Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Соната № 1 f moll op. 1 С.С. Прокофьева и традиции её исполнения

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Соната № 1 f moll op. 1 С.С. Прокофьева и традиции её исполнения

 

А.А. Скалдина

 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени П. П. Чайковского» муниципального образования, г. Ноябрьск

 

 

Аннотация: Сонатная форма является одной из самых сложных в классической музыке. На протяжении истории своего существования соната как тип формы адаптировалась ко всем стилевым музыкальным направлениям и национальным музыкальным школам. Соната № 1 f moll op. 1 С.С. Прокофьева открывает цикл настоящих шедевров композитора и в ней ощущается зависимость от традиций романтизма в целом. Актуальным в связи с этим представляется рассмотрение истории и особенностей сонаты, а также традиции её исполнения и проблемы, с которыми сталкивается исполнитель в процессе работы.

 

Ключевые слова: соната, сонатное творчество, С.С. Прокофьев, соната Прокофьева, Соната № 1 f moll op.

 

Сонатное творчество Сергея Прокофьева – важный этап в истории русской фортепианной музыки. К жанру сонаты композитор обращался в течение сорока лет своей композиторской деятельности (1907–1947). В каждой из сонат он сумел синтезировать накопленный зарубежными классиками и романтиками опыт и привнести нечто новое и уникальное [2].

Первая соната f-moll, op. 1 (1907—1909) посвящена Василию Митрофановичу Моралеву, страстному любителю музыки и другу Сергея Прокофьева. Она не является в полном смысле сонатой; это типичное сонатное аллегро, первая часть «раскассированного», по словам композитора, сонатного цикла. Сам Прокофьев говорил о своей сонате, что «Соната №1 наивная и простенькая, как бы завершала предыдущий период, а новое начиналось с этюдов ор.2», однако, уже в этом произведении мы можем увидеть зарождение характерных стилевых и жанровых черт композитора, проследить его особое «настроение».

Начинается соната очень эмоциональным, приподнятым, бурлящим театральным вступлением, которое погружает слушателя в мир романтических чувств. Призывные, героические фанфары, звучащие в мелодии правой руки, изложенные четырёхзвучными, мощными аккордами, сопровождаются каскадом нисходящих октав, в левой руке [1].

Расположены эти октавы по хроматической гамме от ля-бемоля до си-бекара, таким образом, они создают напряжение звучания в рамках уменьшённого септаккорда. И это необходимо отразить пианисту в своём исполнении. Начало сонаты f-moll звучит в параллельной тональности Аs-dur, следовательно нужно гармонически проанализировать произведение, так как это поможет проникнуть в замысел композитора. Гармонически необходимо слышать как вертикаль, так и горизонталь. Все аккорды должны быть чётко проартикулированы и ясно слышны, особенно верхний голос. Движение аккордов следует устремлять к сильной доле второго такта – интонационной точке. Мелодию правой руки обязательно дослушать (2-3 такты, сильная доля), не превращая на паузах восьмую в шестнадцатую. Во 2-ом такте в левой руке — нисходящее движение ломаных октав по хроматизму, в результате постепенного diminuendo напряжение ослабевает.

В партии правой руки тоже хроматический ход от большой секунды через двойную доминанту в доминанту. С 3-его такта в левой руке появляется движение триолями, оно будет являться в дальнейшем основным и преобладающим видом сопровождения.

В последнем такте вступления в правой руке необходимо услышать скрытую нисходящую мелодическую линию, погружающую исполнителя в долгожданный f-moll. Необходимо в конце вступления сделать ritenuto, оно плавно вводит в главную партию – устремлено-взволнованную, драматическую и трепещущую.

Основная мелодическая мысль проходит в партии правой руки, в аккордовой фактуре. Для того чтобы мелодия была отчётливо слышна, её необходимо проучить отдельно, добиваясь максимального legato пальцами. Очень важно правильно подобрать аппликатуру.

Аккомпанемент в левой руке написан ломаными триолями. Левую руку также необходимо проучить отдельно, добиваясь того, чтобы первый палец, который берётся на слабую долю в каждой короткой триольной интонации, звучал «мягко» и не нарушал цельности мелодического рисунка. Ещё в левой руке в басу из восьмых, взятых на 1-ю и 3-ю доли такта, складывается мелодический ход. В результате перед исполнителем ставятся две задачи:

  1. Техническая — добиться пианистического удобства и ровности звучания, этому может способствовать подбор правильной аппликатуры, позволяющей минимально менять позицию руки. Для её правильного выбора следует собрать триольную группу в аккорд.
  2. Художественная — соединить звучание каждой группы триолей в единую выразительную, хорошо проинтонированную линию. Так как мелодия главной партии звучит на р, левая рука не должна нарушать интонационной опоры правой руки, гибкое и пластичное сопровождение – это её основная задача.

В процессе работы над 1-ой сонатой, в первую очередь, исполнителю необходимо уделить большое внимание пониманию формы и образному развитию произведения. Важная задача — выстроить динамический план, т.е. показать, как общую кульминацию всей сонаты, так и кульминации каждого раздела. Можно сказать, и о том, что здесь присутствуют черты полифоничности, которые необходимо озвучить в интерпретации произведения. Для создания цельного художественного образа, важнейшим средством является педализация. Неуместно пользоваться короткой педалью, т.к. фактура сонаты плотная. Она должна быть очень чистой, чтобы не происходило наслоение гармоний друг на друга. Успешное выполнение всех этих требований в произведении, поможет исполнителю глубже проникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.

Не ощущается в Первой сонате и самобытный прокофьевский пианизм; это произведение еще всецело следует традициям пианизма романтиков. Достаточно посмотреть на подчеркнуто традиционный романтический облик темы главной партии сонаты. Ее устремленно беспокойный характер (так же как и заключительной партии) дает представление о характере и стиле произведения в целом, акцентировании в нем субъективного начала именно в духе флорестановских образов Шумана [3].

Таким образом, соната № 1 f moll op. 1 С.С. Прокофьева безусловно заслуживает внимания как со стороны теоретиков, так и со стороны пинаистов-исполнителей. Соната производит впечатление красотой мелодии, романтической патетикой. Сопоставление беспокойной главной партии и лирически-созерцательной побочной заставляет вспомнить о соотношении «флорестановского» и «эвзебиевского» начал в произведения Р. Шумана. Прокофьев в этой сонате еще не так экспериментирует в области гармонии, однако, в произведении несомненно ощущается пламенный темперамент композитора. Соната №1 открывает дорогу следующим соната Прокофьева, которым суждено было стать подлинными шедеврами.

 

Библиографический список:

  1. Попова, Т. В. Музыкальные жанры и формы [Текст] / Т. В. Попова // Москва: Государственное музыкальное издательство, 1954. ‒ изд. 2-е ‒ 583 с.
  2. Прокофьев, С. С. К 110-летию со дня рождения. Письма, воспоминания, статьи [Текст] / С. С. Прокофьев; ред.-сост. М. П. Рахманова. – 2-е изд. – Москва: Изд-во ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007. — 285 с.
  3. Холопов, Ю. Холопова В. Фортепианные сонаты С. Прокофьева [Текст] / Ю. Холопов. — Москва: «Музыка» 1961. — С. 14-16.
QR Code