header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Теоретико-методологические основы цифровой трансформации образования

17 января, 2022
QR Code

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ “ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ “ТУТТИ” Шайназарова Екатерина Михайловна, концертмейстер, преподаватель общего фортепиано

В условиях динамично меняющегося мира, широкого использования информационно-коммуникационных технологий особенно возрастает значимость информатизации системы образования, которая предоставляет новые возможности самореализации личности.
Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Процесс обучения, его содержание, методы, средства и организационные формы ориентируются на индивидуальные особенности и потребности обучающихся, становятся более эффективными именно при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий.
Одним из базовых элементов развития современного образования является размещение на открытых платформах массовых онлайн-курсов. Проблемы, возникающие при цифровизации образования, существуют, но разработаны и апробированы пути их разрешения.
Наблюдается рост востребованности специалистов по информатике и вычислительной технике, инженерному делу, технологии и техническим наукам. Формируются сквозные технологии при направлении развития цифровой среды: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности и др. Определяющая роль в цифровой трансформации образования отводится системному подходу, в который входят переработка методики преподавания и обучения, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, создание легкодоступного контента. Цифровизация является мировой тенденцией последних лет.
С развитием и освоением цифровых технологий связываются возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития России.
Цифровая трансформация – это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации.
Цифровая трансформация требует изменения образа мышления не только тех специалистов, которые осуществляют деятельность в условиях новой цифровой экономики, но и каждого человека.
Интеграционный процесс цифровых технологий во все жизненно важные сферы деятельности человека, кардинально меняющий прежние устои и полностью преобразовывающий технологии, культуру, процессы взаимодействия и другое, затрагивает каждого из нас. Это влечет за собой огромные изменения в сфере образования.
Цифровая трансформация сферы образования – необходимое условие перехода к жизни в уже реально существующем цифровом мире, а сам процесс означает не только развитие материально-технической базы, построения инфраструктуры, а изменение сущности понятий, составляющих и отражающих теорию и практику современного обучения и воспитания.
В широком толковании «цифровая трансформация» как понятие рассматривается в трех контекстах:
– применение цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности компаний, предприятий, учреждений; при этом каждое обновление технологий определяет начало новой стадии цифровой трансформации этой деятельности;
– использование комплекса цифровых технологий высокого уровня, возникших на определенном этапе развития;
– внедрение в деятельность компании, предприятия или учреждения комплекса цифровых технологий высокого уровня с целью построения такой модели профессиональной деятельности, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач.
Процессы «цифровой трансформации» охватывают разные области жизнедеятельности, в том числе и в образование, где она направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения.
Цифровая трансформация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.
Процесс цифровой трансформации образования – это формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций, изменение содержания образования и грамотного встраивания в учебный процесс цифровых технологий, качественных инструментов и эффективного управления.
Выделяют 5 этапов на пути от традиционной «аналоговой» до «цифровой организации», которые объединили в три стадии.
Первая – «Оцифровка», включает два этапа: оцифровку информации и систематизацию информации. Данная группа осуществляет процесс перехода от аналоговых или физических носителей информации (бумажные учебники, отчетность, документы и др.) к цифровым.
Вторая – «Цифровизация», тоже включает два этапа: автоматизация процессов и оптимизация процессов. Это процесс использования цифровых технологий и информации для преобразования отдельных операций (управление кадрами, контингентом учащихся, бухгалтерия, закупки).
Третья – «Цифровая трансформация». Это серия глубоких изменений в образовательной культуре, сотрудниках и технологиях, которые позволяют использовать новые образовательные и управленческие модели и трансформируют деятельность организации. Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией образования, является осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленному на всестороннем развитии личности обучающегося. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
– обеспечение цифровой инфраструктуры современной общеобразовательной организации (цифровое оборудование, сети передачи данных и доступ в интернет, наличие в школе специализированных цифровых средств учебного назначения, программных продуктов, наличие доступа к сервисам универсального и учебного назначения), позволяющей решать задачи цифровой трансформации;
– эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры школы для улучшения образовательных результатов. Это неизбежно сопряжено с изменениями в организации учебной работы и с использованием, в свою очередь, эффективных методических решений, поддержанных цифровыми средствами обучения;
– формирование цифровой грамотности у участников образовательного процесса. Факторами здесь выступает наличие цифровой среды, организационные условия, выстраивание системы непрерывного повышения квалификации педагогов;
– обеспечение гибкости управления образовательной организацией. Это означает, что на уровне школ должно происходить совершенствование рабочих процессов, разработка стратегии, создание структур, которые позволят школам эффективно реагировать и управлять изменениями в неопределенной и динамичной среде. Это возможно осуществлять по двум направлениям: посредством изменений и со-настройки у всех членов педагогического коллектива относительно целей, желаемых действий, ретроспективной оценки событий, предположения, карты причинно-следственных связей и стратегии и через операционные изменения, такие как изменения в стандартных организационных рабочих процедурах, процессах, регламентах.
– совершенствование нормативной базы цифровой трансформации образования, включающей в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработки новых нормативов.
Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой не только изменение содержания образования, его организацию, но и изменение роли преподавателя. Профессионалы нового уровня должны уметь быстро учиться, синтезировать идеи из разных областей, иметь способность к адаптации.
Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении; развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации; анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
Каждая образовательная организация планирует и выбирает свой сценарий и находится на своей стадии развития, это достаточно длительный процесс, в ходе которого в образовательных организациях происходит большое количество радикальных перемен.
Основными направлениями цифровой трансформации образования являются: формирование общего (разделяемого всеми) видения; развитие школьной культуры (традиции, правила, соглашения, регламенты работы, стиль общения); создание насыщенной цифровой образовательной среды (ЦОС); обеспечение условий для устойчивого развития; вовлечение местного сообщества; персонализация образовательного процесса; непрерывное профессиональное развитие всех работников. Цифровые технологии в процессе цифровой трансформации создают новые возможности для взаимодействия с гражданами и удовлетворения их потребностей, через оказание государственных услуг.
Цифровизация образования развивается в мире стремительно и неоднозначно. Тем не менее данное развитие представляется закономерным и, соответственно, диктующим новые реалии нашего бытия. Готовить конкурентоспособных на рынке труда выпускников вузов в цифровом обществе – первостепенная задача в совершенствовании системы образования на современном этапе.

Список использованных источников
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 9.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы».
Постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды».
Приказ Министерства просвещения РФ от 2.12.2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 № Р-44 г. «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
Биленко П.Н. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с.
Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 190 с.
Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» – Курск, 2019. – 64 с.
Уваров, А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 108 с.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram