исполняется один раз в год публично, в форме кабинетных (публичных) прослушиваний, а так же в форме конкурса на лучшее исполнение самостоятельной пьесы, в том числе в дистанционном формате. Формы проведения определяются планом работы МО.

Критерии оценки по каждому виду техники разрабатывает МО совместно с методическим советом школы, с учетом требований образовательных программ. Оценка выставляется коллегиально по пятибалльной системе отдельно за каждый вид. В спорных ситуациях решающее слово принадлежит преподавателю ученика. Оценивание индивидуальных видов деятельности в МБУ ДО ДМШ г. Тулуна производится по трем условным уровням творческого развития учащихся: эстетический (облегченный), базовый (средний) и профессиональный (повышенный).

От сдачи технического зачёта освобождаются учащиеся, имеющие уважительные причины. Вопросы освобождения решаются каждый раз индивидуально. Пересдача зачёта возможна только по согласованию с руководителем МО.

Контроль за проведением технических зачётов осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

  1. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАЧЕТА

2.1. Требования к гаммам

     Гаммы – основополагающий элемент музыкальной теории. Игра на любом музыкальном инструменте обязательно сопровождается изучением гамм.

Гаммы – отличная тренировка пальцев и рук, когда нарабатывается и оттачивается техника игры на фортепиано, ровность, четкая последовательность пальцев, их беглость, правильная аппликатура (расстановка пальцев), другие навыки и правила игры на фортепиано. Такая своеобразная «музыкальная таблица умножения». Гаммы повышают мастерство музыканта, развивают ловкость его рук и пальцев. В музыкальных произведениях встречаются гаммаобразные пассажи, арпеджио, аккорды, хроматические движения вверх или вниз и т.п., и именно в гаммах можно отработать и отточить данные элементы.

Упражнения Ш. Ганона

Неоценимую помощь в техническом развитии юного музыканта и в качестве подготовки к гаммам могут оказать упражнения Шарля Ганона, французского пианиста-педагога XIX века, до сих пор не утратившие своей значимости и эффективности. Особенностью упражнений является то, что они более приятны для слуха и разнообразны, чем гаммы и арпеджио и в отличие от этюдов, почти не требуют времени на разбор и запоминание, основаны на секвенциях, одинаково развивают как правую, так и левую руку.

Упражнения Ганона рекомендуется подбирать ученику в индивидуальном порядке, для отработки сложных технических элементов, которые встречаются в музыкальных произведениях.

И гаммы, и упражнения следует начать изучать с первого класса, но на зачет выносить не ранее, чем в 3 классе, когда сформировался первоначальный комплекс технических умений и навыков, и ученик способен в умеренном темпе исполнить в гамме легато и правильную аппликатуру. На зачет выносится две гаммы: мажорная и минорная (по выбору ученика).

В приложении 1 к данному пособию предлагаются требования по классам и учебным полугодиям к гаммам и упражнениям Ш. Ганона.

2.2. Требования к этюдам

Этюдом в музыке называется инструктивная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков исполнителя.

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни – австрийский композитор-пианист. Он является автором более тысячи фортепианных этюдов на разные виды техники, объединённые им в циклы («Школа беглости», «Искусство беглости пальцев» и др.). Каждый этюд заключает в себе определённую техническую трудность и служит для её преодоления, например, триоли, пунктирный ритм, позиционные последовательности, различные виды арпеджио, аккордов, гаммообразные пассажи, хроматические гаммы, октавы, скачки, трели и другие.

Без исполнения этюдов музыкант не сможет состояться, поэтому этюды следует начать изучать с первого класса. На зачет исполнение этюда рекомендуется выносить не ранее, чем с 3 класса, когда сформировался хотя бы небольшой комплекс технических умений и навыков, и ученик способен исполнить его в темпе.

Что такое обязательный этюд? Это этюды, выбранные для каждого класса на разные виды техники, которые подбираются в соответствии с анализом технического уровня учащихся, для выравнивания «западающих» сторон и с учетом потенциала учащихся. Поэтому выбор обязательного этюда – ежегодный процесс и должен учитывать разные категории детей, обучающихся в текущем году в данном классе.

Что такое обязательный вид техники? Это этюд, выбранный педагогом ученика с учетом утвержденного вида техники, который он подобрал в соответствии с возможностями и способностями конкретного ученика.

В приложении 2 к данному пособию изложены требования к уровню сложности и видам техники этюдов, опробованные и доказавшие свою эффективность в учебном процессе МБУ ДО ДМШ г. Тулуна, рассчитанные на средний технический уровень учащихся.

2.3. Требования к технике чтения нот с листа

      «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать», – говорил Иосиф Гофман, один из великих пианистов всех времен. Это мнение и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто преуспел в чтении нот благодаря постоянной практике. Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи.

     Чтение с листа – необходимый раздел комплексной программы обучения музыканта. Умение быстро играть незнакомое произведение для пианиста так же важно, как и исполнение гамм. Владение этим навыком помогает лучше ориентироваться в нотном тексте, развивает внимательность, сосредоточенность, облегчает разучивание произведений.

Читку с листа рекомендуется начинать с самых первых шагов в музыкальном исполнительстве, практиковать это на каждом уроке, но на зачет выносить не ранее 3 класса, когда сформировались первоначальные навыки чтения нот с листа. Если в младших классах достаточно грамотного теоретического прочтения нотного текста (ритм, размер, знаки и т.п.), то в старших классах необходимо видение и исполнение авторских пометок, включая темп, агогику, художественные задачи.

В приложении 3 к данному пособию изложены варианты пьес примерной трудности для чтения с листа, по классам.

2.4. Требования к самостоятельному произведению (самостоятельно выученной пьесе)

Великий пианист-педагог Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику…, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели»

Работа с произведением без участия педагога чрезвычайно важна и первостепенна. Самостоятельная пьеса дается ученику для формирования и развития умений и навыков работы с музыкальным произведением. Задача педагога в данном вопросе – помочь ученику выбрать доступные и понятные ему пьесы, а затем при прослушивании проследить, в чем он еще не самостоятелен, на что обратить особое внимание при работе с ним. Самостоятельная пьеса должна заключать в себе только знакомые и понятные ученику знаки, образы, авторские пометки, либо перед разучиванием необходимо объяснить, что является для него новым или непонятным. В процесс самостоятельной работы с произведением педагогу вмешиваться не рекомендуется.

Помимо непосредственной работы с нотным текстом, ученику предлагается анализировать самостоятельную пьесу, для большего понимания исполняемой музыки, авторского замысла и развития его музыкального мышления.

Навыки самостоятельной работы необходимо тренировать с первого класса, давая сначала совсем простые и короткие пьески отдельными руками. На зачет выносится произведение, в котором заложен минимум необходимых умений и навыков, приобретенных учеником за годы обучения, а также знаний теории и истории музыки в виде анализа пьесы. Ученик может приготовить анализ письменно или устно, с дополнительными сведениями в свободном формате.

В приложении 4 к данному пособию размещены варианты пьес примерной трудности для самостоятельной работы учащихся, а также план-анализ самостоятельного произведения (по классам).

2.5. Требования к минимуму музыкальных терминов

     Музыкальные термины очень важны для правильного понимания и исполнения произведения. Начиная с самых простых и легких пьес, юный пианист видит различные темпы, штрихи, мелизмы, авторские пометки. Благодаря терминам он понимает, в каком темпе и характере необходимо играть произведение, где сделать замедление, а где наоборот, сжать темп, начать играть быстрее. Все эти термины помогают нам передать настроение и замысел композитора и в конечном итоге донести до слушателя.

С музыкальными терминами ученик знакомится с самых первых шагов, по мере увеличения трудности произведений увеличивается их количество и сложность. На зачет выносятся термины, чаще всего используемые в процессе обучения. Рекомендуется проводить проверку знаний в виде карточек лото, на каждой из которых написан термин на языке оригинала. Ученик читает название, переводит на русский язык, исполняет на фортепиано, если требуется пояснить или уточнить (например, мелизм, ритмическую фигуру). В приложении 5 к данному пособию изложен перечень минимума музыкальных терминов, которыми учащиеся должны овладеть за период обучения. К зачету ученик должен выучить термины по своему классу и повторить за все предыдущие.

 2.6. Критерии оценки форм и видов технического зачета

Система и критерии оценки технического уровня учащегося разрабатываются МО преподавателей фортепиано, утверждаются методическим советом школы. Критерии разрабатываются в соответствии с программными требованиями предпрофессиональной программы «Фортепиано». Оценка технического зачета имеет большое значение для определения итоговых оценок по предмету и общего усвоения программных требований.

Требования к техническому зачету и система оценки разработаны с учетом дифференцирования способностей и возможностей учащихся.

При оценивании исполнительских форм и видов учитываются индивидуальные возможности учащегося, уровень его подготовки, мотивация на дальнейшее профессиональное обучение, общее прилежание, текущая успеваемость и т.п. по следующему принципу:

  • допустимый уровень (облегченный в связи с индивидуальными возможностями ученика, испытывающего затруднения при выполнении некоторых заданий и правил программы, часто болеющего, а также не нацеленного на дальнейшее профессиональное обучение);
  • средний (соответствующий требованиям учебной программы, для учащихся, не испытывающих трудностей при освоении программы);
  • повышенный (для учащихся, проявляющих творческие способности и ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение).

При оценивании теоретических знаний (анализ самостоятельной пьесы, музыкальные термины) система оценивания единая для всех учащихся, без дифференцирования.

В приложении 6 к данному пособию изложены критерии оценки форм и видов технического зачета.

 

  1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Методическая литература

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М., «Музыка», 1978 г.
  2. Бирмак А. О художественной технике пианиста. — М., 1973
  3. Вопросы фортепианной педагогики. Редакция В Натансона. Выпуски 1-4. – М., 1963, 1967, 1971, 1976 гг.
  4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., «Классика – XXI», 2000 г.
  5. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. — М., «Классика – XXI», 2002 г.
  6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. — М., 1982 г.
  7. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста 3-4 классов, 1979 г.
  8. Савшинский С. Работа пианиста над произведением. – М., «Классика – XXI», 2001 г.
  9. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968 г.
  10. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1989 г.
  11. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984 г.

Учебная (нотная) литература

  1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса. Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
  2. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов. композитор,1991
  3. Альбом фортепианных пьес, сост. Аз. Иванов, С. Ляховицкая / Л., Музыка, 1952
  4. Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
  5. Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
  6. Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
  7. Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка, 2011
  8. Гедике А.Ф. Альбом фортепианных пьес/ М., Сов.композитор, 1958
  9. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью/ изд. С-Пб «Композитор», 2005,
  10. Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
  11. Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
  12. Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
  13. Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
  14. Милич Б. Фортепиано. 1, 2, 3, 4, 5, 6 классы / изд. Кифара , 2006;
  15. Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
  16. Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для

первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012

  1. Тимакин Е. Ежедневные упражнения пианиста. Арпеджио. – М. «Музыка», 2012
  2. Хрестоматия для ф-но, 2, 3 класс. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /М., Музыка, 2005
  3. Хрестоматия для фортепиано: 5 класс ДМШ: Пьесы /ред-сост. Т.Верижникова, Подрудкова Е. –М, Музыка, 2005
  4. Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
  5. Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
  6. Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
  7. Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
  8. Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
  9. Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, М., Музыка, 2011

 

QR Code