header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020
Выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Танец через столетия» – пример проведения тематического концерта в классе фортепиано. (методическая разработка воспитательного характера)

20 мая, 2025
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 1 им. Н.А. Римского-Корсакова»
(МБУ ДО «ДМШ № 1 им. Н.А. Римского-Корсакова»)

Советская ул., д. 44, г. Псков, 180000
E-mail: ontinaris@rambler.ru

Методическая разработка:
«Танец через столетия» – пример проведения тематического концерта в классе фортепиано.

Составитель:
преподаватель по классу фортепиано Чудина Ирина Александровна

г. Псков
2025

Тематический концерт класса является одной из форм методической работы. Выбор тем безграничен и зависит прежде всего от профессионального кругозора преподавателя, от его увлеченности работой, от исполнительских возможностей учеников на данном этапе.
Как правило такие концерты в моем классе «созревают» в связи с юбилейными датами композиторов. Вот темы некоторых из них:
«Там все светло, там все поет» (2017 год) – к 220-летию со дня рождения Ф. Шуберта (1797 -1828);
« Мы играем Шумана» ( 2020 год), к 210-летию со дня рождения композитора (1810 – 1856);
«В гостях у Эдварда Грига» (2023 год) – к 180-летию со дня рождения.
Проведение таких моноконцертов особенно сложно, так как
1. нужно создать разнообразие в рамках интонационного языка и стиля одного композитора;
2. музыкальный материал требует от учащихся уже очень хороших исполнительских навыков, то есть ученики младших классов не всегда могут принять участие в таких концертах.
Практика последних лет показывает, что нужно найти такую тему для концерта, которая позволила бы исполнить произведения разных композиторов и стилей и вовлечь в это максимальное количество учеников, а еще лучше – весь класс.
Например, несколько лет назад мне пришла в голову идея провести концерт «Музыка и Поэзия»: всем ученикам класса было предложено подобрать стихотворные эпиграфы к исполняемым произведениям в соответствии с их характером.
Отправной точкой, идеей послужили стихотворные эпиграфы к пьесам П.Чайковского «Времена года» (кстати, одна из этих пьес – «Май. Белые ночи» – была исполнена на концерте с соответствующим ей эпиграфом Афанасия Фета).
Подготовительная работа оказалась невероятно интересной, в нее включились не только будущие участники концерта, но и их родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. В поисках подходящих стихотворных строк дети прочитали множество стихотворений, лучше уяснили характер исполняемых произведений, прониклись им. Некоторые даже пытались сочинить собственные стихи! И одно из стихотворений, несмотря на несовершенство стиля и наивность, вошло в концерт, предваряя Аллеманду из Французской сюиты Баха Соль мажор:
«Весна – прекрасная пора,
Зиму она своей красою прогнала.
Еще все бледно и уныло.
Но в воздухе уже весна –
Краса времен, краса и непогода…
Она и есть любимая моя!»
В концерте прозвучали произведения самых разных композиторов, стилей, жанров: Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского, Грига, Рахманинова, Мак-Доуэлла, Гаврилина, современных петербургских композиторов Геннадия Белова и Сергея Баневича.
Дети играли полифонию, части сонат, пьесы. А самое главное – в нем приняли участие практически все ученики класса: от подготовишек до выпускников. Было настроение всеобщей заинтересованности. Концерт провели две недавних выпускницы, также проявившие инициативу и помощь в подборе наилучших стихотворных вариантов. Атмосфера концерта действительно получилась поэтически-возвышенной, надолго всем запомнилась.
Целью любой обучающей программы в музыкальной школе является овладение инструментом, максимальное развитие способностей ученика, приобщение к богатейшему репертуару, формирование художественного вкуса.
Мне кажется, что участие в подобных концертах как нельзя лучше способствует развитию всех этих качеств, причем ребенок учится не только на своих произведениях, но и слушая других детей. В нашем классе главенствует установка: занятия музыкой – это развитие и радость!
Цель сценического выступления – стремление поделиться своей радостью со слушателями. Когда дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для их родителей и вообще для окружающих их умение играть на фортепиано, у них формируется мотивация, благодаря которой возрастает интерес к учебе и усердие в занятиях музыкой. Интерес стимулирует желание преодолеть трудности. Конечно, исполнительский уровень детей разный – кто-то сильнее, кто-то слабее. Но опыт показывает – слабый тянется за сильным, а в результате выигрывают все.
Почему я настоятельно рекомендую именно форму тематического концерта:
1. все мы знаем, как трудно многим детям преодолеть сценический страх. На экзаменах он просто парализует многих учеников, так как внимание комиссии (публики) целиком и полностью приковано к исполнению их программы. Здесь же благодаря вступительному слову (общему или перед конкретным произведением) исполнение в известной степени становится иллюстрацией сказанного. У многих детей снимается психологический зажим. Они играют намного лучше, чем на экзаменах или на обычных концертах, где чувство ответственности наоборот многократно возрастает. Участие в общем деле также способствует раскрепощению: ведь внимание публики посвящено общей картине, целому, а не сосредоточено только на одном конкретном исполнителе;
2.нельзя забывать и о том, что одна из главных функций музыкальной школы – просветительская. Тематический концерт всегда несет новое знание и детям, и их родителям, и другим гостям концерта – непрофессиональным музыкантам.
Хочу поделиться замечательной идеей тематического концерта, которую мы осуществили с учениками класса в прошлом году. Тема концерта – «Танец через столетия» – на мой взгляд, неисчерпаемая и дает бесконечный простор фантазии. Каждый педагог сможет провести такой концерт, исходя из исполнительских возможностей детей и своих репертуарных пристрастий.
Благодаря широте темы в этом концерте также смогли принять участие все ученики класса – от начинающих до выпускников. На этот раз я сама выступила в роли ведущей, подготовив содержательное вступительное слово и небольшие пояснительные ремарки перед каждым номером.
Задумывая тематический концерт, педагог должен озаботиться его формой;
репертуар лучше всего выстроить по принципу контраста (стилевого, тонального, темпового). Концерт только выиграет, если в нем будут не только сольные номера, но и ансамбли – фортепианные и камерные.
Таковы общие правила, которыми я руководствуюсь при проведении тематического концерта.
Итак, далее последует текст ведущего, т.е. мой, а в скобках – комментарии отдельных эпизодов концерта и методические рекомендации по исполнению некоторых произведений:

Добрый вечер, уважаемая публика!
Наш сегодняшний концерт целиком посвящен танцу и танцевальной музыке. С древнейших времен люди танцуют – в пышных дворцовых залах и на сельских площадях, на торжественных праздниках и дружеских вечеринках. История, увы, не сохранила для нас танцы Древней Греции
и Рима, Древнего Египта и Китая. Но мы знаем, что и в те века люди, конечно, танцевали. Даже в наскальных рисунках первобытных людей встречаются изображения пляшущих человечков.
Чем ближе к нашей эпохе, тем сведений все больше: о танцах последних 300 лет уже многое известно. Сегодня мы с вами словно совершим музыкальную экскурсию по Европе из века 18-го в век 20-ый.
Наш концерт открывает самый популярный танец 18 века – галантный Менуэт.
Возникший во французских деревнях как народный хороводный танец, он затем попал в столицу и стал исполняться на королевских балах.
В Париже в середине 18-го века была открыта Королевская Академия танца, где Менуэт был основой основ. Из бального зала Менуэт впоследствии проник на оперную сцену, а затем вошел как отдельная часть в симфонию, сонату, квартет.
Сейчас для вас прозвучит хит и шлягер классической музыки 18-го века, пьеса, которая неизменно популярна вот уже 250 лет.
Л. Боккерини. Менуэт Ля мажор для скрипки и фортепиано.
(для украшения концерта мы пригласили принять в нем участие шестиклассницу-скрипачку из дружественного нам класса. Ее педагог отнеслась к этой идее с воодушевлением и одобрением. Аккомпанировала скрипачке моя выпускница. Пьеса для них была нетрудной, исполнена легко и с хорошим чувством ансамбля, с пониманием стиля и с удовольствием. Хотелось открыть концерт действительно яркой, известной, знаковой пьесой. И это, к счастью, удалось!).
Две следующие пьесы – своеобразная музыкальная арка из века 18-го в век 20-ый. Через нее могли бы пройти все последующие номера этого концерта. Одна из первоклассниц исполнит «Ригодон» А. Гедике и «Рок-н-ролл»
Н. Смирновой.
Итак, Ригодон – 4хдольный неторопливый танец-шествие. Характерная особенность – затактовое строение мелодии. Эту пьесу композитор 20-го века Александр Гедике написал в стиле века 18-го. Такой прием нередко применяется композиторами и называется стилизацией.
(исполнение: сдержанно, торжественно, в крайних частях – коллективное движение, в средней – «диалог» кавалера и дамы).
Танец Рок-н-ролл стал популярным с 50-х годов двадцатого века. В переводе с английского означает «качаться-и-катиться». Участники этого стремительного танца иногда показывают себя настоящими акробатами. Ну, а музыкальное «лицо» этой крошечной пьески – безусловно, джазовые интонации и ритмы.
( в исполнении пьесы нужно обязательно добиться быстрого темпа в сочетании с острым ритмом и точной пульсацией, что совсем непросто для начинающих).
(Продумывая концерт, мысленно я разбила его на 3 части со вступлением и заключением. Все, что уже отзвучало, можно назвать двойным вступлением, увертюрой ко всему концерту. А сейчас начинается 1-ая часть с элементами некоторой театрализации. Речь пойдет о старинной танцевальной сюите.)
В 18-м веке танцы были одним из главных развлечений. И сейчас мы с вами в каком-то смысле попадем на «дискотеку» 18 века. Танцев было много. У композиторов того времени сложилась традиция – составлять из отдельных законченных пьес большое произведение – сюиту.
Давайте вслушаемся в это французское слово сюита или свита. Где оно встречалось нам? Конечно же, в сказках. Свита – это окружение короля, его придворные, министры, графы и князья.
Каждый из них – персона, важный человек со своим лицом и характером. В переводе с французского «свита» означает «вереница», «чередование».
Кому за кем следовать в королевской свите, предписывал строгий придворный церемониал. Вот и в музыкальной старинной сюите сложился определенный порядок, где каждый танец – это законченная музыкальная пьеса со своим ритмом, мелодией и характером. Допускается раздельное исполнение этих пьес. Но сегодня мы хотим представить вам старинную сюиту целиком, так сказать – поиграть в сюиту. Пьесы, которые сейчас сыграют ребята, написаны разными композиторами, взяты из разных сюит. А некоторые из них вовсе не входили в сюиту. Конечно, мы позволили себе некоторую вольность, но нам очень хотелось создать для вас образ старинной танцевальной сюиты. (В это время все 7 исполнителей поднимаются на сцену; четверо, представляющих 4 основных танца, встают на авансцене, остальные – позади них.)

В старинной сюите 4 основных танца: Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига. Они следуют друг за другом по принципу контраста:
Аллеманда – неторопливо, умеренно, можно сказать – медленно (в это время ученица – исполнительница Аллеманды – медленно шагает, стоя на месте, изображая неторопливый темп пьесы);
Куранта – по контрасту с Аллемандой – быстро (ученик – исполнитель Куранты – тоже шагает на месте, но гораздо подвижнее и энергичнее своего товарища; в зале заинтересованное оживление);
Сарабанда – очень медленно (третья ученица это демонстрирует);
Жига – очень быстро (четвертый почти бежит на месте. Публика с большим интересом наблюдает за событиями).
Но во многих сюитах между Сарабандой и Жигой стали появляться вставные танцы: это прежде всего король среди танцев 18-го века – Менуэт
(в это время Сарабанда и Жига расступаются, между ними встает исполнительница Менуэта в короне из золотой бумаги и фольги), энергичный простонародный мужской танец Бурре, изысканный и утонченный Гавот (который на нашем концерте был представлен фортепианным ансамблем. Исполнители Бурре и Гавота также встают между Сарабандой и Жигой. Таким образом, все вставные танцы встали на свои места).
В некоторых сюитах в качестве вставных танцев появляются еще Полонез, Паспье, Англез, Лур и не связанная с танцами Ария.
Здесь необходимо еще добавить, что композиторы составляли сюиты часто даже не для любителей потанцевать, а для любителей поиграть на музыкальных инструментах и послушать красивую музыку.
(Первый исполнитель идет к роялю, а остальные рассаживаются по порядку сбоку сцены на приготовленные заранее стулья).
Итак, первый номер сюиты – Аллеманда – 4х-дольный танец в умеренном движении. Это своеобразный немецкий полонез, которым открывались празднества при дворах владетельных сеньоров. Это неспешное церемонное «продвижение многих пар через анфиладу комнат дворца», когда гости по пути рассматривают картины и гобелены, обмениваются взаимными приветствиями и короткими репликами.
И. С. Бах. Аллеманда из Французской сюиты Соль мажор.
(исполнила ученица 6 класса. Аллеманда состоит из 2-х разделов, полифоническое изложение в каждом из них не делится на отдельные фразы. Фактически, один раздел – это одно длинное построение. Стоит одному голосу остановиться, как тут же непрерывное движение подхватывает другой. Поэтому главная исполнительская задача в этой пьесе – добиться звуковой ровности и смысловой непрерывности в длинных фразировочных линиях, не забывая при этом играть выразительно, интонируя все мотивы.)

По контрасту с Аллемандой Куранта – быстрый 3х-дольный танец франко-итальянского происхождения. В переводе с французского courante – бегущий, текущий. Этот танец отличается затейливыми замысловатыми движениями, которые часто чередовались, что отразилось в таком же затейливом, капризном и часто меняющемся мелодическом и ритмическом рисунке. Даже кружева на панталонах у кавалеров при определенном движении коленями выполняли свой замысловатый танец.
И.С.Бах. Куранта из французской сюиты до минор.
(Конечно, при исполнении Куранты от ученика требуется отличная пальцевая беглость и ловкость в сочетании с выразительностью и интонационным изяществом. Достаточно хорошо исполнил ученик 7 класса).
Сарабанда – самый медленный танец сюиты. Характер его торжественно-скорбный, так как он произошел от испанского крестного хода, совершаемого в церкви во время прощания с умершим. В переводе с испанского «Sacra banda” означает «святое шествие». Впоследствии Сарабанда превратилась в сольный женский 3хдольный танец, для которого характерны остановки на вторых долях, когда танцовщица как будто застывала в скорбной горестной позе. Сарабанда стала самым глубоким, философским по содержанию номером сюиты.
Корелли. Сарабанда ми минор.
(на концерте Сарабанду исполняла ученица 2-го класса. Труднее всего для таких еще маленьких пианистов добиться легатности, певучести в ведении мелодической линии и, конечно, проникнуться глубиной содержания пьесы.)

Теперь впереди у нас череда вставных танцев. Менуэт – как уже не раз сегодня говорилось – танцевальный король 18 века (ученица 3-го класса так и вышла к роялю в короне, не хотела с ней расставаться).
В переводе с французского Менуэт означает «танец маленьких шагов»: из 3х шагов 1-ый – большой, 2-3-ий – маленькие (исполнительская схема: 1-ую долю такта брать глубоко, а 2,3-ю интонировать к следующей 1-ой).
Кавалеры и дамы двигаются чинно, выписывая красивую фигуру S. Они танцуют по сути раздельно, лишь иногда позволяя себе коснуться друг друга кончиками пальцев. Основные движения – поклоны и реверансы, за что Менуэт часто называли танцем вежливости.
Ципполи. Менуэт до минор.
(Мама одной из наших учениц – по профессии художник-оформитель – специально для нашего концерта нарисовала на больших листах две танцевальные сценки в стиле 18 века, Мы разместили их на специальных стойках по краям сцены. Конечно, они тоже внесли свою лепту в создание атмосферы концерта.)
Вслед за элегантным Менуэтом в нашей сюите идет Бурре – танец дровосеков, энергичный мужской танец народного происхождения, иногда подчеркнуто грубоватый. Основная работа дровосека – увязать и принести большую вязанку хвороста для растопки каминов и печей. Во время этой работы дровосек, конечно, что-то напевал. Вот из таких простых напевов и притоптываний и родился этот танец, характерной особенностью которого стал выпрыгивающий затакт: 4-я доля – в 1-ю.
Л. Моцарт. Бурре до минор
(исполняла ученица 2-го класса. Хотя мы уже много раз упомянули о мужском, грубоватом характере танца, исполнение при всей напористости должно быть все-таки облагороженным, интеллигентным).
В отличие от крупных прыжков и размашистых движений простонародного Бурре в придворном Гавоте много мелких движений, а линия танца настолько изысканна и утонченна, что можно рассмотреть даже танец кистей рук и кончиков пальцев. Характерной особенностью строения фразы является затакт 3-ей и 4-ой доли в 4хдольном размере.
И.С.Бах Гавот из Английской сюиты соль минор
(эту пьесу в переложении для фортепиано в 4 руки исполнили ученицы
4 класса. Основные задачи: в подвижном темпе не потерять кружевное, витиеватое плетение мелодической линии, а поскольку обе ученицы весьма скромных способностей – это представляло для них большую трудность.)
Наконец, последний номер сюиты – Жига.
По вопросу происхождения и национальной принадлежности этого танца существуют разногласия. Одни музыковеды считают, что название произошло от английского jig (джиг) – старинный танец английских матросов.
Другие – в том числе Альберт Швейцер – говорят, что Жига произошла от французского названия старинной скрипки gigue (жиг) – «окорок» и трактуют Жигу как танец скрипача.
В любом случае Жига – стремительный, энергичный танец, заполненный триольным движением в размере 3, 6, 9 и даже 12/8-ых. Жига имеет характер коллективности, всеобщности танцевального действия. Так сказать –
«танцуют все»! Благодаря этому она и стала заключительным номером сюиты.
И.С.Бах. Жига из Французской сюиты Ми мажор
(исполнила ученица 8 класса. Жига требует хорошей технической оснащенности, артистической убедительности, яркости сценической подачи. Работали над этим много, но по причине сдержанности и некоторой робости в характере ученицы пьесе не хватило яркости характера и технической убедительности).
Вот и подошел к концу 1-ый акт нашего танцевального спектакля, носивший название «18 век и Старинная сюита». Роли в нем исполняли: … (все ребята – исполнители сюиты – еще раз вышли на общий поклон и я их представила ).

Представление продолжается и без всякого антракта мы переходим ко 2-му акту под названием «19 век и танцы народов Европы».
Зажигательный украинский народный танец «Казачок» исполнит самая юная участница нашего концерта – подготовительный класс, ей аккомпанирует сестра, 4 класс (надо ли говорить, с какой важностью малышка вышла на сцену – ведь она принимает участие в таком большом и серьезном концерте наравне с другими ребятами! Как были рады и счастливы родители сестричек. Вот это и есть сценическое воспитание. «Казачок» прошел просто «на ура»!)
А вот еще одна пьеса стилизация – композитор Гедике сочинил «Танец» в характере русской плясовой. Пляска – танец без правил, каждый танцует как хочет, как ему душа прикажет.
А. Гедике. Танец ми минор
(исполнила ученица 1-го класса. Смело, ярко, с хорошо отработанным штрихом пальцевого стаккато!).
Мазурка – излюбленный польский танец в 3хдольном размере с задорной, остро акцентированной мелодией и пунктирным ритмом.
Сейчас прозвучит «Мазурка» композитора Гречанинова.
О таких пьесах говорят, что это скорее музыка не для ног, а для ушей.
Ноги уже давно Мазурку забыли, а уши никогда не устанут восхищаться, например, прекрасными, поэтичными Мазурками Шопена.
Вероятно, Александр Гречанинов написал эту детскую пьесу под впечатлением трогательных, печальных шопеновских Мазурок.
А. Гречанинов. Мазурка си минор (исполнила второклассница).

На юге Италии расположился г. Таранто. Он дал имя национальному итальянскому танцу Тарантелле. Тарантелла распространена по всему югу Италии. Особенно любят ее в Неаполе и на Сицилии. Стремительный, зажигательный танец с характерным, непрерывным движением триолями в размере 6/8 ярко выражает характер темпераментных южан.
Ф. Бургмюллер. Тарантелла ре минор.
(исполнил ученик 3 класса. Пьеса техничная, требует хороших пальцев, ловкости, умения держать пульс и «не съедать» паузы – именно это рисует прыжки. Средняя часть – контрастная женственная тема в одноименном мажоре. Пьеса получилась не совсем хорошо: не хватило ловкости пальцев в крайних частях, смазались некоторые паузы).
Существует еще одна версия происхождения названия – Тарантеллу танцует «укушенный тарантулом». Может быть от этого танец такой напористый и огненный!
Л.Купер. Тарантелла соль минор для скрипки и фортепиано
(вслед за темпераментной скрипачкой подтянулась и моя сдержанная в выражении чувств ученица. Пьеса получилась действительно яркой, огненной, с хорошим контрастом между энергичным движением в крайних частях и лиричной женственной средней частью).

В начале 19 века огромную популярность завоевал новый танец – легкий воздушный Вальс. Если в Менуэте кавалер и дама танцуют фактически раздельно, то именно в Вальсе они – одна танцующая пара, кружащаяся в едином довольно сложном движении.
Сначала Вальс считали вульгарным и даже неприличным: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал даму за талию и прижимал к себе. Его запрещали специальными указами, его высмеивали. Но он так полюбился публике, что распространился по Европе – как было сказано в одной газетной статье – « подобно эпидемии насморка».
Особая страница в музыкальной литературе 19 века – Вальсы Шуберта. Эти маленькие танцевальные поэмы рождались в венских кабачках на музыкальных вечерах, называемых «шубертиадами», где собирались друзья композитора – молодые поэты, художники, артисты.
Сам Шуберт, близорукий и немного робкий, танцевал редко, но охотно импровизировал танцевальные мелодии, нанизывая их одну за другой целыми цепочками. Сохранилось более 400 таких лендлеров-вальсов. Но кто знает, сколько этих прекрасных мелодий остались незаписанными и, увы, забытыми!
Ф. Шуберт. Четыре Вальса для ф-п. в 4 руки
(исполнили ученик и ученица 4 класса. Переложение для фортепиано в 4 руки я сделала самостоятельно, выбрав из сборника Вальсов Шуберта несколько наиболее выразительных. Таким образом, у нас получилась еще одна сюита – на этот раз из Вальсов Шуберта. Особое внимание нужно уделить, конечно, песенной выразительности мелодических оборотов, красоте сопоставлений одноименных мажора и минора – типичная особенность музыки Шуберта, ансамблевому балансу).
С тех пор как Вальс стал всенародным любимцем и победно шествует по миру, многие композиторы обращались к этому жанру. Никто никогда не считал, но, наверное, написаны десятки тысяч вальсов! Не остались в стороне и композиторы 20 века.
Д. Шостакович. Лирический вальс» Фа мажор.
(исполнила ученица 5 класса. Пьеса отличается свежестью мелодического языка, неожиданными тональными поворотами, яркой кульминацией в средней части. Удалось увлечь девочку работой над этими задачами, прозвучало очень неплохо).
И все-таки вершиной в этом жанре остаются Вальсы великого польского композитора Фридерика Шопена. Есть среди них блестящие концертные Вальсы, но есть и лирические, наполненные печалью и тонкими переживаниями.
Ф.Шопен. Вальс № 10 си минор
(исполнила ученица 7 класса. Это произведение требует от ученика уже настоящего мастерства – слышания 3-хслойной фактуры, управления временем (tempo rubato), детального владения звуковедением, динамикой, педалью. И все это надо наполнить личным переживанием и отношением к музыке. На этом концерте девочке не все удалось: не хватало естественности rubato, фактура еще «не дышала», не стала по-настоящему объемной. Но к концу года – концерт был в декабре – Вальс зазвучал гораздо свободнее, естественнее, убедительнее).
О Мазурке мы сегодня уже говорили. Мазур, со временем ставший Мазуркой – танец одной из областей Польши, Мазовии. В 19 веке это был один из самых популярных бальных танцев Европы. Сейчас прозвучит образец замечательной блестящей бальной Мазурки Шопена.
Ф.Шопен. Мазурка Си бемоль мажор ор.7 № 1
(исполнила ученица 6 класса. Произведение требует настоящей виртуозности. Особую трудность представляют большие скачки, да еще в сочетании с пунктирными ритмами. Непросто справиться и с украшениями – форшлаги, морденты. Пьеса написана в форме рондо. Основная бравурная тема проходит трижды. Чтобы не надоесть слушателю, в общем потоке форте нужно поискать и другие нюансы, его оттеняющие.
1-ый эпизод (В) – кокетливо-насмешливая, игривая тема.
Мелодия второго эпизода (С) ассоциируется с народным пастушьим наигрышем. Ее нужно играть РР напряженно вслушиваясь, как будто слышишь эхо, отозвавшееся в горах. Применение длинной педали уместно и создает эффект удаленности, затуманенности.
Со всеми этими задачами ученице удалось справиться хорошо!)

Если бы у Полонеза спросили:
– Сколько вам лет? (для диалога привлекла ученика 4 класса)
Он бы ответил:
– Наверное, я самый старый из всех известных европейских танцев. Рассказывают, что появился я на свет еще в 1574 году в старой польской столице – Кракове, когда дворяне-шляхтичи торжественно прошлись под звуки музыки перед новым королем.
– Какие же движения в вашем танце?
– Да совсем несложные: что-то вроде спокойного парадного шага и приседайте в конце такта на 3-ей доле. А вот характер мой твердый, крепкий – никому не уступлю!
Самые знаменитые Полонезы написаны Фридериком Шопеном. Но для их исполнения нашим юным пианистам, конечно, еще не хватает мастерства. Зато в нашем концерте сейчас прозвучит очень известный Полонез другого польского композитора. Музыка, как теперь говорят, была его увлечением, хобби. Он писал Мазурки, Марши, Полонезы. Сборники его пьес были известны в Европе. Но на самом деле Михал Огиньский – чиновник и дворянин – занимал важный пост государственного казначея (что-то вроде директора Центробанка страны).
Польша в то время была частью царской России и там постоянно вспыхивали восстания за независимость от царского самодержавия.
Огиньский примкнул к восставшим и передал все свои сбережения Национальному Совету, заявив, что «приносит в дар Родине свое имущество, труд и жизнь». (Много ли мы знаем современных бизнесменов, увлеченных музыкой и способных на такие поступки?)
Но восстание было подавлено. Осенью 1794 года Огиньский бежал в Италию. Лист в своей книге о Шопене писал, что Полонезы Огиньского воспринимаются, как «шествие, некогда торжественное и шумное, но ставшее молчаливым и сдержанным рядом с могилами, соседство которых умеряет надменность и смех».
Полонез, который сейчас прозвучит, имеет неофициальное название – «Прощание с Родиной».
М.Огиньский. Полонез ля минор
(исполнил ученик 5 класса. Пьеса замечательна по духу и по форме: она делится на 3 части (форма da capo), причем каждая часть внутри себя имеет тоже 3 раздела – А – а в а В – d c d А – а в а
Ключ к исполнению этого произведения – понимание того, что тема каждого маленького раздела – будь то а, или в, или d – единая фраза, длинная мысль. А дети часто мыслят дробно, по такту, по мотиву – то есть мельчат. Второй важный момент, тесно связанный с первым – выбор правильного темпа: часто играют слишком медленно, вот тогда все и дробится.
И третье – яркий контраст между кантиленными крайними частями и горделиво-торжественной средней. Именно во 2-ой части слышна поступь Полонеза с характерной ритмической фигурой.)

Многие думают, что Полька – это еще один польский танец. Но он принадлежит другому славянскому народу – чешскому. Название происходит от чешского слова «pulka», что означает полшага. Это живой веселый танец с подскоками, который танцевали мелкими шажками. Невозможно представить танцевальный 19 век без музыки Иоганна Штрауса. Она так жизнерадостна и отличается такой мелодической красотой, что в нее невозможно не влюбиться!
Иоганн Штраус. Полька – Анна для ф-п. в 4 руки
(переложение для ф-п. в 4 руки снова сделала сама, исполнили ученик и ученица 3 – 4 класса. Много раз слушали с детьми пьесу в оркестровом исполнении: какое разнообразие характеров, тембров, динамики!
Конечно, мы стремились подражать оркестру: во фразировке, в агогике, в динамике. Пьеса написана в форме рондо со вступлением и заключением:
вступление А В А1 СД А2 заключение.
Работа над пьесой далась нелегко, но в итоге принесла и детям, и мне, и – главное – публике много удовольствия! Исполнительница 1-ой партии эмоционально «вытащила» ансамбль на себе, а второй ученик подтянулся.)

Вот мы и подошли к 3-му акту нашего концерта: он называется «ХХ век». Прозвучат всего две, но очень яркие пьесы.
В 1908 году французский композитор Клод Дебюсси написал цикл пьес «Детский уголок» и посвятил его своей дочери Эмме, которой тогда было всего 8 лет. Во всех 6 номерах преобладает тонкий и изящный юмор. Последняя пьеса называется «Кукольный cake – walk» – в переводе с англ. «прогулка с пирожным». Это пьеса-игра, пьеса-прогулка, построенная на ритмах и гармониях совершенно новых танцев. Дебюсси первым из современных ему композиторов ввел в свою пьесу то, что вскоре стало называться музыкой джаза и распространилось по всему миру.
К.Дебюсси. «Кукольный cake-walk».
(Исполнила ученица 6 класса. Для этой пьесы необходимы живое воображение, фантазия, хорошая реакция на мгновенную смену исполнительских задач. В крайних частях нужно обязательно выдержать точный пульс, в который вписаны острые пунктирные и синкопированные ритмы. Пьеса пронизана остроумными характерными деталями и штрихами – изюминками, которые нужно «вкусно» подать публике В ней огромное количество неожиданных динамических и тональных сопоставлений, свежих и острых гармоний. Выразительная сторона получилась лучше, чем техническая.)
В заключение концерта прозвучит одно из самых популярных произведений 20 века – «Либертанго» аргентинского композитора Астора Пьяццолы.
Танец, соединивший музыкальные явления различных эмигрантских культур – африканские ритмы тангано, гаванскую хабанеру, испанское фламенко и ритуальные танцы индейцев. Музыка Пьяццолы становится характерным знаком, душой Аргентины. В его творчестве танго перестает быть просто танцем. Оно обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями и сложным музыкальным языком ХХ века. И в то же время его музыка передает сверхчувственность и ту внутреннюю щемящую тоску, которая отличает танго и делает его таким узнаваемым.
А. Пьяццола. «Либертанго» для фортепиано в 4 руки.
(исполнили ученик и ученица 8 класса. Переложение вновь делала сама, поскольку имелся только вариант для 2х фортепиано. Ребята играли вдохновенно! Справились с непростыми ритмами, с виртуозными пассажами и выразительной стороной пьесы).

Заключение
Конечно, для проведения подобного концерта нужно приложить немало усилий. От зарождения идеи до ее воплощения прошел по меньшей мере год. Продумывался репертуар, выстраивалась форма концерта. Около двух месяцев ушло непосредственно на подготовку текста, его сжатие, так как материала было еще больше. Я понимаю, что текста кое-где, может быть, и многовато. Но информация настолько интересная, живая, содержательная, что от нее невозможно было отказаться.
Конечно, очень много зависит от подачи материала. Я хорошо подготовилась, много раз проговаривала текст дома, потом дважды на репетициях (и здесь еще позволяла себе пользоваться записями).
Но к концерту была совершенно готова проговорить его весь наизусть, общаясь с публикой глаза в глаза. Знаю по своему восприятию, что нет ничего более унылого, чем монотонное чтение по бумажке.
По отзывам коллег, родителей, бывших выпускников у них не возникло ощущения перегруженности текстом, напротив – они узнали много нового, неожиданного: кто-то благодарил за рассказ об Огиньском, другие радовались тому, что поняли смысл названий Полька и Тарантелла.
Но самую большую радость мне доставило восприятие публикой, пожалуй, самой сложной части концерта – старинной сюиты. Всем без исключения понравилась наша скромная театрализация. Все было понятно, наглядно. Дети-исполнители с огромным удовольствием принимали участие в этом нехитром действе, получилась действительно «игра в сюиту». И еще раз повторю то, что я писала во вступлении: у многих детей исчез психологический зажим и они играли лучше, свободнее, чем обычно на экзамене, так как исполнение было иллюстрацией действия. Все дети уяснили, что такое сюита, запомнили порядок танцев в ней. И даже сейчас по прошествии года малыши, которые на этом концерте были лишь слушателями, спрашивают: а мы будем играть в сюиту?
Конечно, была и досада, что некоторые номера не набрали необходимого качества, не получились так, как они были задуманы. Но в целом и я, и дети получили заряд ярких эмоций от этого концерта!
Прозвучало 24 произведения, различных по объему и сложности – от совсем крошечных до лучших образцов фортепианного репертуара.
Заметное разнообразие внесли ансамбли – 2 камерных и 3 фортепианных.
Ну а потом – подарки, поздравления от коллег и благодарных родителей, чаепитие с обсуждением интересных моментов и курьезов.
Надо ли говорить, какую огромную воспитательную и просветительскую роль играют такие концерты, как они способствуют общению детей и родителей и дают почувствовать важность занятий в музыкальной школе, как они обогащают личности детей!
Мне бы очень хотелось опубликовать данную работу. Возможно, она послужит стимулом, отправной точкой для других педагогов в проведении подобных концертов.
А пока… – появляются новые идеи. Давно хочу сыграть с детьми Концерт Гайдна Ре мажор для ф-п. с оркестром целиком: один ученик – одна часть.
А если хорошо получится – может быть удастся сыграть и с Псковским симфоническим оркестром!
Как сказал польский поэт и писатель Станислав Ежи Лец: «…осуществляются наши самые смелые мечты! Может пора исполняться и несмелым?»

Литература:

1. Э. Филькенштейн. «Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками.
Изд-во «Сов. Композитор», 1991.
2. Л. Михеева. «Музыкальный словарь в рассказах».
М. «Сов. Композитор», 1984.
3. И. А. Чудина. «Работа с одаренными детьми», авторская программа для ДМШ и ДШИ», 2011.
4. В. Носина. «О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха».
Сборник статей «Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха»,
ГМПИИ им. Гнесиных, выпуск 109.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе