Составитель: Манойло Карина Юрьевна
МБУ ДО ДШИ №2 г. Валуйки
Специфика создания и постановки детского хореографического номера
Танцы – один из любимых и популярных видов искусства – предоставляет широкие возможности в физическом, эстетическом и этическом воспитания детей. При создании репертуара для детей основными критериями являются содержание танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, присущие русской хореографической школе. Знакомство с элементами классического, народного, историко-бытового ᅟсовременного танца и приобретение в процессе занятий специальных навыков и умений развить у учеников художественный вкус, привнести в них благородство и изящество исполнения, сформировать культуру.
Чтобы освоить танцевальную науку, необходимо выучить азбуку классического танца – это придаст исполнительской культуре, которая немыслима без какого – либо танца. Народный танец является одним из средств национального, просвятительского и патриотического воспитания школьников. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, чувтсво радости бытия, обогащает танцевальный опыт разнообразными ритмами и пластикой.
Особый интерес для детей представляет работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, темы которых близки и понятны детямзаимствованы из окружающей действительности или из сказок окружающего мира. Особое место занимают танцы-игры, танцы с предметами. И чем органичнее танец связан со знакомой детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями.Тематические танцы и хореографические сюиты являются неотъемлемой частью репертуара.
- Народно-сценический танец – требует от постановщика глубокого знания фольклора, преобладающих тем и сюжетов, манеры исполнения, композиционных особенностей.
- Сюжетный танец. Используются сюжетш школьной, дворовой тематики, а также народные сказки и былины.
- Танцы из детских балетных спектаклей и опер – для более подготовленных коллективов.
При постановочной работе очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя.
При постановке работы очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя, 3) старшая.
Физическая нагрузка зависит от развития опорно-двигательного аппарата (например, у младшей группы мягкие кости),интенсивность и продолжительность – от возраста и степени подготовки учащихся (хореографическое училище, детский коллектив во дворце культуры, кружок в школе).
Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их основные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, основанные на простых танцевальных элементах и простых композициях. Большое внимание следует уделить обучению народным танцев, а также танцам на основе на спортивных движениях (танцы с лентами, мячами, обручами,). Также стоит обратить внимание на бальные танцы.
Необходимо пробудить неподдельный интерес к занятиям детей, прилечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, только поставив перед ним четкие долгосрочные цели. Постановочная работа в этом отношении очень продуктивна. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, активно в нее включаются, непринужденно фантазируют, вообщем, работают с огромным увлечением и отдачей.
Чтобы поставить танец для дошколят, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности маленьких артистов.
1Первым шагом к постановке детского танца является обучение детей ритмике (Но мы помним, что предметом ритмики являются музыка и движение!), тем самым развиваем крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве. Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью, речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. Детский танец помогает развивать фантазию ребенка, его способность к импровизации. Музыкально-ритмическое воспитание является важной частью процесса формирования гармоничной личности, делает детей открытыми, общительными.
Ритмика позволит ребенку почувствовать сильную долю, останавливаться во время паузы и понимать, когда оканчивается музыкальный этюд.
Когда ᅟречь ᅟзаходит ᅟо ᅟтанце ᅟв ᅟдетском ᅟсаду, ᅟпервым ᅟделом ᅟвозникает ᅟвопрос, ᅟчто ᅟтанцевать, ᅟесли ᅟу ᅟвас ᅟеще ᅟнет ᅟдостаточного ᅟопыта ᅟв ᅟпостановке, ᅟто ᅟсамым ᅟверным ᅟвариантом ᅟбудет ᅟвзять ᅟописание ᅟтанца ᅟу ᅟопытного ᅟпедагога ᅟи ᅟпо ᅟнему ᅟработать. ᅟВсе- ᅟтаки ᅟздесь ᅟхорошо ᅟсрабатывает ᅟизвестный ᅟзакон: ᅟ«Копируй ᅟмастера, ᅟпока ᅟне ᅟнаучишься!».2
Подбираем ᅟмузыку ᅟи ᅟпросчитываем ᅟеё. ᅟОтмечаем ᅟакценты. ᅟНаиболее ᅟвыигрышно ᅟу ᅟдетей ᅟсмотрятся ᅟтанцы ᅟс ᅟхорошей, ᅟбыстрой ᅟи ᅟзажигательной ᅟмузыкой, ᅟно ᅟи ᅟпод ᅟплавную ᅟмузыку ᅟнадо ᅟучиться ᅟтанцевать, ᅟно, ᅟв ᅟосновном ᅟэто ᅟстарший ᅟдошкольный ᅟвозраст. ᅟМузыку ᅟлучше ᅟподбирать ᅟизвестную.
Прежде ᅟчем ᅟучить ᅟтанец, ᅟдаём ᅟдетям ᅟсамим ᅟподвигаться ᅟпод ᅟэту ᅟмузыку. ᅟПеред ᅟпервой ᅟрепетицией ᅟпроведите ᅟзанятие ᅟв ᅟформе ᅟигры, ᅟна ᅟкотором ᅟпопросите ᅟмаленьких ᅟартистов ᅟрассказать ᅟо ᅟтом, ᅟчто ᅟони ᅟпредставляют ᅟпосле ᅟпрослушивания ᅟмузыки. ᅟТакже ᅟможно ᅟпредложить ᅟдетям ᅟпофантазировать ᅟи ᅟпридумать ᅟритмичные ᅟдвижения. ᅟВ ᅟпервых ᅟ– ᅟэто ᅟразвивает ᅟтворческое ᅟначало, ᅟа ᅟво ᅟвторых ᅟвы ᅟможете ᅟподглядеть ᅟв ᅟэтот ᅟмомент ᅟу ᅟдетей ᅟнесколько ᅟудачных ᅟдвижений ᅟи ᅟвставить ᅟих ᅟв ᅟсвой ᅟномер.
Любое ᅟтанцевальное ᅟпроизведение ᅟнеобходимо ᅟкомпозиционно ᅟвыстроить. ᅟНе ᅟставьте ᅟслишком ᅟдлинный ᅟтанец ᅟ– ᅟэто ᅟне ᅟпод ᅟсилу ᅟдетям ᅟдошкольного ᅟвозраста.
«Мы можем видеть хореографические произведения, которые сделаны «под музыку», т. ᅟе. хореограф равномерно распределяет танцевальный текст под музыкальные фразы и ритм, используя опять же равномерно расположенные паузы, акценты или остановки. На профессиональном сленге балетмейстеры называют такие постановки «решенные квадратно-гнездовым способом» – Фоменко И.М.»
Более интересны хореографические номера, созданные «в ᅟмузыку», т. ᅟе. хореограф через движения и их композицию абсолютно точно передает мелодическую структуру произведения, лексический танцевальный материал опирается на мелодическую линию, каждая хореографическая фраза точно соответсвует музыкальной фразе.
«Важно постановку детского танца, в отличие от взрослого,нужно всегда начинать с начала ᅟ– первого музыкального эпизода. Дети должны иметь четкое представление о том, как движения следуют друг за другом. Определить части в танце.- Пуртова Т.В.»
Условно, ᅟпостановку ᅟтанца ᅟможно ᅟразделить ᅟна ᅟ3 ᅟэтапа: ᅟдвижения, ᅟрисунок, ᅟсвязки.
И ᅟпервое ᅟчто ᅟпрорабатывается ᅟс ᅟдетьми, ᅟэто ᅟдвижения, ᅟно ᅟсразу ᅟсильно ᅟне ᅟзакапывайтесь ᅟна ᅟэтом ᅟэтапе. ᅟВаша ᅟзадача ᅟпознакомить ᅟдетей ᅟс ᅟдвижениями ᅟдля ᅟтого, ᅟчтобы ᅟразучить ᅟтанец ᅟполностью. ᅟКаждое ᅟдвижение ᅟобязательно ᅟдолжно ᅟиметь ᅟсвое ᅟназвание ᅟсловами ᅟи ᅟруками. ᅟНазвание ᅟсловами ᅟвам ᅟпоможет ᅟподсказывать ᅟна ᅟначальном ᅟэтапе ᅟразучивания, ᅟа ᅟназвание ᅟруками ᅟпоможет ᅟподсказать ᅟна ᅟпоследующих ᅟэтапах, ᅟи ᅟдаже ᅟна ᅟпразднике.
По ᅟвремени ᅟисполнения ᅟдвижения ᅟв ᅟтанце ᅟделятся:
– унисон-все ᅟучастники ᅟтанца ᅟисполняют ᅟдвижения ᅟодновременно;
– ᅟканон ᅟ– ᅟодно ᅟи ᅟто ᅟже ᅟдвижение ᅟили ᅟсвязка ᅟисполняются ᅟс ᅟопозданием ᅟна ᅟнекоторое ᅟколичество ᅟтактов;
– ᅟдиалог ᅟ– ᅟисполнители ᅟпо ᅟочереди ᅟисполняют ᅟсвои ᅟдвижения ᅟили ᅟсвязки;
– ᅟконтрапункт ᅟ– ᅟодновременное ᅟисполнение ᅟразной ᅟлексики.
После ᅟзнакомства ᅟс ᅟосновными ᅟдвижениями ᅟтанца, ᅟпереходим ᅟк ᅟразучиванию ᅟрисунка.
Сразу ᅟпоговорим ᅟпро ᅟразметку. ᅟДетям ᅟмладшего ᅟдошкольного ᅟвозраста ᅟлегче ᅟориентироваться ᅟв ᅟпространстве, ᅟесли ᅟна ᅟполу ᅟесть ᅟразметка.
К ᅟрисунку ᅟтанца ᅟприсоединяем ᅟдвижения ᅟи ᅟсвязки, ᅟи ᅟпрогоняем ᅟэтот ᅟчерновой ᅟвариант ᅟмного ᅟраз, ᅟпока ᅟне ᅟувидите, ᅟчто ᅟдети ᅟзнают ᅟчто-за ᅟчем. ᅟОсобое ᅟвнимание ᅟуделяем ᅟпереходам ᅟот ᅟодной ᅟчасти ᅟк ᅟдругой ᅟи ᅟпереходам ᅟмежду ᅟрисунками. ᅟА ᅟдальше ᅟделаете ᅟто ᅟ– ᅟже ᅟсамое ᅟи ᅟпараллельно ᅟработаете ᅟнад ᅟотдельными ᅟкусками, ᅟв ᅟконце ᅟкаждого ᅟзанятия ᅟпрогоняете ᅟтанец ᅟполностью.
Это ᅟте ᅟосновные ᅟмоменты, ᅟна ᅟкоторые ᅟстоит ᅟобратить ᅟвнимание, ᅟесли ᅟвы ᅟсобираетесь ᅟразучивать ᅟтанец ᅟв ᅟдетском ᅟсаду, ᅟно ᅟтак ᅟ– ᅟже ᅟнеобходимо ᅟпомнить, ᅟпри ᅟкажущейся ᅟнам ᅟпростоте ᅟдвижений, ᅟдетям ᅟони ᅟдаются ᅟс ᅟтрудом, ᅟпоскольку ᅟих ᅟмозг ᅟеще ᅟразвивается, ᅟи ᅟтолько ᅟначинает ᅟнакапливать ᅟинформацию.
Важной ᅟчастью ᅟтанцевального ᅟномера ᅟявляется ᅟподбор ᅟкостюмов. ᅟКостюм ᅟдолжен ᅟсоответствовать ᅟтематике ᅟтанца, ᅟбыть ᅟудобным ᅟдля ᅟисполнителя. ᅟВсе ᅟдетали ᅟдетского ᅟкостюма ᅟдолжны ᅟбыть ᅟтщательно ᅟпродуманы, ᅟтак ᅟкак ᅟв ᅟдвижении ᅟможет ᅟчто-то ᅟоторваться ᅟили ᅟрасстегнуться, ᅟчто ᅟможет ᅟпривести ᅟк ᅟнепредвиденным ᅟситуациям. ᅟДетям ᅟнравятся ᅟяркие ᅟкостюмы. ᅟОни ᅟлегче ᅟвходят ᅟв ᅟ«роль» ᅟи ᅟисполнение ᅟтанца ᅟприобретает ᅟзаконченный ᅟвид.
Работать с детьми – значит отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт каждый час,каждый день, из года в год, формируя личность нашего общества – человека развитого всесторонне и гармонично.
Хореографы всегда должны осознавать свой творческий долг, помогать в сложном процессе формирования красивой, всесторонне развитой личности.
Балетмейстер – непростая профессия. Балетмейстер, работающий с детьми, – профессия, вдвойне сложная. Ведь помимо обычных трудностей, которые всегда сопровождают композицию танца, помимо учебных задач, педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих артистов.