header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольника (любовь к малой Родине) через образовательные события и совместную проектную деятельность при взаимодействии родитель – ребёнок – педагог»

12 декабря, 2023
QR Code

ДОКЛАД

Музыкальные руководители: Кармазина Ольга Викторовна

                                                       Сидорук Татьяна Спартаковна

 

«Создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольника (любовь к малой Родине) через образовательные события и совместную проектную деятельность при взаимодействии родитель – ребёнок – педагог».

 

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Наша страна переживает непростой исторический период. Идёт наплыв антирусской пропаганды Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу в первую очередь – это разрушении личности.

Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение,

обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

Российские дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования.

Они призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству, близким, друзьям. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

С введением ФОП ДО требования к дошкольному образованию изменились.

На что нужно обратить внимание!

Новая программа не изменилась в корне. Она дополнилась, стала более насыщеннее!

Чтобы понять, что изменилось, проведём сравнительный анализ содержания образования ФГОС (от рождения и до школы) и ФОП (дошкольное образование).

                                              Сходство и Различие:                                                                                            

ФГОС (от рождения и до школы):

Задачи: Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах был прописан примерный перечень развлечений и праздников для каждой возрастной группы.

Коротко скажем о них:

Вторая младшая группа: праздники – Новый год, 8 марта, 23 февраля, «Осень», «Весна», «Лето».

Средняя группа: Новый год, 8 марта, 23 февраля и «Осень», «Весна», «Лето», праздники, традиционные для группы и детского сада.

Старшая группа:  Новый год, 8 марта, 23 февраля, День Победы,  «Осень», «Весна», «Лето», праздники, традиционные для группы и детского сада.

Подготовительная группа: Новый год, 8 марта, 23 февраля, День Победы,   «Осень», «Весна», «Лето», праздники народного календаря.

ФОП (дошкольное образование):

Задачи: Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Цель ФОП ДО – «разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций».

Сразу же идёт пояснение, что «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».    Если внимательно рассмотреть содержательный раздел Федеральной программы (ФОП), можно увидеть область формирования основ гражданственности, которая входит в направление – социально-коммуникативное развитие (стр. 23).

Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП с возраста 3-4 лет.

                                       Возраст 3-4 года.

Задачи: обогащать представления детей о Малой Родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности. Содержание образовательной деятельности: Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

                                  Возраст 4-5 лет.

Задачи: формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут. Содержание образовательной деятельности: Воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

                                   Возраст 5-6 лет.

Задачи: формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы. Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный отклик и чувство гордости. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Возраст 6-7 лет. Задачи: формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтёрства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к нашей Родине – России.

Педагог знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учётом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.).

Педагог рассказывает, что Россия – самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).

Педагог обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтёрства в России (5 декабря), вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтёрского движения.

Педагог предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтёрские мероприятия в детском саду и в городе (посёлке).

 Расширять представление детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.

Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Международный день родного языка, День добровольца (волонтёра) в России, День Конституции Российской Федерации.

Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, – День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Как мы видим, в каждой возрастной категории список пополняется. Прописаны в основном именно государственные праздники, что соответствует цели ФОП.

В приложении также прописан – Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Он более развёрнутый.

Январь:

27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего “лагеря смерти” Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно).

Февраль:

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);

8 февраля: День российской науки;

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;

21 февраля: Международный день родного языка;

23 февраля: День защитника Отечества.

Март:

8 марта: Международный женский день;

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);

27 марта: Всемирный день театра.

Апрель:

12 апреля: День космонавтики;

Май:

1 мая: Праздник Весны и Труда;

9 мая: День Победы;

19 мая: День детских общественных организаций России;

24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

1 июня: День защиты детей;

6 июня: День русского языка;

12 июня: День России;

22 июня: День памяти и скорби.

Июль:

8 июля: День семьи, любви и верности.

Август:

12 августа: День физкультурника;

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;

27 августа: День российского кино.

Сентябрь:

1 сентября: День знаний;

3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;

8 сентября: Международный день распространения грамотности;

27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.

Октябрь:

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;

4 октября: День защиты животных;

5 октября: День учителя;

Третье воскресенье октября: День отца в России.

Ноябрь:

4 ноября: День народного единства;

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;

Последнее воскресенье ноября: День матери в России;

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

Декабрь:

3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;

8 декабря: Международный день художника;

9 декабря: День Героев Отечества;

12 декабря: День Конституции Российской Федерации;

31 декабря: Новый год.

Надеемся, что наш доклад поможет педагогам, нашим коллегам понять и реализовать в своей работе программу ФОП.

Наша задача, как музыкальных руководителей, построить работу по составлению плана праздников и развлечений.

Мы предлагаем воспитателям тесное сотрудничество в реализации новой программы.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе