Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в работе с народным вокальным коллективом»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Чеботарёв В.П.
Преподаватель, концертмейстер
МБОУДО «ДМШ им.Ю.А.Башмета»

«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в работе с народным вокальным коллективом»
Народная песня — великое музыкально-поэтическое наследие народа. Она отображает духовную красоту, богатство, щедрость души, думы и ожидания человека. Основная часть русских народных песен тесно связана с традициями национальной песенной культуры и отличается глубоким содержанием, стройностью форм и свежестью музыкального языка. Мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков – всё это делает песни ценным материалом для развития навыка, каким является игра по слуху. Работа концертмейстера-баяниста детского ансамбля народной песни особенна. Аккомпанемент — это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения. В нем содержится гармоническая опора, её ритмическая пульсация, мелодическое образование, регистр, тембр и т.д. Поэтому работа концертмейстера-баяниста требует особого артистизма, разносторонних музыкальных умений и навыков, владения ансамблевой техникой исполнения, знания основ вокального искусства и конечно же отличного музыкального слуха, специальных навыков по импровизации и аранжировке на баяне. Также надо помнить о том, что вокальный ансамбль и концертмейстер являются членами единого, целостного музыкального организма. Это вокальный ансамбль-дуэт, в котором баяну принадлежит огромная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Было бы не верно сравнивать деятельность концертмейстера столько лишь механистическим озвучиванием исполняемой в ансамбле песни. Наравне с руководителем, работая в тандеме с его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи. Помимо этого, участвует, как уже было сказано, в различных видах деятельности коллектива. Никто не оспаривает ведущую роль педагога по специальности в вопросах предконцертной подготовки ученика, но в условиях концерта, конкурсного выступления педагог всегда находится в концертном зале, он – слушатель. Концертмейстер же, выступая с партнёром в ансамбле, не только сопереживает, но и реальными действиями помогает исполнителю.Достижению ансамблевого единства способствует зрительный контакт между баянистом и ансамблем. Концертмейстер может помочь справиться ансамблю во время выступления взглядом, мимикой, движением головы и корпуса. При единовременном вступлении произведения, баянист может показать вступление слегка заметным, но чётким движением головы, и точно в том темпе, в котором будет исполняться песня. Такой же приём может быть использован при необходимости одновременного снятия последнего звука или аккорда. Зрительный контакт между концертмейстером и исполнителями должен быть налажен на протяжении всего концертного выступления. Одним из средств выразительности является динамика. Варьирование звуком помогает полнее раскрыть характер песни, передать её содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы. Важная роль концертмейстера — следить за динамическим балансом между ансамблем и аккомпанементом. Также концертмейстер должен стремиться к максимальной согласованности в звучании, которая, в зависимости от песни, может быть синхронной или контрастной. Когда в исполнении песни требуется не только единство темпа и метроритма, динамического баланса, но и одинаковой отчётливой и активной дикции, тогда необходимы и дублировать артикуляционные приёмы в аккомпанементе. Основным ориентиром в выборе исполнительских приёмов всегда должно быть эмоционально-образное содержание песни. Хороший коллектив способен в звуке полноценно, художественно убедительно исполнить свои творческие намерения. Основная роль концертмейстера – роль опоры, помощника во всём. Если детям требуется помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не прекращая играть, подойти к ним, даже запеть с какого-либо места, если у возникла заминка. Когда по тем или иным причинам происходит некий сбой у вокалиста – от волнения забыл текст, пересохло в горле, растерялся – бывает разное – перехватить инициативу, поддержать мгновенным изменением структуры аккомпанемента, тем самым давая некоторую передышку певцу – на это требуется много сил, постоянное внимание и контроль за процессом исполнения, и, разумеется, грамотное, профессиональное владение как инструментом, так и искусством аккомпанирования. Баян обладает огромным количеством природных достоинств. Инструмент имеет красивый, певучий тон, с помощью которого музыкант может передать самые разнообразные оттенки музыкально-художественной выразительности — и грусть, и печаль, и радость, и безудержное веселье. Задушевная лирическая мелодия может звучать также убедительно, как и лихая пляска. На баяне можно использовать любые динамические оттенки от еле слышного пианиссимо до фортиссимо.Баянисту- концертмейстеру часто приходится иметь дело с транспонированием музыкальных произведений в работе с ансамблем народной песни, в процессе сопровождения народных гуляний и других массовых мероприятий. В современной «Музыкальной энциклопедии» говорится: «Транспонирование широко используется в вокальной практике как средство, позволяющее исполнять музыкальное произведение в удобной для певца тесситуре. Применяется также при переложении музыкальных произведений для какого-либо инструмента в том случае, если диапазон произведения не соответствует возможностям данного инструмента». Важнейшим условием художественного исполнения является тесситура, т.е. соответствие высотного положения звуков музыкального произведения диапазону конкретного певческого голоса (вокального ансамбля, хора) или музыкального инструмента. Естественность, свобода, лёгкость, техничность, выразительность и красота звучания часто достигается посредством транспонирования. Звучать более ярко и свежо, если концертмейстер своевременно и умело произведёт смену тональности. В данном случае транспонирование можно рассматривать как простейший элемент импровизации. Не всегда репертуар, исполняемый концертмейстером, бывает ему технически доступен или, по крайней мере, не всегда баянист имеет достаточно времени, чтобы овладеть технической стороной исполнения в совершенстве. В таких случаях следует предпочесть целесообразные упрощения, не способствующие нарушению основного содержания произведения. Часто подобные изменения полезны не только в целях упрощения фактуры, но и для достижения лучшей звучности. Деятельность концертмейстера требует от баяниста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки анализа
Список литературы
1. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984.
2. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. — М., 1982.
3. Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста – концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: сборник статей. – М.: Музыка, 1988.
4. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.
5. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. — М., 1982.
6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: Музыка,1996.
7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе, 2001, № 4.
8. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. 2001, № 5.
9. Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1980.
10. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. М.: Музыка, 1996.
11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления.

QR Code