Воронова Маргарита Александровна,
преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств»
городского округа Нижняя Салда, Свердловская область
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ ЧЕРЕЗ ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: в статье рассмотрены особенности практического применения современных педагогических технологий в образовательном процессе Детской школы искусств, способствующих повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, становлению обучающихся активными субъектами собственной познавательной и творческой деятельности.
Ключевые слова: образовательные технологии, познавательная активность, познавательный интерес, познавательная деятельность, технология личностно-ориентированного обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, информационно-коммуникационные технологии.
В настоящее время одной из основных задач образовательной политики в России является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Смена одной образовательной модели, не отвечающей запросам времени, на другую обоснована необходимостью обеспечения эффективности всего учебно-воспитательного процесса и сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и образовательной практике.
Современному педагогу предстоит обеспечить поворот школы к ребенку, научиться понимать и принимать его личностные цели, запросы и интересы, развивать в нем устремленность к новому знанию, что способствует созданию условий для самоопределения и самореализации ученика.
Реализация принципа активности в образовательном процессе имеет важное значение, поскольку от качества учения как деятельности зависит результат образования обучающихся. Это возможно при смене позиции школьника: из пассивного объекта в учебном процессе он должен стать активным субъектом, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.
Проблема познания и познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов, в том числе и современных (Ю. Бабанский, Б. Гершунский, В. Сластенин и др.), а также в работах, посвященных организации и содержанию музыкального образования (Э. Абдуллин, Л. Арчажникова, и др.). В этих материалах выявлена непосредственная взаимосвязь формирования и развития познавательной активности учащихся с обеспечением эффективности всего учебно-воспитательного процесса, обоснована необходимость поиска новых путей, определяющих постоянно возрастающий интерес школьников к познанию.
Познавательная активность складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных (любознательность, мотивация, воля) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы преподавания).
В Детской школе искусств личностное и предпрофессиональное развитие учащихся неразрывно связано с уровнем их познавательной активности, с созданием развивающей культурно-образовательной среды, обусловливающей увеличение жажды познания обучающихся к видам искусства через использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.
В переводе с греческого технология – это учение о мастерстве. Главные вопросы, на которые она отвечает: как учить, как воспитывать, как развивать? Как создавать наиболее благоприятные условия для познавательной деятельности?
Существует более 300 определений педагогической технологии. Автору близка позиция М.В. Кларина, выделяющего следующие ключевые признаки образовательных технологий: диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса и воспроизводимость педагогических результатов [1, с. 14].
Знание современных образовательных технологий – условие успешной деятельности педагога, поскольку любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?
Опыт практического использования современных педагогических технологий в образовательном процессе Детской школы искусств (далее ДШИ) – это опыт трансформации и адаптации разработанных учеными образовательных технологий, способствующих развитию познавательной активности ребенка, его внутренней мотивации, обеспечивающих комфортные условия по саморазвитию и самореализации личности обучающегося.
Большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения, прежде всего, направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика. Мы не принуждаем ребенка к обучению, а создаем условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения, стараемся пробудить познавательный интерес, раскрыть способности и организовать познавательную, творческую деятельность обучающихся.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют индивидуализация и дифференциация обучения.
В практике ДШИ мы применяем такие варианты дифференциации, как: комплектование учебных групп однородного состава на основе диагностики музыкальных, специальных способностей и динамических характеристик личности обучающихся; внутригрупповая дифференциация (при невозможности сформировать полную группу по уровням индивидуальных возможностей и способностей школьников); предпрофессиональное обучение по дополнительным предпрофессиональным программам (далее – ДПП) и допрофессиональная подготовка в старших классах ДШИ на основе рекомендаций преподавателей ДШИ, пожеланий и предпочтений родителей, интересов обучающихся, их успехов и достижений в образовательной деятельности; создание индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных учащихся по направлениям в области искусств.
Учебный план ДШИ (обязательная и вариативная части) предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих учебных дисциплин, дает возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности, позволяет ученику выявить свои способности и задатки, осуществить социально-педагогическую пробу личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, являющуюся принципиальной характеристикой образовательного процесса в ДШИ. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, В.Д. Шадриков) позволяет педагогам адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением и развитием в учебной деятельности, вносить необходимую корректировку, а учащемуся рационально распределять свои физические нагрузки и временные затраты.
Повсеместная информатизация общества, распространение в образовательных учреждениях современной компьютерной техники и программного обеспечения способствуют активному проникновению в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Более 80% преподавателей ДШИ успешно реализуют в учебно-воспитательном процессе современные компьютерные технологии.
Для учащихся это возможность получения дополнительной информации по учебным предметам и расширение кругозора (в том числе через активное включение в проектно-исследовательскую деятельность); повышение мотивации к учению; расширение поля взаимодействия с преподавателями в диалоговом режиме, облегчающего процесс обмена информацией.
Для преподавателей школы искусств — рост информационно-технологической компетентности; готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса; повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.
Для родителей (законных представителей) обучающихся ИКТ обеспечивают коммуникацию с преподавателями, участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями и активное влияние на ход образовательного процесса в школе.
Для школы искусств: открытость результатов деятельности; укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ; повышение конкурентоспособности ДШИ.
Обновление педагогического процесса именно в технологическом ключе путем внедрения и использования современных педагогических технологий и ИКТ способствовало повышению эффективности и уровня качества образования в ДШИ, привело к обогащению педагогической и организационной деятельности школы. Результат – многочисленные ежегодные победы более 70% школьников на престижных конкурсах, включая всероссийский и международный уровни, расширение их географии; организация новых, более эффективных форм педагогического взаимодействия: проведение школой искусств в декабре 2022 года областного конкурса научно-методических и учебно-дидактических материалов педагогических и руководящих работников ДШИ «Цифровая трансформация дополнительного художественного образования в современных условиях: опыт организации, идеи и решения, возможности и перспективы», который продемонстрировал возросший уровень педагогического мастерства, компетентности преподавателей школы искусств.
Список литературы.
1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.