Формирование профессиональных качеств музыканта-исполнителя будет невозможным, если у него не сформированы представления о критериях высокохудожественной исполнительской культуры или если у него недостаточно развиты музыкально-эстетическое чувство и вкус. Сегодня такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу становятся залогом успешности в любом деле.
Очень важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет ли он профессиональным музыкантом. Ведь в конечном итоге преподаватели решают две задачи: отбор детей, способных к профессионализации и широкое музыкальное и эстетическое развитие.
Каждый ребенок развивается на основе общих психологических закономерностей и его развитие протекает индивидуально. Поэтому первой задачей педагога является знакомство с психической организацией ученика. Детская педагогика должна представлять собой интересный процесс, увлекающий ребенка, возбуждающий его творческую активность, воображение, фантазию. Именно увлечение музыкой создает условия для активного участия в учебном процессе.
Живость в занятиях, творческое отношение к ведению урока – залог того, что и «скучные» упражнения приобретут определенный интерес. Но для этого ученик должен понять их.
Профессиональная деятельность музыканта требует больших усилий, труда, воли, терпения, дисциплины. Однако и в этом отношении любовь к музыке, увлечение ею станет могучим средством их воспитания.
Главные задачи в процессе обучения игре на музыкальном инструменте:
— Сделать процесс обучения понятным и радостным.
— Соблюдать принцип в работе в процессе обучения игре на музыкальном инструменте – научить ученика самостоятельности, умению самосовершенствоваться и развиваться.
— Сохранения интереса учащихся к занятиям музыкой.
— Привития навыков ансамблевого музицирования и подбора по слуху.
— Привлечение учащихся к активной концертной деятельности, способствующей популяризации инструмента.
Артистом может быть лишь тот музыкант, кому есть что сказать слушателю от себя и он умеет это делать, устанавливая творческий контакт с аудиторией в процессе своего исполнения.
Необходимо обратить внимание, вызывает ли благодарность ученика музыкальный инструмент, на котором он воссоздает полюбившуюся ему музыку или же он негодует на этот инструмент, неспособный передать красоту и смысл исполняемого на нем произведения? Любовь к музыке и к своему музыкальному инструменту должны быть нерасторжимо взаимосвязаны! Кроме того, выразительное исполнение должно быть воспринято слушателями, следовательно, необходима связь со слушателем.
Слушатель чувствует, как исполнитель относится к своему искусству. Уже по внешнему виду и манере выхода исполнителя, по его умению держаться на эстраде он оценивает артиста. Подлинный артист всегда найдет убедительные и яркие художественные решения, легко и в полную меру необходимости сумеет перевоплотиться в процессе раскрытия музыкальных образов.
Детские музыкальные школы и школы искусств ставят своей целью дать детям общее музыкальное образование, приобщить к музыкальной культуре, дать практические знания и навыки. Одновременно с этой, основной задачей, детские музыкальные школы должны выявлять наиболее одаренных в музыкальном отношении детей и готовить их к поступлению в музыкальные училища.
Современная жизнь побуждает преподавателей к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на музыкальном инструменте доступным ребенку с самыми обычными данными. Преподаватель – это центральная фигура в процессе обучения. Роль педагога в формировании музыканта очень велика. От его мастерства и умения зависит судьба человека. Преподаватели всячески стараются привить учащимся любовь к музыке.
Процесс обучения должен быть посильным и радостным. Необходимо искать такие формы и методы работы, которые смогли бы заинтересовать и увлечь детей музыкой и инструментом, на котором они занимаются.
Работа с учеником не должна ограничиваться рамками урока. Мы стараемся разнообразить форму занятий, используем различные внеурочные формы – тематические классные часы, посещение концертов, экскурсий, прослушивание дисков известных исполнителей на народных инструментах.
Все это способствует привитию у детей любви к музыке и к своему инструменту.
Домру можно отнести к тем инструментам, которые для эмоционального исполнения требуют дополнительных мер и выдерживают некоторое форсирование динамики и других выразительных средств. Исполняя обработку народной песни, необходимо обратиться к самой песне, вникнуть в ее литературный текст. Художественно может быть исполнено лишь то произведение, содержание которого переплавлено в сердце музыканта, вложившего в ноты свое понимание образа. Для этого должны быть найдены собственные выразительные приемы, рожденные в творческих муках. Кроме того, может быть, нужно родиться артистом, но каждый солирующий музыкант обязан стремиться к высокому уровню сценического мастерства.
Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Именно так называемые трудные ученики заставляют преподавателя искать новые средства для достижения необходимых звуковых красок и освоения технических приемов. Уметь находить «ключ» к каждому учащемуся, добиваться контакта с ним, доверия к себе – одна из главных задач преподавателя. Всего этого можно достигнуть внимательным отношением к ученику, глубоким постижением своего дела и личным примером. Совершенствование мастерства педагога происходит в том случае, если он будет анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов, знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать своим достоянием, совершенствовать игру на инструменте, так как учить можно лишь тому, что хорошо умеешь делать сам.