Специфика создания и постановки детского хореографического номера

Поделитесь новостью

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Составитель: Манойло Карина Юрьевна
МБУ ДО ДШИ №2 г. Валуйки

Специфика создания и постановки детского хореографического номера

Танцы – один из любимых и популярных видов искусства – предоставляет широкие возможности в физическом, эстетическом и этическом воспитания детей. При создании репертуара для детей основными критериями являются содержание танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, присущие русской хореографической школе. Знакомство с элементами классического, народного, историко-бытового  современного танца и приобретение в процессе занятий специальных навыков и умений развить у учеников художественный вкус, привнести в них благородство и изящество исполнения, сформировать культуру.

Чтобы  освоить танцевальную науку, необходимо выучить азбуку классического танца – это придаст исполнительской культуре, которая немыслима без какого – либо танца. Народный танец является одним из средств национального, просвятительского и патриотического воспитания школьников. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, чувтсво радости бытия, обогащает танцевальный опыт разнообразными ритмами и пластикой.

Особый интерес для детей представляет работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, темы которых близки и понятны детямзаимствованы из окружающей действительности или из сказок окружающего мира. Особое место занимают танцы-игры, танцы с предметами. И чем органичнее танец связан со знакомой детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями.Тематические танцы и хореографические  сюиты являются неотъемлемой частью репертуара.

  1. Народно-сценический танец – требует от постановщика глубокого знания фольклора, преобладающих тем и сюжетов, манеры исполнения, композиционных особенностей.
  2. Сюжетный танец. Используются сюжетш школьной, дворовой тематики, а также народные сказки и былины.
  3. Танцы из детских балетных спектаклей и опер – для более подготовленных коллективов.

При постановочной работе очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя.

При постановке работы очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя, 3) старшая.

Физическая нагрузка зависит от развития опорно-двигательного аппарата (например, у младшей группы мягкие кости),интенсивность и продолжительность – от возраста и степени подготовки учащихся (хореографическое училище, детский коллектив во дворце культуры, кружок в школе).

Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их основные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, основанные на простых танцевальных элементах и простых композициях. Большое внимание следует уделить обучению народным танцев, а также танцам на основе на спортивных движениях (танцы с лентами, мячами, обручами,). Также стоит обратить внимание на бальные танцы.

Необходимо пробудить неподдельный интерес к занятиям детей, прилечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, только поставив перед ним четкие долгосрочные цели. Постановочная работа в этом отношении очень продуктивна. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом,  активно в нее включаются, непринужденно фантазируют, вообщем, работают с огромным увлечением и отдачей.

Чтобы  поставить  танец  для  дошколят,  необходимо  учитывать  возрастные  и  психологические  особенности  маленьких  артистов.

1Первым  шагом  к  постановке  детского  танца  является  обучение детей ритмике (Но мы помним, что предметом ритмики являются музыка и движение!), тем самым развиваем крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве. Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью, речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. Детский танец помогает развивать фантазию ребенка, его способность к импровизации. Музыкально-ритмическое воспитание является важной частью процесса формирования гармоничной личности, делает детей открытыми, общительными.

Ритмика позволит ребенку почувствовать сильную долю, останавливаться во время паузы и понимать, когда оканчивается музыкальный этюд.

Когда речь заходит о танце в детском саду, первым делом возникает вопрос, что танцевать, если у вас еще нет достаточного опыта в постановке, то самым верным вариантом будет взять описание танца у опытного педагога и по нему работать. Все- таки здесь хорошо срабатывает известный закон: «Копируй мастера, пока не научишься!».2

Подбираем музыку и просчитываем её. Отмечаем акценты. Наиболее выигрышно у детей смотрятся танцы с хорошей, быстрой и зажигательной музыкой, но и под плавную музыку надо учиться танцевать, но, в основном это старший дошкольный возраст. Музыку лучше подбирать известную.

Прежде чем учить танец, даём детям самим подвигаться под эту музыку. Перед первой репетицией проведите занятие в форме игры, на котором попросите маленьких артистов рассказать о том, что они представляют после прослушивания музыки. Также можно предложить детям пофантазировать и придумать ритмичные движения. В первых это развивает творческое начало, а во вторых вы можете подглядеть в этот момент у детей несколько удачных движений и вставить их в свой номер.

Любое танцевальное произведение необходимо композиционно выстроить. Не ставьте слишком длинный танец это не под силу детям дошкольного возраста.

«Мы можем видеть хореографические произведения, которые сделаны «под музыку», т. е. хореограф равномерно распределяет танцевальный текст под музыкальные фразы и ритм, используя опять же равномерно расположенные паузы, акценты или остановки. На профессиональном сленге балетмейстеры называют такие постановки «решенные квадратно-гнездовым способом» – Фоменко И.М.»

Более интересны хореографические номера, созданные «в музыку», т. е. хореограф через движения и их композицию абсолютно точно передает мелодическую структуру произведения, лексический танцевальный материал опирается на мелодическую линию, каждая хореографическая фраза точно соответсвует музыкальной фразе.

«Важно постановку детского танца, в отличие от взрослого,нужно  всегда начинать с начала – первого музыкального эпизода. Дети должны иметь четкое представление о том, как движения следуют друг за другом.  Определить части в танце.- Пуртова Т.В.»

Условно, постановку танца можно разделить на 3 этапа: движения, рисунок, связки.

И первое что прорабатывается с детьми, это движения, но сразу сильно не закапывайтесь на этом этапе. Ваша задача познакомить детей с движениями для того, чтобы разучить танец полностью. Каждое движение обязательно должно иметь свое название словами и руками. Название словами вам поможет подсказывать на начальном этапе разучивания, а название руками поможет подсказать на последующих этапах, и даже на празднике.

По времени исполнения движения в танце делятся:

– унисон-все участники танца исполняют движения одновременно;

канон одно и то же движение или связка исполняются с опозданием на некоторое количество тактов;

диалог исполнители по очереди исполняют свои движения или связки;

контрапункт одновременное исполнение разной лексики.

После знакомства с основными движениями танца, переходим к разучиванию рисунка.

Сразу поговорим про разметку. Детям младшего дошкольного возраста легче ориентироваться в пространстве, если на полу есть разметка.

К рисунку танца присоединяем движения и связки, и прогоняем этот черновой вариант много раз, пока не увидите, что дети знают что-за чем. Особое внимание уделяем переходам от одной части к другой и переходам между рисунками. А дальше делаете то же самое и параллельно работаете над отдельными кусками, в конце каждого занятия прогоняете танец полностью.

Это те основные моменты, на которые стоит обратить внимание, если вы собираетесь разучивать танец в детском саду, но так же необходимо помнить, при кажущейся нам простоте движений, детям они даются с трудом, поскольку их мозг еще развивается, и только начинает накапливать информацию.

Важной частью танцевального номера является подбор костюмов. Костюм должен соответствовать тематике танца, быть удобным для исполнителя. Все детали детского костюма должны быть тщательно продуманы, так как в движении может что-то оторваться или расстегнуться, что может привести к непредвиденным ситуациям. Детям нравятся яркие костюмы. Они легче входят в «роль» и исполнение танца приобретает законченный вид.

Работать с детьми – значит отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт каждый час,каждый день, из года в год, формируя личность нашего общества – человека развитого всесторонне и гармонично.

Хореографы всегда должны осознавать свой творческий долг, помогать в сложном процессе формирования красивой, всесторонне развитой личности.

Балетмейстер –  непростая профессия. Балетмейстер, работающий с детьми, – профессия, вдвойне сложная. Ведь помимо обычных трудностей,  которые всегда сопровождают композицию танца, помимо учебных задач, педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих артистов.