Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Современные методы и средства обучения

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Современные методы и средства обучения

 

Халимова Алина Наильевна

Преподаватель МБОУ ДО «ЛДШИ№1»

г. Лянтор

 

  1. Современные методы обучения

Мы все привыкли к традиционным методам обучения, когда учитель говорит, а ученики слушают и повторяют. Но для воспитания нынешнего общества нужны несколько иные способы преподавания — современные. То есть речь пойдёт об активных и интерактивных методах обучения.

Если говорить о традиционной образовательной системе, то в соответствующих ей учреждениях современные методы обучения можно встретить крайне редко, но что касается частных школ, тренинг-центров и других подобных организаций, то в их деятельности новые методики появляются всё чаще. Этим методам приписывают бОльшую эффективность, нежели традиционным методам. Но кроме преимуществ, у них есть и основные недостатки инновационных методов, на которые следует обратить не меньшее внимание. Современные методы обучения, в отличие от традиционных, характеризуются несколько иными признаки, а именно:

  • Современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел. В основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора
  • Технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий базируется на целевых установках, представляющих собой чёткий ожидаемый результат
  • Реализация методов предполагает связанную деятельность педагогов и учащихся, которая имеет договорную основу и в которой учитываются принципы дифференциации и индивидуализации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала. Обязательными составляющими должно быть общение и диалоги
  • Педагогические методы планируются поэтапно, а воплощаются последовательно. Кроме того, они должны быть выполнимы любым педагогом, но гарантировать достижение поставленной цели каждым учащимся
  • Непременной составляющей методов являются процедуры по диагностике, которые содержат в себе необходимые для измерения результатов деятельности учащихся инструменты, показатели и критерии

Современные методы обучения во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием, по причине чего классифицировать их каким-то единым образом довольно сложно. Но это не мешает не только применять их в учебной деятельности, но и не оказывает никакого существенного воздействия на успешность этого применения.

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

Любой метод обучения, который планируется применять в педагогическом процессе, может дать максимальный результат, если будет установлено, что он действительно пригоден к использованию. Установить же это можно только при помощи психологического анализа особенностей и учащихся и той области, в которой они получают знания, навыки и умения.

Произвести оценку эффективности того или иного метода обучения можно также при помощи анализа содержательной части учебных задач и методов, которые предлагаются учащимся, опирающегося на то, соответствуют ли они актуальным проблемам и ситуациям.

Продуктивность педагогического процесса во время освоения учащимися новых знаний и приобретения новых навыков требует от педагогов разработки системы ориентировки в каждой изучаемой дисциплине. Создание оптимального содержания образовательных программ позволяет сформировать у учащихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения, личностного роста и развития, наличия познавательного интереса, мотивации к последующему обучению и освоению каких бы то ни было знаний, навыков, предметов и дисциплин.

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе педагоги должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

В чём особенности современных методов обучения?

Есть несколько принципов современного преподавания:

  • Использование контакта педагога и ученика;
  • Наличие измеримых показателей эффективности обучения;
  • Возможность адаптировать методы под цель обучения;
  • Последовательность введения новых инструментов преподавания;
  • Возможность дифференциации и индивидуализации обучения для разных учеников;
  • Использование новых технологий в обучении.

Как можно модернизировать традиционные форматы?

Лекции с применением информационных технологий

К лекциям, где преподаватель читает учебный материал, а ученики его записывают, все уже привыкли. Более того, такой формат просто не является работающим для студентов, буквально выросших в мультимедиа-пространстве. Для привлечения их внимания в рамках лекций можно использовать презентации, фильмы, электронные учебники, планшеты.

Семинары с применением информационных технологий

От лекций семинары отличаются тем, что позволяют наладить более близкий контакт учеников с преподавателем, выстроить диалог или дискуссию. Поэтому для такого формата обучения педагог также должен обладать важными soft skills — коммуникабельностью, умением слушать, адаптируемостью и прочими надпрофессиональными навыками. Иначе не получится удержать внимание миллениалов и зумеров.

Далее разберём форматы, связанные с практическим применением знаний и вовлечением учеников в реальный (или почти реальный) процесс.

Тренинги

В тренинге есть «ведущий» — тот, кто даёт задания и погружает учеников в процесс. Однако во время проведения тренинга на первый план выходит практическая, а не теоретическая сторона обучения. Так, студенты учатся сразу конкретным процессам, изучают вопрос с разных сторон и наглядно видят своё участие (из-за чего могут сразу сформировать более чёткое мнение о предмете).

Коучинг

Метод немного похож на тренинги, однако деятельность «ведущего» (коуча) обычно направлена на одного конкретного ученика. То есть работа ведётся индивидуально, при этом у одного коуча может быть несколько учеников. Поэтому наставник должен быть значительно опытнее и образованнее своего подопечного.

Case-study (кейс-стади)

Этот метод основывается на разборе конкретных ситуаций (уже случившихся или потенциально возможных) в изучаемой области деятельности. То есть во время применения кейс-стади учащимися рассматривается, изучается, анализируется ситуация, а заданием часто является нахождение способов выхода из проблемной ситуации. Однако ограничение этого метода состоит в том, что его применение возможно лишь при наличии у студентов хотя бы базового уровня знаний в изучаемой области.

Работа по образцу

При использовании этой методики «ведущим» демонстрируется пример поведения в выбранной ситуации, затем ученики это поведение воспроизводят и отрабатывают. Это позволяет ученикам обретать конкретные паттерны поведения в некоторых ситуациях. Однако ограничением этого метода является тот факт, что личность тренера (которая преподносится в качестве идеала) сильно влияет на процесс, что может приводить к не совсем объективному поведению.

Консалтинг

При таком методе обучения ученик обращается к более опытному специалисту адресно, то есть с конкретной проблемой. Например, берёт пару консультаций у преподавателя английского языка, чтобы проработать своё мотивационное письмо на английском для поступления в вуз за границей. Однако этот метод можно применить далеко не в каждой сфере.

  1. Современные средства обучения

Образование в современном мире выглядит совсем не так, как раньше. Сейчас высокие технологии во многом определяют, чему и как мы учимся. В дальнейшем их влияние на образование будет только усиливаться.

Всем университетам необходимо внедрять технические новшества, иначе образование, которое они предлагают, перестанет отвечать вызовам времени и потребностям студентов. Чтобы этого не произошло, необходимо развивать цифровое образование и интегрировать его с традиционным. Во всем мире этому уделяют огромное внимание: планируется, что расходы на цифровизацию образования к 2025 году составят минимум 350 миллиардов долларов. В дальнейшем эта цифра будет только расти. Поговорим подробнее о самых современных средствах обучения на сегодняшний день.

  1. Видеообучение

Более 2,3 миллиарда людей уже используют видео на YouTube, чтобы получить образование. Во многих ситуациях смотреть ролики даже удобнее, чем читать. Кроме того, такая форма обучения часто помогает лучше запомнить материал. Сейчас в интернет можно выходить с разных гаджетов, например, со смартфонов и даже телевизоров. Благодаря этому учиться с помощью видео стало еще комфортнее, и такой вид обучения пользуется все большей популярностью

Вероятно, интересные и интерактивные обучающие ролики будут востребованы и в высшем образовании. Ведь это очень удобно и для студентов, и для преподавателей: стоит только один раз снять ролик, и его сможет посмотреть сколько угодно человек неограниченное число раз. Кроме того, видео решают проблему с логистикой, если студентам, например, нужно ехать в другой город, чтобы прослушать лекцию. В этом случае университет может снять для иногородних студентов серию лекций и организовать онлайн-консультации с преподавателями.

Обучающие видео лучше всего снимать в форматах, которые уже доказали свою эффективность. К ним относятся:

  1. Тематические видео.
  2. Технологические видео с иллюстративным материалом (рисунками и скриншотами).
  3. Прямая съемка занятия.

Создание и публикация таких видео становится все дешевле, появляется недорогой софт для их редактирования. Также есть бесплатные инструменты монтажа, например, loom.com.

Для университетов снимать видео также и выгодно: создание ролика стоит очень дешево, при этом ролик помогает снизить транспортные расходы и повысить качество обучения. Студенты могут пересматривать ролики, возвращаться к лекции в любое время, а значит, лучше усваивать материал. Смотреть видео можно с разных гаджетов, благодаря чему студенты могут учиться в любое время в удобном для них месте. Именно так формируется современная образовательная среда, поэтому университетам однозначно стоит поощрять и студентов, которые используют видео для учебы, и преподавателей, которые их снимают.

  1. Геймификация обучения

Геймификация — это использование игровой механики для построения образовательных процессов, что способствует вовлеченности, лояльности и конкуренции учащихся. Метод геймификации может включать в себя использование баллов, рейтингов лидеров, прямых конкурсов, наклеек или значков. Это также могут быть более существенные материальные или нематериальные поощрения (призы), например, за хорошую успеваемость.

Игры в любой своей форме повышают мотивацию студентов. А мотивированность — это залог успеха в обучении. Сам Альберт Эйнштейн считал, что игры являются наиболее возвышенной и продуктивной формой исследования. По его мнению, игровое изучение дает возможность более глубоко погрузиться в тему и приобрести практический опыт. Вдобавок ко всему, геймификация нацелена на групповое, а не на индивидуальное обучение, что также способствует сплочению коллектива и помогает развивать коммуникативные навыки студентов. Такой подход позволяет значительно повысить скорость и качество усвоения новых знаний, а также удерживать внимание учащихся долгое время. По этой причине геймификация так популярна не только в начальной школе, но и в высших учебных заведениях.

  1. Подкастинг

Обучающие подкасты сегодня — один из самых популярных инструментов современного образования. Свои подкасты создают многие онлайн-платформы и даже такие гиганты, как Apple или Google. Несмотря на бешеную популярность, большинство подкастов сейчас доступны бесплатно.

Как и в случае с видеороликами, подкасты позволяют студенту учиться, когда и где ему удобно. В отличие от обычных лекций, слушать подкасты можно даже без отрыва от рутинных задач, например, во время уборки или по дороге в университет вместо музыки. Студенты могут слушать и записанные аудиолекции своих собственных преподавателей, чтобы лучше разобраться в сложной теме или повторить пройденный материал перед экзаменом.

Что самое главное, университеты могут использовать подкаст не только для учебных целей, но и для развития своего имиджа и бренда. Так многие учебные заведения запускают свои каналы подкастов, чтобы посредством расширения аудитории привлечь на свои образовательные программы больше абитуриентов.

  1. Онлайн-оценки

Система оценок очень важна для университетов — с этим не поспорить. Без оценки знаний студенты не смогут отслеживать свой прогресс, вдобавок сами университеты не смогут проконтролировать, чтобы их образование находилось на должном уровне. Сейчас оценки проставляют чаще всего с помощью ручки и бумаги. Автоматизация же способна существенно упростить этот процесс. Речь идет об онлайн-экзаменах, которые являются еще одним современным методом обучения.

Они позволяют упростить не только процесс оценивания, но и саму процедуру проверки знаний. Онлайн-экзамены могут включать в себя как тесты, так и устные рассказы теории (например, на веб-камеру). А с помощью искусственного интеллекта компьютер может обрабатывать и анализировать их, сравнивая с модельными ответами. Так оцифрованные оценки и баллы за онлайн-экзамены гораздо легче обрабатывать. И позволяет провести целостный анализ успеваемости студентов. В результате преподаватели смогут обратить внимание на темы, которые студентам даются сложнее всего, и уделить им больше времени, чтобы повысить успеваемость.

Для того, чтобы гарантировать безопасность и достоверность результатов онлайн-экзаменов, можно использовать современные технологии защиты данных. Например, блокчейн или удаленный прокторинг. Так с помощью прокторинга можно делать фотографии и видеозаписи студентов, которые сдают экзамен удаленно, чтобы проверить их личность. Также использование подобных технологий позволяет свести жульничество на экзаменах к минимуму.

  1. Самостоятельное обучение

В 2020 году возрос спрос на онлайн-курсы, ведь их неоспоримое преимущество — это возможность изучать материал самостоятельно в оптимальном и корректируемом темпе, с комфортом для каждого отдельного ученика. Если раньше такое самостоятельное обучение вызывало много споров из-за сложности его оценивания, то сейчас эта проблема легко решаема с помощью инструментов онлайн-экзаменов и автоматизированного оценивания.

Уже сейчас многие университеты предлагают студентам записаться на онлайн-курсы. Даже некоторые программы и сертификаты доступны только тем, кто обучается именно онлайн. Скорее всего, в ближайшем будущем университеты будут тратить все больше средств на развитие сферы онлайн-образования: для этого потребуется выстроить целую инфраструктуру, которая ляжет в основу новой современной образовательной среды.

  1. Дополненная реальность (VR)

Virtual Reality (VR) становится все более эффективным инструментом обучения. Эта технология позволяет создать виртуальную копию предмета, как будто он находится в одной комнате со студентом. Например, VR-очки могут смоделировать 3D-модель скелета для студентов-медиков или модель самолета для будущих авиаинженеров. Так намного проще изучить строение многих вещей и их особенности.

Применение технологий дополненной реальности становится все доступнее. При этом их использование очень увлекает студентов, а значит — увеличивает эффективность обучения. Это и делает использование VR-технологий таким выгодным для университетов и современной системы образования в целом. Разработка и появление новых средств обучения в формате 3D — лишь вопрос времени.

  1. Чат-боты

За последний год использование чат-ботов заметно упростилось. Многие онлайн-магазины начали применять их в работе, но и университетам чат-боты будут также полезны.

В первую очередь чат-ботов можно задействовать для ответов на вопросы абитуриентов. Например, о критериях приема в вуз, процедуре получения стипендии, оформлении документов или способах оплаты обучения. Такие чат-боты существенно сэкономят работникам время, а университету — деньги. Их разработка обойдется вузам гораздо дешевле, чем найм специалистов для консультирования абитуриентов по телефону или электронной почте.

Помимо этого, уже сегодня создаются образовательные библиотеки с поддержкой чат-ботов. Их задача — помогать студентам находить и извлекать информацию из сотен различных источников, объединенных в один ресурс. Также чат-боты применимы в онлайн-обучении: они могут играть роль наставника и гида при прохождении образовательного курса. Так, если у студента остаются вопросы по теме урока, он может попросить бота предоставить дополнительные сведения или ответить на определенные вопросы. Это снизит нагрузку на преподавателей и ускорит процесс обучения, ведь чат-боты, в отличие от живых педагогов, доступны круглосуточно и не нуждаются в отдыхе.

Этот график наглядно демонстрирует, насколько использование современных средств обучения упрощает для студентов понимание и запоминание информации. Такая эффективность данных средств обусловлена тем, что большинство из них опираются на визуализацию знаний. А, как известно, “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Чтобы не потерять своих обучающихся, учебные заведения должны внедрять в свою работу современные методы обучения уже сегодня. Особенно важно предоставить учащимся те же преимущества, которые способны предоставить онлайн-платформы: сделать обучение гибким и мобильным, а также обеспечить возможность персонализировать его и корректировать.

 

 

QR Code