header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

учебно-методическая разработка

9 января, 2023
QR Code

Учебно-методическое пособие «Выпускной экзамен по сольфеджио: что делать?»

Преподаватель Халимова Алина Наильевна МБОУ ДО «ЛДШИ№1»

Пояснительная записка

Итоговый экзaмен по сольфеджио-один из сaмых сложных для учaщихся детских музыкальных школ. Требует не только прочных теоретических знaний, но и вокaльно-интонaционных, ритмических, слуховых нaвыков, нaвыков чтении с листа и выучивaний музыкaльных примеров. Сдaть хорошо сложно дaже для тех учaщихся, кто прилежно и добросовестно зaнимaлся нa протяжении всего обучения в школе.

Для того, чтобы прaвильно и эффективно подготовиться к экзaмену, необходимо знaть две вещи: нaличие каких именно знaний будет проверяться (требовaния) и в кaкой форме это будет проходить.

В соответствии с федерaльными госудaрственными требовaниями к минимуму содержания, структуре и условиям реaлизации дополнительных предпрофессионaльных общеобрaзовательных прогрaмм в облaсти музыкaльного искусствa, при прохождении итоговой аттестaции по Сольфеджио, выпускник должен продемонстрировaть сформировaнный комплекс теоретических знaний, прaктических умений и нaвыков: 1) знaние профессионaльной терминологии; 2) умение определять на слух, записывaть, воспроизводить голосом aккордовые, интервaльные и мелодические построения.

С цeлью повышeния достовeрности оцeнки уровня освоeния учeбного прeдмeта выпускниками, рекомeндуется проводить итоговую аттeстацию по Сольфeджио в формe выпускного экзамeна, состоящeго из двух обязaтельных чaстей: устной и письменной. Рекомендуемый вид устной чaсти экзaмена − устный опрос по экзаменaционным билетaм.  Рекомендуемый вид письменной части экзaмена − зaпись мелодического построения (одноголосного диктaнта) с использовaнием нaвыков слухового анaлиза.

В прогрaмме по предмету сольфеджио четко определены экзаменaционные требовaния для рaзных курсов обучения. Выпускник должен покaзать на экзaмене высокий уровень вокaльно-интонационных нaвыков и знание теоретического материaла. Для некоторых учащихся эти требовaния оказываются слишком сложными. При подготовке к экзамену таких учaщихся возникают рaзличные трудности и проблемы.

Дaнная методическая работа будет полезна преподавателям сольфеджио   старших классов ДМШ и ДШИ и их учащимся. В предстaвленной методике подготовки к выпускным экзaменам представлена инструкция по подготовке к экзaмену, которая поможет учaщимся легко и основaтельно подготовится. А также общие рекомендации помогут в подготовке к любому экзамену. Новым в данной методической работе является использование рекомендаций из области психологии обучения и анализа методик по эффективному и прогрессивному обучению.

Целью учебно-методической разработки: оказание помощи в подготовке к экзаменам преподавателям, учащимся ДШИ.

Применяя рекомендации на прaктике, любой преподаватель может легко разработать собственные планы подготовки к выпускным экзaменам по сольфеджио, так и для других предметов, реaлизуемых в программе предпрофессиональной подготовки детей в дополнительном обрaзовании.

Содержательная часть

Выпускной экзамен по сольфеджио

Каким образом эффективно подготовиться к экзамену по сольфеджио? Эту задачу невозможно решить за один день, накануне. Предмет «Сольфеджио» – это не только накопленные знания, это набор приобретенных НАВЫКОВ. Теоретические сведения можно как-то «вызубрить», но навыки за день не наработать. Этот предмет именно поэтому изучается столько лет систематически, чтобы выработать необходимые музыкальные навыки.

В устной части экзаменационного билета рекомендовано включать не менее пяти заданий из разных разделов программы учебного предмета, позволяющие оценить первичные теоретические знания (в том числе, профессиональной музыкальной терминологии), а также приобретённые выпускниками практические умения и навыки:

1) Пение вне тональности. Задание позволяет оценить умение интонировать гаммы, интервалы и аккорды от звука. В содержание данного задания могут быть включены: диатонические лады (лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, пентатоника и т.д.), простые диатонические интервалы, 4 вида трезвучий, обращения Б53 и М53, пройденные септаккорды.

2) Пение в тональности. Задание позволяет оценить умение интонировать гаммы, аккордовые и интервальные цепочки в ладу. В содержание данного задания могут быть включены: гаммы до 7 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический виды мажора), интервалы (простые диатонические, тритоны и характерные), трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 с обращением, II7 в мажоре и в миноре, вводные септаккорды.

3) Чтение с листа (сольфеджирование одноголосного примера).  Задание позволяет оценить навыки, отражающие наличие у обучающегося сформированного звуковысотного музыкального слуха, чувства лада, метроритма. Музыкальным материалом для данного задания могут служить примеры из сборника «Чтение с листа на уроках сольфеджио» (составитель Г. Фридкин).

4) Слуховой анализ. Задание позволяет оценить навыки определения на слух интервалов (простые диатонические, тритоны с разрешением и характерные интервалы гармонических ладов с разрешением) и аккордов (4 вида трезвучий, обращения Б53 и М53; септаккорды – бБ7, мМ7, мБ7, мУм7, Ум7). А также слуховой анализ аккордовой последовательности. Данный вид направлен на оценивание ладового и звуковысотного слуха (главные трезвучия лада, их обращения, Д7 и его обращения, Вводных септаккордов, Септаккордов II ступени в мажоре и в миноре).

5) Исполнение двухголосного примера. Задание позволяет оценить навыки, отражающие наличие у обучающегося сформированного звуковысотного музыкального слуха, умения чисто петь в ансамбле. Задание предполагает пение выученного двухголосного примера дуэтом или с собственным исполнением второго голоса на фортепиано. Музыкальным материалом для данного задания могут служить примеры из сборника «Сольфеджио. Двухголосие. Часть II» (составители Б. Калмыков, Г. Фридкин).

Письменная часть выпускного экзамена состоит из записи мелодического построения (одноголосного диктанта) с использованием навыков слухового анализа. Запись диктанта позволяет оценить умение и навыки самостоятельно определять на слух элементы музыкального языка (размер, движение мелодии, ритмический рисунок) и записывать мелодические построения.  Запись диктанта осуществляется в течение 25-35 минут. Рекомендуется произвести 8-10 проигрываний. Требования к диктанту: объем – не5 менее 8 тактов; форма – период повторного или единого строения; размер 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; с использованием пройденных ритмических фигур.

Как успешно подготовиться к столь сложным испытаниям? Чтобы добиться значимых результатов, необходимо учиться не упорнее, а разумнее. Не тратить время попусту, распоряжаться временем с умом. Прежде чем начать развивать навыки, следует знать: чем измеряется степень владения этими навыками. Что будет хорошим результатом, а что плохим? Более того, невозможно начать эту работу, пока не определено, на каком уровне развития находятся эти навыки. Что особенно сложно, если каждый видит по-своему. Необходимо определить три пункта:

  1. Оценить нынешний уровень навыков обучения и составить план ближайшего развития, на что сосредоточить свои усилия.
  2. Подобрать способы развития.
  3. Классифицировать этапы работы согласно успешности и уровня освоенности.

Пункт 1. Оценка уровня подготовленности:

Прежде чем начать работу по подготовке к экзамену: изучению теоретического материала, его понимания, работы над развитием слуха и памяти, наработки интонационных навыков, выполнения теоретических и практических заданий и всех других основных форм в обучении предмета Сольфеджио, оцените уровень владения своими данными. Разделите все формы работы на столбики и дайте оценку: А – если оцениваете на отлично; В – если вам кажется, что все более-менее хорошо; С – если едва справляетесь и Д – если не справляетесь вовсе.

А Б В Г
Теоретический материал
Построения
Музыкальная память
Музыкальный слух
Интонирование в ладу
Интонирование вне лада
Исполнение номера. (Чтение с листа)

При объективной оценке в данной форме наглядно виден уровень подготовленности к экзамену. Можно скорректировать будущую подготовку к экзамену в зависимости от имеющихся знаний и степени усвоения определенных навыков.

Пункт 2. Способы развития:

Для составления плана развития предлагаю выполнить следующий тест. Поставьте «+» или «-» с вопросами:

  1. Мне бы хотелось усваивать материал быстрее.
  2. Я не пропускаю занятия, но я не внимателен.
  3. Я редко готовлюсь к проверке знаний заранее, но всегда стараюсь наверстать упущенное накануне экзамена.
  4. Мне кажется, что я трачу на учебу больше времени, чем следовал
  5. Обычно я делаю уроки под включенный телевизор или отвлекаюсь на телефон.
  6. Я редко выполняю задания вовремя.
  7. Я принимаюсь за письменную работу в самый последний момент.
  8. Все задания я выполняю за одинаковый промежуток времени.
  9. Я не могу найти в интернете нужную информацию.
  10. Мне слишком много задают на дом.
  11. Я никогда не успеваю сделать все, что нужно к назначенному сроку.
  12. Похоже, что на уроке я всегда неправильно записываю.
  13. Я часто забываю про важные проверочные работы и экзамены.
  14. Я очень переживаю перед экзаменом, сдаю хуже, чем могу.
  15. Часто мне приходится по несколько раз перечитывать, прежде чем понять.
  16. После изучения, я забываю большую часть.
  17. Я стараюсь успеть записать за учителем всё на уроке, а потом не могу разобрать записи.
  18. Меня едва хватает на 15 минут непрерывной учебы, потом становится неинтересным и скучным, я отвлекаюсь.
  19. Готовясь к важному заданию, мне приходится чуть ли не все искать в интернете или в справочниках.
  20. У меня ощущение, что все время учу не то, что нужно.
  21. У меня нет постоянной тетради.
  22. Я готовлюсь к экзамену, но забываю все на нем.
  23. Мне не хватает времени на успешную учебу и личное время.
  24. Я не умею находить и выделять нужное в учебнике.
  25. Просматривая записи, я не могу в них разобраться.
  26. Я не люблю учить.
  27. Мне снижают оценки за письменную часть из-за неверного оформления.
  28. Я много провожу времени за компьютером или телефоном. Но не чувствую, что получаю пользу от этого.

Подведем итоги.  Это поможет верно направить свои усилия.  Если «+» в следующих пунктах:

2, 5, 18 – Ваше внимательность и концентрация недостаточно развита. Определите, какая информация является важной. Не избегайте возможности задавать вопросы преподавателю. Принимайте активное участие в работе на занятиях. Учитесь делать краткие, но значимые выводы в конце каждого занятия или пройденной темы. Для этого ведите понятные и структурированные записи в тетради, применяйте в записи таблицы, колонки, столбцы и т.д. (краткие записи ступеней, состав, знаки). Запомните! Качество ваших записей не связано с их количеством. Возможно именно эти три строчки придут на помощь в освоении данного материала. Если пропустили занятие-найдите возможность изучить самостоятельно тему, попросите у успевающего одноклассника конспект. Практические задания выполняйте всегда в строгой последовательности действий: настройка на тональность (звук) – задайте себе темп исполнения – при необходимости внимательно изучите метрические и ритмические особенности задания – держите темп выполнения задания.

1, 8, 15, 16, 24, 26 – Ваша слабость – изучение и усвоение материала. Вам также помогут советы из предыдущего результата – ведение конспектов. Они должны быть последовательными и ключевыми, с опорными данными. Если вы научитесь правильно записывать изучаемый материал, то навык конспектирования поможет в усвоении материала. Важно ваше участие в работе класса, выполнение домашнего задания вовремя и полностью, это также заполнит существующие пробелы. Выработайте правильные привычки в учебе:

* Практика – регулярное выполнения заданий. Чем чаще и регулярнее вы что-то делаете, тем глубже и лучше это укореняется. Не забывайте про практические задания (интонирование построение, чтение с листа и т.д.)

* Найдите единомышленников. Вместе иногда интереснее и быстрее.

* Планируйте. Разработайте план по изучению конкретных тем и задач по датам и срокам. Не отступайте от своего плана.

3, 14, 22 – уделите больше внимание к подготовке к проверочным испытаниям и экзаменам. Работайте над снижением тревожности и неуверенности. Ответив на следующие вопросы, вы сможете преодолеть страх перед экзаменом. Какой материал будет на экзамене? Какой максимальный балл? Сколько времени у меня будет на экзамене? Какого рода задания будут на экзамене? Сколько баллов можно будет получить за каждое задание? Какие задания оказывают наибольшее влияние на конечный балл? Можно ли пользоваться учебником? Что нужно брать на экзамен?

Чтобы успешно сдать экзамены и не переживать во время него, нужно к ним готовиться. Планируйте подготовку заранее. Возьмите все необходимое для экзамена. Повторяйте. Повторяйте. Повторяйте.  Если вы все знаете и выучили, повторение будет только на пользу. Упорядочьте учебные материалы. Возьмите все ваши источники, в которых есть необходимый материал, сопоставьте их содержание с экзаменационными вопросами и отберите необходимые для подготовки. И главное- делайте шпаргалки. Не с целью их применения, но они могут помочь повторить в краткие сроки непосредственно перед сдачей. И вновь про практические задания – здесь не нужно бояться переусердствовать. Чем больше практики, – тем выше результат.

4, 6, 10, 11, 13, 21, 23 – не умеете владеть своим временем, не эффективное его используете. Самое главное в этом – научиться планировать. Составьте организационный план: 1. Выполнять главное в первую очередь. От сложного задания к простому, от трудного и продолжительного по времени к простому и быстрому.  2. Определить сроки выполнения для каждого задания. 3. Определить время на перерыв и отдых. 4. Все дополнительные и несрочные задания распределить в течении дня или недели. 5. Напоминать себе о важных заданиях (функции телефона в помощь). 6. По возможности следуйте пословице «Сделал дело, гуляй смело». И еще одной: «Делу- время, а потехе-час».7. 15 минут. Ежедневно выделяйте 15 минут на анализ и планирование главных задач на день и на неделю. 8. Разделите решение задач на несколько этапов. В результате любое занятие, даже учеба, и сольфеджио тоже, станет удобным, если вы разделите его на несколько порций, каждая из которых будет вам по зубам.

7, 19, 27 – вы не умеете искать информацию и правильно ее выделять и структурировать. Для начала оцените свои источники. Обратите внимание на самых авторитетных и свежих в данной области. Не стоит готовиться к экзаменам на различных форумах. Спросите заранее у вашего преподавателя, по каким источникам искать необходимый материал, и информативный круг сузится. Исследуйте необходимую тему, выпишите главное по терминам, формулам на карточки. Очень интенсивно помогают на уроках карточки по интервалам, аккордам, правилам. В них кратко и наглядно видны основные тезисы к запоминанию – ступени, состав и т.д. Возможность таких карточек в том, что в них можно указать основную информацию кратко и доступно.

8, 27 – развивайте навыки поиска информации со всех доступных источников. Не только на уроках, в книгах, обратите внимание на онлайн-поиск. Множество интересных практических видео-уроков существует в сети.

12, 17, 20, 25 –  улучшайте свои письменные навыки. Сосредоточьтесь на ведение конспектов, сохраняйте внимание на уроках. Рекомендации по этим навыкам были даны выше.

Пункт 3. Классификация этапов работы.

Проанализируем задания экзамена и рассмотрим решения каждой задачи:

Интонирование в ладу

Гамма. Это первое задание, которое можно подготовить самостоятельно и добиться хорошего результата, независимо от степени успешности в этом. Своего рода гамма – это первое представление выпускника экзаменаторам. Первое впечатление. Для успешного результата к работе над пением гамм необходимо подходить при каждом выполнении заданий на интонирование, а также при подготовке домашнего задания. Именно здесь можно прибегнуть к зубрежке. Оценивание происходит не за то, что спел учащийся, а КАК он спел. Научиться правильно готовить исполнение гаммы: учащийся должен знать свой диапазон, самостоятельно определить в какой октаве он будет петь, разбить ли исполнение на тетрахорды. Уверенное исполнение гаммы создает благоприятное первое впечатление об испытуемом.

Пение в тональности – требует серьезной и основательной подготовки.  Главное условие успешной сдачи экзамена – детальная проработка всех интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Это практическая «база» теоретического материала, нужного для экзамена.  Требуемый минимум аккордов и интервалов, положенных по программе: б2, м7, ув4, ум5, ув2, ум7 с обращениями и разрешениями, Т-S-D их обращения, Ум53 с разрешением, Д7 с обращениями и разрешениями, вводные септаккорды с разрешениями 2 способами.

Главная задача – научиться все это чисто интонировать. Но чтобы чисто петь, надо знать и понимать, ЧТО и как петь. Для этого необходимо вернуться к теоретическим вопросам и повторить все правила, изучить неусвоенные. Успех работы над интонацией полностью зависит от освоения теоретического материала. Существует много методов. Начинать повтор от простого к сложному: в начале проработать интервалы простые, увеличенные и уменьшенные с разрешениями, главные трезвучия лада, потом Д7 с обращениями, потом вводные септаккорды. Обязательно предварительно строить письменно. Проигрывать их и интонировать. Много раз пропевать!

Возникает другой вопрос: как петь? Проблема чистого интонирования существовала всегда – задача №1 любого преподавателя-теоретика. Почему учащиеся плохо поют? Потому что они мало поют и не поют дома. Пение на уроках недостаточно. При выполнении домашнего задания внимание учащихся заслуживают только письменные работы. Ученики считают, что домашнее задание состоит только из построения, а   интонирование необязательно. Пока этот стереотип не будет вытеснен – он не будет петь и играть дома. Схема: «построил – спел» станет рабочей, если это прочно закрепится на уроках, затем будет обязательным условием при проверке домашней работы. Подходить к решению проблемы лишь после того, как выполнение построений не будет вызывать ни малейших затруднений. Этого можно добиться проработкой материала и банальной рутинной тренировкой. Никакая зубрежка правил не поможет. Не все неуспевающие ученики плохо поют. Часто за этим замаскирована проблема с теорией. Свободное владение теоретическим материалом дает возможность полноценной работе над интонацией. Приходилось наблюдать, как некоторые дети «раскрывались» и начинали чисто интонировать после освоения теоретических знаний. Выполнение построения дома нескольких пар тритонов в разных тональностях с обязательным интонированием, – и придет понимание, как они строятся и поются.

Учащимся сложно дается интонирование именно первой ноты. Научиться можно при грамотном поиске ее с помощью устойчивых звуков, настройке на тоническое трезвучие. Это очень важный момент! Обязательно всегда работать с настройкой. Научиться поиску и подбору необходимых путей, ступеневых оборотов и дорожек для интонирования неустойчивых ступеней, закрепить этот навык, довести до автоматизма. Затем приступить к работе над интервалами, аккордами и т.д. Подводя небольшой итог мы видим, что первый этап подготовки к экзамену сводится к работе над навыком интонирования гамм и элементов в ладу. В результате интонирование в ладу станет самым простым и понятным заданием. Теоретический материал будет отходит на второй план, а подготовка и выполнение домашнего задания будет начинаться со слова «спеть». Интонирование в ладу интервалов и аккордов с разрешением получается у всех учеников.

Интонирование вне лада.

Пение от звука – трудная задача. Чтобы найти решение, необходимо дать учащимся четкое разделение на работу в ладу и вне лада (в абсолютной системе).  Надо разграничить материал так, чтобы пришло понимание, какой навык прорабатывается – интонирование в ладу или вне лада. Многие проблемы в усвоении теоретического материала возникают именно из-за непонимания разницы положения аккорда или интервала в ладовой (относительной) или внеладовой (абсолютной) системе. Не избежать возвращения к теоретическому материалу. После закрепления построений в тональности, нужно закрепить построения от звука. Целесообразно начинать работу также от простого к сложному.  Усиленно проработать построения и интонирования ладов, интервалов, затем аккордов, а потом уже септаккордов. Эффективнее будет взять минимальное количество материала, довести навык до автоматизма. Усиленная работа над пением необходимых элементов от 2-3 звуков вверх и вниз даст результата больше, чем беглое исполнение от всех звуков. При понимании самого принципа работы вне лада, в дальнейшем интонирование от любого звука не вызовет трудностей. И вновь – экзаменационная комиссия слышит, КАК поет испытуемый. Но обычно после усиленной проработки в тональности, пение от ноты дается довольно легко. Проблема больше теоретического плана.

Построение   обращений трезвучий и   интервалов от звуков иногда вызывает затруднения для некоторых учеников. Если это так, свести это задание до минимума вариантов, использовать несложные задания, отработать эффективно и углубленно.

Чтение с листа

Данный вид работы хоть и включен в программу с младших классов, но, как правило, слабые дети поют с листа плохо. Поэтому это задание считается самым трудным. Слабого ученика сложно научить петь с листа примеры нужные по программе. Единственный выход-это снизить уровень до минимально возможного. Здесь нужно проявить индивидуальный подход к детям. Пусть слабый ученик поет простую мелодию. Ничего плохого в этом нет. Не стесняйтесь что-то подсказать, подыграть на инструменте. Особое внимание надо обратить на правильное воспроизведение ритмического рисунка. Работайте над сольмизацией, учите детей просто читать ноты.  Прочитайте методическую разработку Плавинской А.В. «Чтение с листа как основа развивающего обучения» и пояснительную записку к учебнику Г.Фридкина «Чтение с листа» В этих работах подчеркивается первостепенная важность постоянной тренировки навыка чтения с листа.  Занимайтесь этим каждый урок.

Слуховой анализ

Аккордовая последовательность (слуховой анализ в ладу)

В экзаменационные испытания включен слуховой анализ небольшой аккордовой цепочки. Обычно состоит из главных трезвучий лада, Д7, Вводных септаккордов и их обращений, иногда септаккорда II ступени. Для подготовки к этому этапу рекомендую вновь обратиться к теории и интонированию. Построить сначала, а затем спеть.  Отработать несколько распространенных вариантов аккордовых последовательностей и их сочетаний. Во время определения на слух, учащиеся вспомнят гармонический оборот. В аккордовой цепочке есть обращения трезвучий и их можно будет больше не включать в билет. Для успешного ответа достаточно проработать несколько таких аккордовых построений в разных тональностях.

Слуховой анализ вне лада.

Особо необходимо отметить, целесообразность четкого разделения между определением обозначений аккордов в ладу и вне лада. При письменном построении постоянно закреплять правильную запись обозначений всех используемых аккордов.

В слуховом анализе вне лада представлены отдельные интервалы в пределах октавы, аккорды и различные пройденные лады в восходящем или нисходящем движении. Данный анализ тесно связан с интонированием вне лада. Если этот вид интонирования тщательно проработан и закреплен, слуховой анализ вне лада не будет сложным для определения. Важно лишь отработать скорость ответа и верной записи.

Определение на слух-это палочка-выручалочка для плохо поющих детей. У каждого педагога есть своя методика работы. Можно написать аккорды, интервалы, пометив значками особенности их звучания. Например, аналогии, которые возникают при прослушивании данных элементов: «песенки-подсказки», рисунки или образы в воображаемых картинках.  Напишите на доске все, что встретится на экзамене и проведите опрос. Сделайте карточки, таблицы-«помогаторы». Зрительное восприятие обязательно поможет. Играйте на слух то, что ученик хорошо слышит. Обратите внимание на уроках, какие интервалы и аккорды вызывают затруднение. Сыграйте затем другое. При регулярной тренировке даже самые слабые ученики отгадывают на слух хорошо.

Двухголосие

Педагоги считают это задание слишком сложным и не выносят его на экзамен. Но это домашнее задание и его вполне можно подготовить на «отлично». Самое главное -не затягивать с выбором номеров (в зависимости от количества выпускников). Эта работа должна быть выполнена к концу сентября. Причем дети должны попробовать разучить небольшой отрывок номера, а педагог решить, справятся ученики или нет. Лучше сразу сменить номер на более простой. К концу второй четверти двухголосные номера должны быть почти готовы, желательно со сменой голосов.  А к экзамену – выучены на «отлично».

Мелодический диктант

Экзаменационные требования по сольфеджио включают в себя мелодический диктант, который обычно пишется вместе с письменной теоретической работой. Слабые ученики всегда испытывают затруднения с этим заданием. Работу начинать необходимо с простого диктанта (приблизительно уровень четвертого класса), постепенно усложнять ритм и мелодию, вводить отработанные элементы. Многие педагоги пишут много похожих диктантов или даже тот же самый диктант в другой тональности.  Эта работа, конечно, поможет, но надо учитывать, что у слабых учеников, как правило, плохая память и на экзамене они могут не вспомнить то, что писали на уроке неделю назад. Лучше основательно проработать ритмические и мелодические особенности экзаменационного диктанта на других примерах.

Теоретический вопрос

Включается в билет по желанию педагога. В этом задании есть свои плюсы и минусы. Минус-это то, что придется потратить время на вызубривание вопросов. А плюс-это то, что ученику, ответившему на вопрос в билете, обычно не задают дополнительных вопросов по теории. Что лучше – решает педагог. Круг теоретических вопросов может отличаться большой разнообразностью.

Заключение

Основная задача преподавателя в начале учебного года – это добиться спокойной, рабочей обстановки в группе и регулярного! выполнения домашних заданий. Задания могут быть в начале года очень простые, но ученик должен выполнять их сам. Не стоит ругать за плохое выполнение, с первых же уроков в выпускном классе создать позитивное отношение к предмету. Необходимо внушать ученикам уверенность в свои силы, обязательно отмечать положительными оценками за достигнутые результаты.      Нужно любым способом добиться того, что бы ученик поверил в себя!  Педагогу важно   подобрать новый своеобразный стиль общения с выпускниками. К выпускникам надо относиться как к старшим, опытным ученикам, которые действительно многого достигли. Это повышает у детей самооценку и ответственность. Но нельзя забывать, что это дети, и излишняя строгость или фамильярность может повредить учебному процессу. Нельзя запугивать детей трудными экзаменационными требованиями.

Одно из важных условий успеха – это работа с родителями. Регулярное общение   с родителями выпускников – обязательная форма работы для любого педагога. Эффективны в работе родительские собрания именно с преподавателем по сольфеджио. На собрании можно показать опрос одного из учеников, виды заданий на устном экзамене. Можно спросить всех, чтобы родители сравнили уровень подготовленности своего ребенка. Мое главное требование-это подпись дневника после урока сольфеджио. Это совсем несложно, но дает хороший результат. Родители чувствуют ответственность за детей, а дети – контроль со стороны родителей.

Также возможны индивидуальные встречи, пробные экзамены с приглашением родителей. Лучшая форма работы – это открытый устный контрольный урок, на который приглашаются родители. Устный ответ в присутствии родителей – это серьезное испытание для ребенка. Даже самые ленивые учащиеся всегда ответственно готовятся к такому уроку. А родители наглядно видят, как отвечает их ребенок. Обычно я провожу этот урок в конце первой четверти, и часто ответы выглядят не лучшим образом. После урока я обсуждаю результаты и советую, как можно помочь своим детям.

Хорошие результаты дают различные зачеты или «допуски к экзамену». Зачет по тональностям, по номерам двухголосия, по мелодиям наизусть. Во втором полугодии – десять домашних письменных экзаменационных работ. Зачет по пению с листа, по пению гамм и.т.п. Эта форма работы активизирует детей и приносит хорошие результаты.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram