header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Современная детская школа искусств: новая точка отсчета перспектив развития

20 июня, 2023
QR Code

Современная детская школа искусств: новая точка отсчета перспектив развития
Осипова М.Б.,
преподаватель, зам. директора по НМР,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда,
Свердловская область
Каждый ребенок способен к успешному и полноценному
художественному развитию, если только наметить наиболее
близкую ему область искусства и наиболее соответствующие
индивидуальным особенностям пути подхода его к этому искусству.
Теплов Б.М.
Современная гуманистическая образовательная парадигма
ориентирована на развитие человека культуры, поэтому особенностями
развития системы российского образования является усиление его
общекультурного содержания, ориентированного на принятие и осознание
детьми культурного опыта многих поколений, на активное отношение к
традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности.
Одной из главных задач российского образования сегодня является
обеспечение современного его качества, рассматривающего образовательную
деятельность сквозь призму развития и становления способной к
самостоятельным созидательным действиям личности школьника,
нацеленного на реализацию своих потенциальных способностей и
возможностей, готового к целенаправленному овладению новыми знаниями
и самосовершенствованию. В решении поставленных задач важная роль
отводится дополнительному образованию как наиболее эффективной форме
развития склонностей, способностей, интересов, социального и
профессионального самоопределения детей и молодежи. При этом
элементы культуры составляют ядро обновленного содержания образования,
развивая у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру
общения, художественную, психологическую, физическую и другие
культуры. В связи с этим в современной педагогике искусства произошли
существенные изменения во взглядах на цели, задачи, содержание, методы и
формы художественного образования и эстетического воспитания.
Современный мир не просто изменился, он стал другим, более
динамичным, требуя от человека мобильности, способности постоянно
учиться и переучиваться, адаптироваться к непрерывным новациям.
Существовавшая ранее парадигма «образование на всю жизнь» сменилась
новой: «образование на протяжении всей жизни», и система образования
(включая дошкольные, школьные, средние и высшие учебные заведения)
утратила свою монополию. Только способность к самообразованию, а не
«багаж знаний» обеспечит человеку возможность собственного саморазвития
в соответствии с изменяющимися социокультурными условиями. Изменение
роли дополнительного образования повлекло активное развитие
инновационных процессов в деятельности детских школ искусств (далее
ДШИ).
П.А. Флоренский, подчеркивая в качестве одной из важнейших
функций образования ее культурно-образовательную направленность, писал:
«…культура – это среда, растящая и питающая личность. Будучи целостной
по своей природе, она создает объективную основу для единства общества и
личности, целостности деятельности человека и духовно-нравственных
позиций общества, как в общечеловеческих, так и в национальных рамках»
[3]. Известный педагог и музыкант Г.Нейгауз также был убежден, что
«таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают таланты» [2, с. 96].
Нововведения стали привычной частью жизни ДШИ, приобретая
системный характер в последние годы, предопределяя поиск новой модели
современного художественного образования в сфере искусств. В целях
обеспечения достижения планируемых результатов подчеркивается значение
системного и комплексного подходов к созданию совокупности психологопедагогических условий, структурной оболочки образовательных технологий
и педагогических моделей, благодаря которым обеспечивается
организационно-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение
образовательной деятельности школьников (Соина И.А.).
Современная дидактика трактует педагогические условия как
совокупность факторов и компонентов образовательной и воспитательной
деятельности, как создание необходимого поля, которое обеспечивает
развитие обучающихся, включая механизмы и факторы формирования
определенных качеств и компетентностей обучающихся.
Обозначим некоторые группы психолого-педагогических условий
организации образовательной практики современной ДШИ, для реализации
которых необходимо наличие творчески работающего педагога, чья
целенаправленная деятельность носит системный характер, продолжительна
во времени и не предусматривает авторитарного навязывания детям мнений
взрослых.
К условиям информационного характера относится опора на
концептуальные положения системно-деятельностного, личностноориентированного, развивающего и индивидуально-дифференцированного
подходов к обучению и воспитанию.
Среди технологических условий необходимо отметить:
— интеграцию различных видов деятельности всех субъектов
образовательного взаимодействия;
— вариативность, диалогичность, контекстность и практическую
ориентированность образования (Селевко Г.К.);
— создание проблемных учебных и воспитательных ситуаций, ситуаций
успеха для каждого ученика.
Личностные условия направлены на раскрытие индивидуальных
особенностей и способностей школьника; на развитие продуктивных
приемов и навыков осуществления действий и различных видов
деятельности; навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; на
формирование системы духовно-нравственных ценностей и адекватной
самооценки. Необходимо также учитывать факторы, оказывающие влияние
на формирование ценностных ориентаций ребенка: социальные ценности
общества, семьи, образовательной организации и ближайшего окружения.
В документах, определяющих государственную политику в сфере
образования на настоящем этапе и в ближайшем будущем, обозначены
задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры,
развития творческих способностей личности и становления «человеческого в
человеке».
В контексте усвоения школьниками культурных форм современного
общества, разделяя понятия социализации и инкультурации, под первым
следует понимать интеграцию индивида в человеческое общество,
приобретение им опыта, который требуется для исполнения определенных
социальных ролей; а под вторым – освоение присущего культуре
миропонимания и поведения, в результате чего формируется когнитивное,
эмоциональное и поведенческое сходство растущего человека с
представителями данной культуры и отличие от представителей других
культур. Анализируя состояние и эффективность процессов инкультурации и
социализации школьников на современном этапе, можно констатировать
многообразие путей и форм вхождения культуры (всех ее составляющих) в
жизнь детей, среди которых особое место занимает детская школа искусств.
В настоящее время процессы художественного образования и
эстетического воспитания школьников не могут ограничиваться просто
передачей традиционных культурных ценностей и знаний от одного
поколения к другому. Воспитание личности ребенка происходит через
моделирование и обретение им собственной системы культурных и духовнонравственных ценностей, через возможности научиться ориентации в
сложном социокультурном пространстве, нередко сопровождающемся
отсутствием взаимосвязи, единой направленности и целостности; на основе
самостоятельного и порой стихийного удовлетворения еще
несформировавшихся личных вкусов.
В этих условиях резко возрастает значимость способности и готовности
каждой личности (независимо от возраста) самостоятельно и компетентно
разбираться в нарастающем потоке информации. Понимая, что «ценности
культуры нельзя передавать как знания, они осваиваются и присваиваются
через механизмы вчувствования, эмпатии, переживания, рефлексии и
творчества» [1, с.123], педагоги ДШИ ориентируют свою деятельность на
изучение и обогащение индивидуального опыта школьников, предоставляя
им возможность выразить свое «Я» в различных видах деятельности.
Далее необходимо подчеркнуть вариативность самого содержания
художественного образования, которая позволяет учитывать социальные и
личностные потребности обучающихся и их родителей (законных
представителей), обеспечивая специфику и своеобразие образовательной
среды конкретной ДШИ, реализацию образовательных подходов и
педагогических технологий в их взаимосвязи и взаимопроникновении.
Вариативность образования становится одним из основополагающих
принципов и направлений развития современной системы образования в
России вследствие осознания государством, обществом, образовательным и
педагогическим сообществом необходимости преодоления
господствовавшей во второй половине XX века унификации и единообразия
образования.
Одновременно с этим вариативность образования – ни что иное, как
результат реализации принципа и политики развития: свойство (способность)
системы образования (от федерального уровня до конкретной
образовательной организации) предоставлять обучающимся достаточно
большое многообразие полноценных, качественно специфичных и
привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр
возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора
такой траектории в сфере одного из искусств.
Рассматривая вариативность не только как основную тенденцию и
яркую характеристику проводимых в современной российской системе
дополнительного образования инновационных изменений, но и
как характерную особенность образовательной политики современной ДШИ,
следует подчеркнуть
— индивидуально ориентированную постановку целей (получение
образования для решения различных жизненно важных проблем конкретного
обучающегося);
— выбор и моделирование индивидуальной образовательной траектории в
контексте нескольких аспектов: при выборе направления/одного из видов
искусств; при изучении отдельных предметов, при проектировании
образовательной деятельности школьника, а также при организации
образовательного процесса в целом – его содержания (относительно разных
уровней сложностей), темпов и времени усвоения и т.д.;
— разнообразие образовательных ресурсов ДШИ для достижения
индивидуальных целей обучения каждого конкретного ученика.
Основные причины актуальности и востребованности вариативности на
современном этапе развития ДШИ объясняются широким спектром
образовательных задач, разнообразием элементов содержания образования и
видов учебного материала, неоднозначностью проявления закономерностей
его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их
стиля познавательной деятельности.
Идея многовариантности моделей получения образования в сфере
искусств и организации образовательной деятельности в ДШИ получает все
большее признание в системе дополнительного художественного
образования.
В условиях вариативности представляется чрезвычайно актуальным и
востребованным создание модели оценки качества художественного
образования в ДШИ, ее экспериментальная апробация и введение в режим
штатного функционирования, поскольку именно на уровне образовательной
организации обеспечивается выполнение социального заказа и
удовлетворение образовательных потребностей личности обучающихся.
Сегодня ДШИ строит свою работу на принципах открытой системы,
активно взаимодействуя с родителями обучающихся и представителями
других социальных институтов воспитания. Здесь надо подчеркнуть, что
опыт сетевого взаимодействия и социального партнерства, когда общее и
дополнительное образование рассматриваются не только как
взаимовлияющие, но и как равноправно взаимодействующие друг с другом
составляющие единого целого, был неоднократно представлен ДШИ
г. Нижняя Салда на уровне города, Горнозаводского управленческого округа
и Свердловской области.
Если ранее сетевое взаимодействие осуществлялось локально, то
сейчас происходит становление особых отношений между участниками,
когда основу взаимодействия составляют не структурные преобразования, а
возникновение многочисленных социальных связей и неформальных
контактов. Таким образом, говоря о перспективе развития сетевого
взаимодействия в рамках муниципального образовательного пространства,
основной акцент переносится на отношенческие и коммуникативные
характеристики, обеспечивающие условия для равноправного,
взаимовыгодного партнерства. Среди других особенностей сети назовем
отсутствие единого центра и жестко централизованной структуры
управления, преобладание структур самоорганизации; неформальный
характер границ и правил поведения участников, т.к. сеть существует до тех
пор, пока она дает каждому участнику больше, чем тот дает ей.
Поскольку первыми и ближайшими социальными партнерами школы
являются другие образовательные организации и родители учащихся, то
создание образовательных сетей с их участием – это именно то средство
выживания, в котором так нуждается большинство школ, и то средство
развития, когда достижение каждой образовательной организацией
собственных целей позволяет ему оказать помощь другим.
Одним из путей активизации творческого потенциала детей стало
выделение в качестве одного из приоритетных направлений деятельности
ДШИ приобщение юных жителей города к миру художественной культуры в
рамках работы Детской филармонии и Детской художественной галереи
(структурных подразделений школы). Культурно-просветительская
деятельность предоставляет школьникам и жителям города возможность
обретения новых знаний и впечатлений, нового личностного опыта в
разнообразных формах общения и взаимодействия с другими людьми,
возможность исполнения новых ролей и участия в новых культурных СОбытиях. Именно в совместном бытии (СО-БЫТИИ) заключается резерв
(потенциал) образовательного взаимодействия педагогов, учении ков и их
родителей (законных представителей).
Особенностью образовательного пространства ДШИ является и работа с
разными видами одаренности детей. По мнению коллектива школы и
внешних экспертов, в ДШИ должны быть сформированы особая творческая
атмосфера и единое пространство совместной деятельности детей, педагогов
и родителей, где каждый субъект образовательного взаимодействия (а
особенно ребенок!) получит возможность стать успешным. Качественное
обновление программно-методического обеспечения учебного плана и
образовательного процесса ДШИ эффективно способствует тому, что мир
художественной культуры в определенный период жизни каждого ребенка
становится необходимой средой для полноценного и гармоничного развития.
Комплекс дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих
программ в разных видах искусств, ежегодно пополняющихся новыми
учебными программами, позволяет удовлетворять самые широкие
образовательные потребности, т.е. практически каждого ребенка.
Участие в конкурсах – также неотъемлемая часть образовательной
деятельности ДШИ, один из способов проявления творческого «Я», одна из
важнейших форм самореализации обучающихся. Конкурс воспитывает
необходимые для современного человека качества – стремление к
достижению цели, настойчивость и целеустремленность, умение собраться и
сосредоточиться. В последние годы значительно увеличилось не только
количество конкурсных соревнований, ориентированных на разный уровень
подготовки школьников, и расширилась их «география», но и многие ДШИ
распахнули свои двери, выступая в качестве организаторов разнообразных
фестивалей и конкурсов.
Все вышеизложенное актуализирует и предопределяет поиск новой
модели образования, основанной именно на реалиях современности.
Улучшение качества образования – требование времени, что предполагает
поиск и использование новых методов (средств) с целью воспитания
творческой личности ученика ДШИ, развития креативного мышления
обучающихся и технологий воздействия на личность, готовую и способную
к саморазвитию и самоопределению. Таким образом, в деятельность
образовательных организаций начали вводиться новые элементы и
целенаправленные изменения в содержании, технологиях обучения и
воспитания, в организации совместной деятельности педагога и
обучающегося, которые обеспечивают переход из одного качественного
состояния в другое. Судьба развития каждого школьника как «человека
культуры» уже сейчас решается не отдельными педагогами, а
взаимосогласованной, стройной и цельной деятельностью педагогического
ансамбля детской школы искусств в составе муниципальной системы
образования, что в самое ближайшее время получит стремительное
развитие.
Список литературы
1. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших
школьников: вопросы теории и практики: учебное пособие – Екатеринбург,
2006. – 305 с.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 6-е
изд. – М.: Классика-XXI, 2010. – 232с.
3. Флоренский А.П. Анализ пространственности и времени в
художественно-изобразительных произведениях. – М.: «Прогресс», 1993. –
324с

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram