header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Творческий проект “В мире музыкальных инструментов”

19 августа, 2022
QR Code

Автор: Казначеева Елена Владимировна, преподаватель, МУДО “Сланцевская детская музыкальная школа”

Паспорт проекта

1 Образовательное учреждение Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сланцевская детская музыкальная школа»

Адрес: 188560, Ленинградская область,

г. Сланцы, ул. Ленина, д. 25.

Телефон: 8(81374)33980

Факс: 8(81374)33203

Электронная почта:  musicschool52@mail.ru

2 Название проекта Концерт «В мире музыкальных инструментов» для обучающихся общеобразовательных школ
3 Заказчик проекта Администрация школы
4 Руководитель проекта Казначеева Елена Владимировна,  преподаватель теоретических дисциплин
5 Консультанты проекта Директор ОО, Зам. директора по учебно-воспитательной работе, заведующие методическими секциями
6 Предметные области, близкие к теме проекта Музыкальное исполнительство, история музыки, литература, история
7 Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект 7 – 9 лет
8 Тип проекта Практико-ориентированный, творческий, коллективный
9 Цель Познакомить обучающихся общеобразовательных школ с различными музыкальными инструментами и основными жанрами в музыке через живое исполнение детской классической музыки.
10 Задачи ·     расширение границ фантазии обучающихся

·     развитие духовно-нравственных качеств личности

·     развитие коммуникативных способностей обучающихся

·     формирование активной жизненной позиции обучающихся

·     привлечение внимания детей к богатому и разнообразному миру музыки

·     обогащение эмоциональной сферы детей, их чувств, переживаний

·     пропаганда обучения в музыкальной школе среди младших школьников

11 Основополагающий вопрос Какую роль в воспитании и образовании обучающихся играет их участие в проекте?
12 Проблемные вопросы 1. Будет ли участие в проекте способствовать большей мотивации к обучению?

2. Что необходимо предпринять, чтобы привлечь для обучения в музыкальную школу как можно больше детей из общеобразовательных школ?

3. Как добиться усиления музыкальных впечатлений слушателей?

4. Будут ли ребята-слушатели лучше знать и воспринимать на слух музыкальные инструменты?

13 Необходимое оборудование ·     Музыкальные инструменты: рояль, скрипки, аккордеон, гитары, клавишный синтезатор

·     Персональный компьютер

·     Мультимедийное оборудование

·     Микшерный пульт

·     Микрофоны

·     Нотная литература

·     Стол

·     Стулья

·     Канцелярские принадлежности

14 Аннотация В проекте рассматривается важная роль концерта о музыкальных инструментах как для обучающихся общеобразовательных школ, так и для учащихся музыкальной школы. Во введении анализируется практическая значимость проекта и планируемые результаты. В основной части описываются этапы работы над проектом, представляются: сценарий, м/м презентация к концерту. В заключении разбирается положительная результативность проекта.
15 Предполагаемые продукты проекта Сценарий, концерт, мультимедийная презентация, Памятка о поступлении в ДМШ

 

  1. Введение

Обоснование актуальности проекта. Ежегодно в Сланцевской детской музыкальной школе проходит много различных мероприятий и концертов, реализуются разнообразные творческие проекты. Среди этих проектов есть один, в котором участвуют абсолютно все преподаватели школы и большая часть обучающихся. Это проект «Неделя детской музыки» – серия тематических концертов для обучающихся младших классов общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений. В рамках общешкольного проекта «Неделя детской музыки» ежегодно осуществляется проект «В мире музыкальных инструментов» для обучающихся 1-2 классов общеобразовательных школ. Данный проект из года в год не теряет своей актуальности, так как младшие школьники имеют возможность на высоком профессиональном уровне познакомиться с особенностями музыкальных инструментов, их внешним видом и звучанием. Это особенно актуально в небольшом городе, где нет музея музыки, филармонии или концертного зала.

Цель: познакомить обучающихся общеобразовательных школ с различными музыкальными инструментами и основными жанрами в музыке через живое исполнение детской классической музыки.

Задачи:

  • расширение границ фантазии обучающихся
  • развитие духовно-нравственных качеств личности
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся
  • формирование активной жизненной позиции обучающихся
  • привлечение внимания детей к богатому и разнообразному миру музыки
  • обогащение эмоциональной сферы детей, их чувств, переживаний
  • пропаганда обучения в музыкальной школе

Практическая значимость проекта. Концерт – серьёзное испытание для юных музыкантов, которое закаляет их волю, приучает владеть собой, повышает уровень исполнительского мастерства. Каждому выступающему ребёнку даётся возможность пережить моменты успеха, удачи, веры в собственные силы и способности. Для детей в зрительном зале мероприятие способствует накоплению музыкальных впечатлений, обогащает их знания о музыкальных инструментах. Одно дело – музыка, звучащая в записи или даже по телевизору, и совсем другое – атмосфера исполнения в концертном зале. Когда музыка рождается, что называется, в эту минуту, то создаётся особое, яркое и праздничное музыкальное единение, музыкальное сопереживание зрителей и исполнителей. Многолетняя реализация проекта «В мире музыкальных инструментов» показала, что он способствует привлечению большого количества детей для обучения в музыкальной школе.

Проект предназначен для учащихся младших классов музыкальной и общеобразовательной школ – дети играют детям. Учащиеся музыкальной школы являются непосредственно участниками концерта, а учащиеся младших классов общеобразовательных школ – слушателями.

Планируемый результат:

  • развитие самоконтроля обучающихся музыкальной школы и уверенности в самих себе
  • у обучающихся появится возможность общения с преподавателями, курирующими проект, во внеурочное время, что будет способствовать большей мотивации к обучению через развитие доверительных и неформальных отношений
  • дети будут вовлечены в коллективную деятельность, развивая тем самым, умение общаться на языке музыки, сотрудничая со своими сверстниками
  • все дети смогут обогатить свои знания, чувства, эмоции, расширить границы музыкальных фантазий
  • все дети – и исполнители, и слушатели – приобретут больше знаний о музыкальных инструментах
  • дети-слушатели, получив возможность приобщиться к миру музыки, приобретут стойкое желание обучаться в музыкальной школе.

Методика выполнения. Для достижения наилучшего результата, для привлечения большего количества участников и зрителей возникает необходимость искать новые формы проведения данного мероприятия: привлечение учащихся именно младших классов в качестве ведущих, а также сопровождение текста сценария мультимедийной презентацией, что должно способствовать усилению музыкальных впечатлений и эмоциональному восприятию музыки.

При подготовке и проведении данного проекта были учтены уровень знаний и умений учащихся музыкальной школы, принимающих участие в проекте, а также возрастные, индивидуальные особенности всех детей: как юных артистов, так и юных зрителей.

  1. Основная часть (технологическая)

2.1. Последовательность выполнения проекта

Этапы работы Описание алгоритма действий Кол-во рабочих дней
1. Сбор и анализ информации 1) Были проанализированы и обобщены все необходимые и имеющиеся в наличии материалы, материально-технические возможности по теме проекта.

2) Сбор информации из различных интернет-ресурсов

5
2. Продумывание и подготовка материально-технического оснащения мероприятия ·     Музыкальные инструменты: рояль, скрипки, аккордеон, гитары, клавишный синтезатор

·     Персональный компьютер

·     Мультимедийное оборудование

·     Микшерный пульт

·     Микрофоны

·     Нотная литература

·     Стол

·     Стулья

·     Канцелярские принадлежности

1
3. Прослушивание и отбор концертных номеров 1) Предоставление зав.  методическими секциями отделов списка концертных номеров зам. директору по УВР

2) Составление расписания прослушиваний

3) Прослушивание и отбор концертных номеров комиссией в составе: директора, зам. директора по УВР, зав. методическими секциями

4) Составление концертной программы.

3
4. Выбор ведущих отчётного концерта Ведущие – обучающиеся 3 класса, 11 человек. 1
5. Создание сценария 1) Подбор материала для сценария из различных источников информации: книг, личного архива, сети Интернет

2) Создание сценария в соответствии с концертной программой, с учётом тематики концертных номеров и индивидуальных достижений обучающихся

7
6. Создание мультимедийной презентации Подбор информационного, иллюстративного материала и изготовление презентации совместно с обучающимися. 7
7. Привлечение зрителей на концерт 1)   Взаимодействие с завучами общеобразовательных школ об обеспечении в качестве зрителей учащихся 1-2 классов

2)   Изготовление информационного листка о поступлении в музыкальную школу для раздачи школьникам.

2
8. Выход продукта проекта Концерт состоялся 14 мая 2019 года 1

 

2.2. Сценарий концерта «В мире музыкальных инструментов»

Слайд 1. Титульный

Ведущая 1: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приветствуем вас в стенах нашей музыкальной школы на концерте детской музыки. Нет на свете человека, который не любил бы музыку. А какая музыка нравится именно вам? (Ответы детей). Мир музыки огромен. Как не заблудиться, да при этом в каждый уголок заглянуть? Нужно заранее определить маршрут путешествия. И пролегать наш сегодняшний маршрут будет в мир музыкальных инструментов. Слайд 2 (фото различных музыкальных инструментов).

Ребята, а какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Какие вы все молодцы! Как много, оказывается, музыкальных инструментов вы знаете! Наш сегодняшний концерт так и называется: «В мире музыкальных инструментов».

Слайд 3 (фото старинных картин с изображением музыкантов). Много-много лет назад, когда даже ваших пра-пра-пра-прабабушек и пра-пра-пра-прадедушек ещё не было на свете, люди научились создавать различные музыкальные инструменты. И все народы во все времена играли на музыкальных инструментах.  Многие из этих инструментов с тех давних пор исчезли навсегда, многие живут до сих пор, но изменились до неузнаваемости. В нашем концерте вы не только увидите и услышите, как наши ребята играют на музыкальных инструментах, а ещё узнаете об их истории. И помогут рассказать мне об этом учащиеся 2 класса. Встречайте! (Представить детей-ведущих, затем все, кроме первой ученицы, уходят)

Ведущий 2. Слайд 4 (фото скрипки). И начнём мы наш рассказ с удивительного по красоте звучания инструмента, королевы всех инструментов – скрипки. Скрипка появилась в Италии 500 лет назад. Относится она к группе струнных смычковых инструментов, потому что у неё есть струны. А чтобы струны звучали, музыкант должен заскользить по ним смычком – специальной палочкой с натянутым на неё конским волосом. Для того, чтобы скрипка красиво запела, нужно подружиться с ней с детства, как наши ребята.

1) Выступают ………………К. Глюк, Хоровод

2) Композитор Капп, Марш. Исполняет……………

Ведущий 3. Слайд 5 (фото струнных смычковых). Семья струнных смычковых инструментов на редкость дружная. В этой удивительной семье все инструменты: Скрипки, Альты, Виолончели, Контрабасы внешне очень похожи друг на друга – и своими красивыми формами, и изогнутыми шейками, и грифами – палочками, на которые натянуты струны. И струн-то у всех ровно по четыре. Только у скрипки они самые короткие и тонкие, и поэтому поёт она самым высоким нежным голосом, у контрабаса – самые длинные и толстые струны, издающие самые низкие звуки среди всех струнных инструментов.

Ведущий 4. Слайд 6 (фото фортепиано). Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. На фортепиано можно исполнить любое старинное музыкальное произведение, а также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Появление фортепиано в Италии в самом начале 18-го века стало поворотным моментом в истории искусства. Существуют две разновидности фортепиано – рояль и пианино. Рояль в переводе с итальянского означает королевский и предназначен он для концертных залов, а пианино, что значит, тихоня, всегда себе место в небольших помещениях находит.

3) А сейчас на рояле ………….. сыграет пьесу С. Слонимского «Ябедник».

4) В исполнении …………… звучит «Менуэт» Кирнбергера.

Ведущие 5 и 6. Слайд 7 (фото группы деревянных духовых). А сейчас мы расскажем о духовых инструментах. Вы догадались, почему они так называются? (Ответы детей) Правильно. Духовые – значит, они звучат, когда в них дуют. Духовые делятся на две группы. Одна группа произошла от простой тростниковой дудочки. Эту группу, куда входят Флейта, Гобой, Кларнет и Фагот, стали называть деревянными духовыми инструментами. Хотя уже давно их делают не только из дерева, но и из других материалов, но своё название деревянных духовых они сохранили до сих пор.

Слайд 8 (фото группы медных духовых)Вторая группа духовых – медные духовые инструменты – сделаны из металла. Труба, Тромбон, Валторна и Туба – основные представители этой группы. Их предок – охотничий рог – непременный участник охоты, рыцарских турниров и военных походов. Солдаты воевали, и им нужна была яркая, воинственная музыка. Трубы различного размера своим призывным голосом подавали сигнал к началу битвы, а потом торжественно звучали в случае победы. В наше время деревянные и медные духовые инструменты можно видеть в симфоническом, духовом и эстрадно-джазовом оркестрах.

Ведущий 7. Слайд 9 (фото гитары). Гитара – один из самых распространенных в мире музыкальных инструментов. Родиной современной классической гитары является Испания. Первоначально испанская гитара имела четыре, затем пять струн. Но позже появилась шестиструнная. Именно она стала классической моделью современной гитары. Этот инструмент широко используется как аккомпанемент к вокалу, в составе различных ансамблей, а также, как сольный классический инструмент.

5) На сцену приглашается………… Она исполнит Вальс Бартоломео Калатау.

6) Выступают ……………………. Илья Ряхин, Марионетки

Ведущий 8. Слайд 10 (фото баяна).

Баянист развлечься хочет,

За бока баян берёт

И щекочет их, щекочет –

Отдышаться не даёт!

Кнопки пальцами считает,

Раздвигает плавно мех,

И оттуда вылетает

Музыкальный звучный смех.

Музыкальный инструмент баян появился в России всего 100 лет назад.

7) И сегодня на нём для вас …………… сыграет белорусский народный танец «Полька-Янка»

Ведущий 9. Слайд 11 (фото ударных инструментов). Дальше мы представим группу ударных инструментов. Всем, наверно, сразу понятно, почему они так называются: да потому, что эти инструменты звучат, только когда по ним ударяют! И чем сильнее по ним ударить, тем громче они звучат. В семье ударных все инструменты совсем не похожи друг на друга. Тут и участники всех походов Барабаны, и грозные Литавры, а ещё есть шумные и весёлые Бубны, блестящие Треугольники, и звонкие Колокольчики, и резкий Ксилофон, и Тарелки – всех не перечесть, потому что семейство ударных инструментов самое многочисленное.

Ведущий 10. Слайд 12 (фото электронных инструментов). С появлением электричества и компьютерных технологий были изобретены различные электронные инструменты: электрогитары, синтезаторы, музыкальные компьютеры. Первые электромузыкальные инструменты появились еще во второй половине XIX-ого века. Однако, прообраз большинства музыкальных инструментов, используемых и поныне, появился во второй половине XX-го века. Популярная, эстрадная, джазовая музыка сегодня не может обойтись без синтезатора. Синтезатор мы слышим при записи в студии, видим в концерте, на эстраде.

8) И на сцену мы приглашаем…………………. Золотарёв, Марш солдатиков.

Ведущий 11. Слайд 13 (фото микрофона). Музыкальные звуки можно извлекать не только из музыкальных инструментов. Есть один музыкальный инструмент, который у нас всегда с собой – это наш голос. Люди поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях.  Поют в одиночку и вместе, поют на эстраде, дома, в лесу, поют под гитару, под фортепиано, под оркестр и фонограмму. И этот вид искусства называется вокал. В нашей школе ребята учатся петь на отделении «Хоровое пение» и в классе эстрадного вокала.

9) и 10) Выступает вокальный ансамбль «Веснушки». В их исполнении вы услышите две песни: «Дети земли» и «Конопушки»

Ведущая 1. Слайд 14 (фоновая заставка). Дорогие ребята, наш концерт окончен. Вам понравилось? (Ответы детей) Вы большие молодцы! Мы благодарим вас за внимание и приглашаем учиться в нашу школу, чтобы также научиться играть и петь.

Детям из зрительного зала раздать информационные листы (памятки) о поступлении в музыкальную школу.

  1. Заключение

Результативность проекта. Наверное, неслучайно ежегодно в Сланцевской детской музыкальной школе проходят концерты в рамках проекта «Неделя детской музыки», ведь их значимость для гармоничного развития юного музыкантов и слушателей трудно переоценить. За академическим названием скрывается ярчайшая палитра волнений и переживаний. Выступая на отчётном концерте, учащиеся получают возможность продемонстрировать свои таланты и достижения. Для зрителей – это возможность просто насладиться звучанием прекрасной музыки, обогатить свои знания, чувства, эмоции, расширить границы музыкальных фантазий, что и было продемонстрировано на концерте проекта «В мире музыкальных инструментов» в рамках общешкольного проекта «Неделя детской музыки».

В ходе подготовки и реализации творческого проекта «В мире музыкальных инструментов» была достигнута основная цель: всем обучающимся была дана возможность реализовать свои музыкальные и творческие способности в соответствии со своим возрастом, а также склонностями и интересами.

При проведении концерта были достигнуты следующие результаты:

  • дети были вовлечены в коллективную деятельность, что способствовало развитию их коммуникативных способностей, развитию умения общаться на языке музыки, расширило границы фантазии обучающихся
  • все дети: и исполнители, и слушатели получили возможность приобщиться к миру музыки и приобрели больше знаний о музыкальных инструментах
  • в концерте звучали произведения классической и современной музыки, исполненные на различных музыкальных инструментах и сопровождаемые соответствующими комментариями, что способствовало обогащению знаний всех участников мероприятия
  • благодаря возможности общения преподавателей и обучающихся во внеурочное время, что способствовало большей мотивации к обучению, некоторые учащиеся в дальнейшем показали лучшую посещаемость и результативность занятий
  • преподавателями была обеспечена возможность развития самостоятельности и самоконтроля ребёнка посредством развития таких качеств как уверенность в самом себе и в своих решениях.

Всё вышесказанное ещё раз подчёркивает важность и необходимость проведения подобных проектов в музыкальной школе.

 

  1. Источники информации
  2. Газарян С., В мире музыкальных инструментов, Москва, Из-во «Просвещение», 1989 г.
  3. Мадорский Л., Зак А., «Музыкальное воспитание ребёнка». Москва, издательство «АЙРИС-пресс», 2011 г.
  4. Электронный ресурс – http://yandex.ru/images/search?tex

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram