Составитель: Феденева Юлия Сергеевна, преподаватель музыкально – теоретических дисциплин,композиции, высшей категории МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3»
Музыкальное искусство обычно становится знаком той исторической эпохи, к которой принадлежит. Для бурного и противоречивого XX века одним из архивных документов времени стал джаз, получивший беспрецедентное мировое распространение и во многом изменивший художественный образ современности.
Характерно, что джазовая музыка, ставшая уже при своем зарождении олицетворением яркого и непрекращающегося праздника жизни, не осталась в истории лишь модной американской новинкой, звуковой иллюстрацией 1920-х годов, символически названных Ф.С. Фицджеральдом «веком джаза» . История этой музыки – путь длиною чуть более столетия, но открывающий при этом уникальное стилевое многообразие джазового искусства и демонстрирующий активные эволюционные процессы в его языковой области.
Сформированный на почве уникального синтеза европейской и неевропейской культур, джаз расширил лексический словарь музыкального искусства и в значительной мере обогатил традиции инструментального исполнительства. По словам музыковеда И. Берендта он «больше, чем любой другой вид музыки, стал универсальным музыкально-художественным языком в современном мире» .
Эстетическая и языковая уникальность джаза определили активное изучение джазового феномена. Сложившийся в этом опыт зарубежного и отечественного музыкознания – с рассмотрением генезиса, исторической панорамы, специфики лексической системы – демонстрирует многоаспектный исследовательский подход к рассмотрению джазового искусства.
Весомость и значимость положения джаза в музыкально-культурном пространстве современности подтверждается также и фактом усиливающегося с годами интереса к области джазовой музыки со стороны музыкального образования. Одним из первых музыковедов, привнесших изучение джазового материала в содержание традиционных музыкально-теоретических курсов, стал Ю. Н. Холопов. Музыковед писал: «джаз есть вид искусства, знакомство с основами которого необходимо в наше время каждому музыканту» .
Подтверждением нарастающего в последние десятилетия внимания к джазу со стороны музыкального образования может быть факт увеличивающегося объема обучающей литературы по истории и теории джазовой музыки. Содержание таких работ разножанрово и связано в первую очередь с «адресатом» изданий.
Руководства, написанные для начинающих джазменов, помогают в освоении основ импровизации, джазового ритма. Они содержат практические рекомендации, следование которым позволит освоить стилистику джазового языка.
Пособия, адресованные учащимся эстрадно-джазовых специальностей музыкальных ССУЗов и ВУЗов, нацелены на помощь в изучении основ гармонии, импровизации, инструментовки и аранжировки в джазе. Отдельная часть таких работ связана с привнесением джазовой специфики в традиционные курсы сольфеджио и гармонии, что демонстрирует содержательные изменения дисциплин музыкально-теоретического цикла.
Изменения в программах предметов, традиционно ориентированных на изучение академической музыки классико-романтической стилистики, отразили процессы реформирования музыкально-теоретического образования, обозначившиеся в последние десятилетия ХХ века. Уже в 1980-х годах стала остро ощущаться необходимость коренной перестройки содержательного наполнения одного из фундаментальных курсов музыкального образования – сольфеджио. Целью наметившихся перемен явилось стремление к сокращению разрыва между уровнем подготовки музыкантов и требованиями современной музыкальной практики.
В конце ХХ века появились первые теоретические работы, открывшие новый взгляд на перспективу развития сольфеджио. К таковым относится статья Ю.Н. Холопова «Как петь новую музыку ХХ века». В ней отражены зарождающиеся процессы расширения содержательных рамок вузовского курса сольфеджио и обозначены перспективы дисциплины, связанные со слуховым освоением музыки ХХ века. Продолжением прогрессивных идей Ю.Н. Холопова стало появление в 1996 году учебника «Современное сольфеджио» М.В. Карасевой, адресованного студентам ВУЗов .
Содержательные изменения курса сольфеджио в ДМШ обозначились на рубеже ХХ-XXI веков. Актуализируя проблему необходимости перестройки музыкально-теоретического курса. Л.М. Масленкова писала о «закрепощенности слуха учащихся нормами классицизма». М.Г. Людько отмечала: «Музыка ХХ века порождает иной тип восприятия, нежели классическая. Слух анализирует нестандартный материал с непредсказуемым чередованием элементов» .
Новые принципы школьного сольфеджио были сформулированы в программе, разработанной коллективом преподавателей кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусорского . Появление данной работы имело своей целью углубление и обновление системы музыкально-теоретических знаний начального звена музыкального образования. Одной из концептуальных установок программы явилось расширение стилевого спектра изучаемого музыкального материала: от искусства Средневековья до музыки ХХ века, включая некоторые направления современной массовой культуры.
Именно идея «связи времен» стала содержательным стержнем программы, определив ее новаторство. Панорамный охват музыкального искусства, по мнению авторов, должен способствовать совершенствованию курса в соответствии с требованием времени.
Сегодня проблема «осовременивания» сольфеджио в ДМШ является особенно актуальной. Джазовый материал в этой связи оказался живым плодотворным источником обновления. По словам Н.Л. Сродных, «в настоящий момент именно джаз, как самостоятельный, творчески-активный и жизнеспособный вид музыкального искусства, становится необходимым звеном в педагогической модели современной музыкальной культуры» . Привнесение джазовой специфики в сольфеджио может стать дополнительным механизмом, направленным на решение современных задач предмета:
– расширение музыкально-слухового тезауруса учащихся;
– формирование развитого музыкального интеллекта;
– создание объемной и содержательной панорамы эмоционально-слуховых впечатлений и представлений о музыкальном искусстве;
– привитие новых практических навыков и умений.
Ознакомление с литературой по сольфеджио на джазовом материале свидетельствует о том, что значительная часть данных работ адресована обучающимся и преподавателям музыкальных ССУЗов и ВУЗов. При этом можно констатировать факт недостаточной оснащенности учебно-методическими пособиями дисциплины «джазовое сольфеджио», и в то же время отметить отсутствие специальных разработок по введению джазового материала в курс сольфеджио уровня ДМШ и ДШИ.
Данное обстоятельство актуализирует не только теоретическое, но практическое обоснование новых задач, форм и методов обучения сольфеджио в ДМШ и ДШИ, предполагающих значительное расширение слуховых впечатлений, теоретических знаний и практических навыков на основе изучения джазовой музыки.