Некоторые Особенности процессов социализации
и инкультурации детей дошкольного возраста
Дубинина Татьяна Васильевна
преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств»,
музыкальный руководитель МАДОУ «Росток»
СП ДС «Серебряное копытце»
г. Нижняя Салда, Свердловская область
Особенностями развития системы образования на современном этапе является усиление его общекультурного содержания, ориентированного на принятие и осознание ребенком культурного опыта многих поколений. В документах, определяющих государственную политику в сфере образования на настоящем этапе и в ближайшем будущем, подчеркивается необходимость формирования у детей потребности в общении с искусством и активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В настоящее время процесс художественного образования не может ограничиваться просто передачей традиционных культурных ценностей и знаний от одного поколения к другому. Воспитание личности ребенка происходит через обретение собственной системы культурных ценностей, возможности научить воспринимать искусство в контексте культуры как единую систему, а также в умении ориентироваться в сложном культурном пространстве.
Социум, заинтересованный в своем развитии и решении многочисленных практических проблем, выдвигает заказ на формирование людей-творцов, способных решать эти проблемы, обеспечивая поступательное движение общества.
Становление ребенка как «человека культуры» в условиях сетевого взаимодействия и партнерства образовательных организаций происходит в деятельностно-коммуникативной форме.
Благодаря диалогичности субъектность ребенка приобретает такие черты, как стремление к контакту и взаимодействию, эмоциональному самовыражению, развитию творческой активности, способствует реализации его индивидуальности и т.п.
В соответствии с Национальной доктриной образования РФ, Стратегией модернизации и Концепцией художественного образования в настоящее время актуальными стали процессы гуманизации и гуманитаризации, усиление общекультурного содержания образования, ориентированного на принятие и осознание культурного опыта, наполнение образовательного процесса творческой составляющей.
В этой связи нужно подчеркнуть возрастание человеческой ценности вместе с развитием социального пространства, в котором протекает жизнедеятельность человека, поскольку, находясь в этой среде, он не только усваивает ее ценности, но и в соответствии с личностными установками, создает условия для вхождения в данную культуру, решая задачу развития своих духовных качеств через непрерывный образовательный процесс.
Что же обозначают термины «инкультурация» и «социализация»?
Т.К. Солодухина утверждает, что инкультурация – «это процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможен и другой вариант), элементов другой культуры, или возникновение новых культурных феноменов» [4].
Инкультурация предполагает воспитанный интерес (взгляды, позиции, ценностные отношения) к культуре, художественный вкус (как психологический механизм восприятия произведений искусства), расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других изучающих искусство наук, овладение способами и ведущими умениями художественной деятельности.
В процессе социализации человек не только обогащается опытом усвоения и воспроизводства культуры общества, но и реализует себя как личность, взаимодействуя с социумом, влияя на жизненные обстоятельства окружающих людей и действительность.
При поиске путей инкультурации и социализации школьников необходимо определиться с сущностью данных понятий. Термин «инкультурация» был введен М. Херсковицем в книге «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Разделяя понятия социализации и инкультурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т.п.
Понятия «социализация» и «инкультурация» во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. Поэтому в современной научной литературе они нередко используются как синонимы.
Анализируя состояние и эффективность процессов инкультурации и социализации школьников на современном этапе, можно констатировать, что многообразие путей и форм вхождения культуры в жизнь школьника (школа, учреждения дополнительного образования и культуры, радио- и телепередачи, CD и DVD — плееры, кино и т.п.) нередко сопровождается отсутствием их взаимосвязи, единой направленности и целостности; стихийным и самостоятельным удовлетворением еще несформировавшихся личных вкусов; а порой осуществляется на таком художественно-педагогическом уровне, который не выдерживает никакой критики.
В этих условиях резко возрастает значимость способности и готовности каждой личности самостоятельно и компетентно разбираться в нарастающем потоке информации.
Социализация и инкультурация ребенка как предпосылки трансформации его во взрослую личность, способную к адекватному участию в социокультурной жизни, составляют одну из центральных проблемных областей психологической антропологии. Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и навыков, необходимых для существования его в ближайшем социокультурном окружении, в социокультурной жизни, характерной для общества, к которому он принадлежит.
Основываясь при организации сетевого взаимодействия организаций дошкольного, общего и дополнительного образования на культурологический подход, становление и развитие личности ребенка на современном этапе рассматривается как многоэтапный процесс вовлечения человека в культуру, которая одновременно обогащает и развивает саму образовательную систему, а также влияет на развитие всех участников этого процесса.
Понимая, что ценности культуры нельзя передавать как знания, они осваиваются и присваиваются через механизмы вчувствования, эмпатии, переживания, рефлексии и творчества, педагоги ДОУ «Калинка», МОУ Гимназия и Детской школы искусств ориентируют свою деятельность на изучение и обогащение индивидуального опыта воспитанников и школьников, предоставляя им возможность выразить свое «Я» в различных видах творческой деятельности и оказывая помощь «в овладении культурными способами выражения своей индивидуальности» [1].
Смена «знаниевой» парадигмы образования на личностно ориентированную дает возможность выйти на новый уровень понимания качества образования, соответствующий требованиям современного общества, и рассматривать сетевое взаимодействие образовательных организаций как средство и способ включения детей в культурную жизнь социума, обретения ими культурной компетенции, расширения системы ценностных ориентаций в процессе освоения мирового культурного пространства.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и постепенно становится достаточно привлекательным делом. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, выявлением в самом себе новых возможностей, что само по себе становится сильным и действенным стимулом к пополнению и углублению знаний. Она укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Культура рассматривается и как реально существующая действительность, и исторически меняющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.
Разность детей – это благо. По мнению французских просветителей XVIII века, человек – продукт среды и воспитания, причем влияние среды, как правило, сильнее воспитания. Современные исследования также подчеркивают важную роль среды в формировании творческой индивидуальности: ей отводится 95 % влияния при формировании разных вариаций креативности и только 5 % – связано с наследственностью.
МДОУ ДСКВ № 40 «Калинка», МОУ Гимназия и МБОУ ДОД «Детская школа искусств» строят свою работу по инкультурации и социализации своих воспитанников и учащихся на принципах открытой системы, активно взаимодействуя с родителями и представителями других социальных институтов воспитания. Педагогические коллективы выполняют роль посредника между ребенком и необозримым пространством культуры, в которое он входит.
Имеющиеся ресурсы используются так, чтобы они стимулировали индивидуальное развитие каждого участника образовательного сообщества, позволяя и ребенку и педагогу самоопределяться. Достижению положительных результатов способствует искренняя вера педагогов в индивидуальный успех каждого ребенка, создающая особую атмосферу сотворчества и содружества увлеченных людей.
Таким образом, деятельность социальных партнеров в рамках единого образовательного пространства по инкультурации и социализации детей, развитии их интеллектуальных и творческих способностей реально воплощает цели и задачи современного образования, делая процесс творчества достоянием каждого воспитанника и школьника, а не только детей, отнесенных к категории одаренных.
Творческая культурно-развивающая среда, созданная усилиями образовательных учреждений разного типа, – важная предпосылка для определения предрасположенности юного человека к различным видам деятельности, способствующая выявлению и реализации его способностей и интересов, а также возможности для личностного роста и самореализации на основе приобретенного им собственного опыта общения с мировой, национальной и региональной культурой.
Вывод: в условиях нашего города можно создать социально-педагогические условия, обеспечивающие организованность, управляемость и действенность процессов инкультурации и социализации детей от 3 до 17 лет. Судьба развития каждого ребенка как «человека культуры» должна решаться не отдельными педагогами, а взаимосогласованной, стройной и цельной деятельностью педагогического ансамбля коллективов МДОУ ДСКВ № 40 «Калинка», МОУ Гимназия и МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Нижняя Салда в условиях сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Литература
- Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики: Учебное пособие – Екатеринбург, 2003. – 305 с.
- Канакова Ю.А. «Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора» Дипломная работа, Научный руководитель: канд.пед.наук Казаева Е.А.,Шадринск 2002.
- Сабелева О.В. «Реализация культуротворческого потенциала личности в художественном образовании» автореферат диссертации по культурологи. Кемерово,2008.
Солодухина Т.К. Социальная ответственность и проблемы инкультурации России [Электронный ресурс] // 24.10.2007. Москва. Государственная Дума РФ, круглый стол http://www.smolin.ru/actual/public/2007-10-24.htm