Творчество – как основа роста личности ребенка
в рамках реализации программы Федеральных
государственных требований (ФГТ)
Плужникова Ольга Владимировна
преподаватель высшей квалификационной категории
МАУДО «Детская музыкальная школа № 6 им. С. Сайдашева», г. Набережные Челны, Россия
В современной политике нашего государства особое внимание уделяется развитие творческой личности детей и подростков, в связи с этим в последнее время повсеместно внедряются Федеральные государственные требования в реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ в сфере дополнительного образования. Роль музыкального дополнительного образования в этом аспекте неоценимо велика. В соответствие с новой редакцией Закона об образовании (Глава 16) дополнительное образование должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени. Оно должно обеспечивать адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявлять и поддерживать одаренных и талантливых детей. Детские школы искусств, в полной мере реализуют поставленные государством задачи.
Как писал А. Н. Лук «Творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявления новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и превращения вещественного мира или духовной культуры», а где, как не в сфере музыкального дополнительного образования ребенок может проявить индивидуальные способности, раскрыть свой потенциал и реализовать себя как творческая личность.
В ходе реализации программы Федеральных государственных требований (ФГТ) в области музыкального искусства особое внимание уделяться выявлению и развитию одаренных детей, а также профессиональная направленность их образования. Обучение одаренного ребенка предполагает принятие его личности и индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Педагогическая деятельность дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей, в следствии чего назрела необходимость обновление требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации в сфере дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Таким образом, целью реализации программы Федеральных государственных требований (ФГТ) в области музыкального искусства является апробация новых предпрофессиональных общеобразовательных программ для работы с одаренными детьми.
В реализации этой цели, в Федеральных государственных требованиях предпрофессиональных общеобразовательных программ четко сформулированы и готовы к применению школами искусств ряд важнейших задач:
– выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
– создания условий для музыкального образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развитие детей;
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выбранной специальности;
– приобретение детьми опыта творческой деятельности;
– подготовка одаренных детей к поступлению в специальные общеобразовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Важно знать, что одним из методов выявления талантливых детей является наблюдение. При работе с такими детьми нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными особенностями. Чтобы судить об его таланте, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в обычных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует стандартная ситуация, когда, например, на уроке организуется нужная для педагогического анализа обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Выявляя музыкальные способности детей с помощью различного вида их творческой деятельности, мы стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей.
Потребности современного общества ставят задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Политика государства, семья, общеобразовательная школа, учреждения культуры, спорт и даже круг общения – все это основополагающие факторы влияния на развитие творческой личности. Бесспорно, что именно преподаватель дополнительного образования обладает тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир искусства и радость от обучения игре на инструменте может раскрыть для ребенка только педагог. И здесь следует отметить, что ответственейшая роль в процессе гармонично-развитой личности принадлежит именно музыкальному искусству. А музыкальные занятия оказывают благотворное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей и формирование эстетического вкуса у детей. Преподаватель в этом процессе выступает как непосредственный посредник между учащимся и музыкальным искусством, и именно ему отводиться ключевая роль в развитие художественного вкуса детей. Педагог посредствам музыки воспитывает любовь к искусству, способствуют становлению творческой личности, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка.
Одной из важнейших задач в становлении творческой личности это приобретение детьми определенных знаний, умений и навыков. В Федеральных государственных требованиях предпрофессиональных общеобразовательных программ (раздел III), четко обозначены все необходимые знания, умения и навыки, которые должен освоить обучающийся в рамках ФГТ. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их роста необходимо запустить в работу механизм мышления, то есть необходимые желания, волю и “мотивационную основу”. Для создания такой комфортной среды учебного процесса, работа преподавателя дополнительного образования должна быть направлена на развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации, мотивация на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Раскрытие одаренности ребенка является основополагающим аспектом для педагога и родителей. Ведь дело не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в создание условий для углубления этих познаний, разработать на их основе новые методы, необходимые для роста творческой и учебной деятельности.
Обучаясь в ДМШ и ДШИ по программе Федеральных государственных требований, учащиеся приобретают всесторонний опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры, приобщаются к высоким ценностям мира искусства, и сами являются неотъемлемой частью творческого сообщества. В частности такая форма работы как коллективное музицирование, способствует не только приобретению исполнительских и ансамблевых навыков, но и приобщает детей к творческой деятельности, вызывает у них неподдельный интерес и мотивацию к действиям. Большую роль в развитие творческой личности играет участие обучающихся в фестивалях, олимпиадах, театрализованных представлениях, в конкурсах и концертах различного уровня. Такой опыт способствует становлению творческой личности и профессиональной направленности воспитанников.
В последние годы в системе дополнительного образования детей стали проявляться тенденции к разрушению методик, сложившихся десятилетиями советского периода, а именно подготовка творческих кадров для отрасли культуры. В связи с выходом в 1992 году Закона РФ «Об образовании» статус детских школ искусств как учреждений дополнительного образования сделал необязательной функцию выявления одаренных детей, их ранней профориентации с целью подготовки к поступлению в средние учебные заведения. Это привело к снижению числа поступающих в ССУЗы, отсутствию притока молодых специалистов, а также наблюдается проблема старения педагогических кадров. Средний возраст преподавателей ДМШ и ДШИ приближается к 50 годам. Эту насущную проблему помогает решать реализация общеобразовательной программы Федеральных государственных требований в сфере дополнительного образования детей. В следствии чего, с самых ранних лет ребенок развивается в рамках ФГТ не только как творческая личность, но и как потенциальный профориентированный выпускник учебных заведений дополнительного образования, что в будущем поможет решить назревшую кадровую проблему в сфере культуры.
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что реализация программы Федеральных государственных требований (ФГТ) в области музыкального искусства занимает приоритетное направление в учреждениях дополнительного образования, что способствуют развитию не только творческой личности ребенка но и ранней профориентации с целью подготовки к поступлению в средние учебные заведения, повышение его интеллектуального уровня, формирование социально-активной личности гражданина и патриота.
Список литературы
- Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №165 «Об утверждении федеральных государственных требованиях к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/1846?items=1&page=1 (дата обращения: 04.10.2023).
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству: Монография / Д.Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981. – 96 с. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 6 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0).
- Лук А.Н. Мышление и творчество: Монография / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 133 с.
- Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: Монография / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 720 с.
- Пряжников Н.С. Методы активации духовного потенциала личности: Монография / Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во МОДЭК, 2008. – 168 с.
- Хьелл Р. Теория личности [Основные положения, исследования и применения] / Д. Зиглер, Р. Хьелл. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 494 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: Монография / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта, 1997. – 287 с.