О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дубинина Татьяна Васильевна,
преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств»
городского округа Нижняя Салда
Художественное образование с точки зрения исследований ученых института РАО – это наиболее успешная, испытанная временем образовательная среда, которая используется для реализации современных инноваций в педагогике, а также как освоение богатейшего культурного наследия России учащимися российской школы.
В системе художественного образования интеграция всех видов искусств должна быть продуктивной, позволяющей ребенку комплексно и цельно исследовать мир искусства, создавая свой «золотой запас впечатлений», который построен на четырех «столпах образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Интеграция искусств соединяет воедино разные виды искусств в единый цельный образ какого-либо явления, отражаемого в искусстве. Интеграция искусств проявляется в творческой деятельности ребенка через воображение, фантазию, память и создается за счет его внутренних возможностей. Полихудожественный подход обращает внимание педагогов на образную природу искусства, которая находит значение воображения в художественной деятельности. Полихудожественный подход – это структура, позволяющая понять истоки разных видов искусств посредством выражения и отражения психической энергии, чувств, эмоций обучающегося в его творческом процессе, а также достигнуть базовых представлений и навыков из области каждого искусства.
Основоположником данного подхода является Б.П. Юсов – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Термин «полихудожественный» был представлен им в 1987 году. Ученый установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий ее возникновения. С точки зрения Б.П. Юсова сущность «полихудожественного подхода» заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяет создавать у учащихся устойчивую мотивацию к творчеству, что означает, что все дети склонны к восприятию и деятельности в разных видах искусства. Главная задача педагога – максимально равноценно развивать у детей данные им природой способности.
Интеграция различных видов искусства на богатом по содержанию уровне выявляет новые возможности для общего эстетического развития учащихся. Взаимосвязь различных видов искусства – музыки, поэзии, живописи, архитектуры известна еще с древних времен и до настоящего времени остается самым востребованным видом интеграции.
Музыка вызывает слуховые ассоциации, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, поэзия затрагивает разные чувства в душе человека, а их сочетание создает целостную картину бытия. Например, физическое чувство ритма может быть легко достигнуто через танец или музыкальное действие, чем через стихотворение или ритмическое построение рисунка на бумаге. Учитывая возрастные особенности школьников и их генетическую последовательность развития органов чувств, можно с помощью использования элементов художественной деятельности, имеющих всеобщее значение (пространство, композиция, цвет, движение, звуки музыки и речь, инструментальное отражение действительности), добиться развития более полного художественного сознания, чем простое взаимодействие готовых художественных произведений.
Говоря о взаимодействии различных видов искусства, трудно не упомянуть имя известного литовского художника, поэта и композитора – Микалоюса Константинаса Чюрлениса. Он сумел сформулировать и воплотить в жизнь казавшуюся неосуществимой мечту художников русского Серебряного века – Синтез искусств. Чюрленис считал, что главная тенденция в развитии искусства связана с трансформацией отдельных видов искусства в нечто целостное и единое. Он мечтал о звучащей живописи и зримой музыке. И он этого достиг.
Среди многих творческих школ и эстетических направлений в музыкальной культуре второй половины XIX века одно из ведущих положений занимала Новая русская школа. Таких известных композиторов, как Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и А.П. Бородин связывали и объединяли общие взгляды на музыкальное искусство, художественные цели и задачи. Основной творческой установкой композиторов Новой русской школы было создание произведений, ориентированных на особенности литературного текста через синтез слова и звука.
Художественно-эстетическое образование рассматривает полихудожественный подход как возможность музыкально-эстетического воспитания школьников, включающего талант полноценного восприятия и адекватного понимания прекрасного в искусстве и действительности, что необходимо в развитии полноценной личности учащегося.
Следует подчеркнуть, что для полихудожественного подхода первичным является приобретение полезных навыков деятельности и знаний фактов истории искусства, а духовное развитие личности постигается через активную творческую деятельность.
Самостоятельное творчество предполагает комплекс таких качеств ученика как осознанная активность, желание благородно и радостно создавать что-то новое, опираясь на собственные силы, собственными руками, вносить свой личный вклад в общее дело.
В творческих работах учащихся представляется эмоциональная отзывчивость на все, что испытанно чувствами, а также способность создать эмоциональный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.
Принципы построения программ, реализующих полихудожественный подход, отражают суть и общность всех искусств и способствуют:
- пониманию языка того или иного искусства через выражение особого художественного содержания, а не набора технических приемов и правил, безразличных к этому содержанию;
- взаимодействию в обучении личного творчества и художественного восприятия как неразрывных сторон развития школьника;
- обязательному вовлечению в дальнейшее создание благоприятных условий для детей той или иной возрастной группы.
Восприятием художественного произведения является отражением личностного отношения к нему. Советский психолог А. В. Запорожец подчеркивал: «Эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печаль» [3].
Без определенных знаний в области искусства и культуры, а также практического опыта ребенок не может оценивать смысл и глубину высокохудожественных произведений и их эстетическое значение, но многое запоминает и любит, а это формирует почву для дальнейшего желания вернуться снова к этим произведениям искусства.
Пытаясь проанализировать художественные произведения, ребенок уже в младшем школьном возрасте получает определенный опыт впечатлений, которые влияют на его эстетический вкус и на художественно-творческую активность. Вот почему искусство и культура актуализирует эстетические, искусствоведческие и культурологические знания, полученные во время знакомства с произведениями искусства, что способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка.
Использование в Детской школе искусств полихудожественного подхода, основанного на взаимодействии искусств, помогает обучающимся:
- получить дополнительные средства усвоения школьного материала;
- существенно активизировать различные виды восприятия;
- формировать желание учащегося показать свою индивидуальность;
- находиться в активном положении, в состоянии поиска.
В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание особенностей языка и выразительных средств отдельных видов искусств сквозь призму их отличий, своеобразия, специфики и общности. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.
Однако способность к художественному восприятию не является сама по себе. Она – результат развития индивида. «Художественное полноценное восприятие, — как верно отмечал Б. Теплов, — это умение, которому надо учить» [6]. Этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, формирование их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному. «Во многом воспринимая произведение искусства, соответственно, можно приобрести нравственного опыта, причастности к различным событиям человеческой жизни, всего разнообразия окружающего мира. Такая роль искусства приобретает особое значение именно в наше время, когда напряженный ритм жизни, лавины информаций затрудняют процессы изучения настоящих жизненных ценностей, нередко глушат способность соотносить своевременную активность с индивидуальными проблемами других людей, внутренними закономерностями природы. Развивая небезразлично, заинтересованно причастное отношение к жизни, насыщаясь его глубоким идейным содержанием действительно гуманной морали, искусство способствует конструктивному решению сложных человеческих проблем», — считает А. Опалюк [4].
Развитие эстетического восприятия происходит не только на специальных занятиях, но и в ходе бытовой деятельности ребенка. Рассматривая научную теорию Б.П. Юсова как перспективную систему решений современного художественного образования, многие образовательные организации успешно используют полихудожественный подход в решении творческих задач воспитания молодого поколения. Данный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию.
Полихудожественный подход является концептуальной идеей о необходимости включения ребенка в разные виды деятельности и, исходя из его особенностей, можно с уверенностью сказать о том, что художественно-эстетическое образование практически реализуется в комплексе педагогических условий.
Осуществление полихудожественного подхода обуславливает развитие духовно-ценностных ориентиров личности, содействует обогащению художественных источников, постепенному изучению культурного наследия и выявлению творческого потенциала ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Литература
- Арябкина И.В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования// Научный потенциал. 2015.
- Арябкина И.В., Земзюлина А.А. Полихудожественный подход к организации эстетической деятельности младших школьников как форма проявления катарсиса искусства//Научное мнение. 2014. №11 (1).
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком литературного произведения: Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию. М. , 1948.
- Опалюк А.Н. Формирование основ нравственно-эстетического мировоззрения младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства: Дис. … к.п.н.: 13.00.01 /Киев. гос. лингвист. ун-т. — М., 1999.
- Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Теплов Б.С. Психология 1953.
- Юсов Б.П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование//Материалы науч.-практ. конф. — Астрахань, 25–29 авг. 1997.
- Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. – Луганск, 1990.