header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020
Выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сольный концерт Елизаветы Мироновой «Музыка, эмоции и вдохновение»

3 апреля, 2025
QR Code

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования города Нягани

«Детская школа искусств»

 

 

 

                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Сольный концерт Елизаветы Мироновой

 «Музыка, эмоции и вдохновение»

 

     

 

 

                                         

 

                                          

 

 

 

 

Автор:  Сабанова Виктория  Юрьевна

заведующая отделом фортепиано,

преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нягань,2025г.

 

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Основная часть:

–            цель и задачи сольного концерта;

–             выбор программы сольного концерта;

–             составление программы и афиши концерта;

–      работа над концертной программой, артистизмом;

–              психологическая подготовка к сольному концерту.

  1. Личный опыт работы в подготовке обучающегося к сольному концерту
  2. Заключение
  3. Список литературы
  4. Приложение 1 Программа сольного концерта

Приложение 2 Сценарий сольного концерта

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся Детских школ искусств (далее – ДШИ), предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. Музыкально одаренные дети требуют особого педагогического внимания и мастерства. Перед ними ставят профессиональные задачи, их готовят к участию в фортепианных конкурсах, иначе их способности не раскроются в полной мере. Перспективные ученики обучаются по программе повышенной сложности, участвуют в мастер-классах, творческих школах и готовят сольные программы.

Актуальность данной методической работы обусловлена социальной значимостью работы с одаренными детьми в области музыкального искусства «Фортепиано», их выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности отдела фортепиано образовательного учреждения. Концертная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития юного музыканта. А возможность участия в сольных концертах дает стимул для упорной работы как обучающимся, так и преподавателям. Это значимая ступень в творческом развитии личности ребенка и в профессиональном росте педагога.

В методической разработке представлены программа и сценарий сольного концерта «Музыка, эмоции и вдохновение», которые заинтересуют преподавателей, работающих в сфере дополнительного образования и занимающихся вопросами музыкального воспитания подрастающего поколения. В методической разработке освещаются вопросы комплексного развития творческих способностей обучающейся в процессе подготовки концертной программы и её исполнения на большой сцене. Сольный концерт, который исполнила учащаяся 8 класса Е. Миронова, имеет важное значение для духовного обогащения и культурного просвещения как детской, так и взрослой аудитории. Лекционный материал разнообразен и представляет историческую, духовно-нравственную тематику, а иллюстрации выдержаны в соответствии с тематикой.

Основная часть

 

Сольный концерт является эффективной формой практической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала   начинающего музыканта. Сценическое выступление для обучающегося — это не только творческое вдохновение, но и профессиональный рост, который требует постоянного музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования. Поэтому педагогическая работа в этом направлении требует совершенствования собственных методов и углубленного подхода к изучению способностей юного музыканта, приводящий к техническому и художественному росту.

Сольный концерт обучающегося является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов и предполагает овладение исполнителем необходимым комплексом знаний, умений и практических навыков. Известный педагог-пианист А. Алексеев так говорил: «…выступление – это серьезное дело, за которое он (учащийся) несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение».

Формирование творческих способностей обучающегося уже начинается в процессе подготовки к сольному концерту. Подготовка к сольному концерту состоит из нескольких этапов. Основными этапами подготовки к сольному концерту, включая совместную деятельность педагога и юного пианиста, являются:

– определение цели и задач проведения сольного концерта;

– выбор программы (не менее 8 произведений);

– разработка и составление сценария сольного концерта;

– работа над концертной программой, воспитание артистизма;

– составление программы и изготовление афиши;

– работа над презентацией.

Очень важно воспитать у исполнителя правильное отношение к публичной игре, организовать работу в нужном направлении, выработать в ученике выносливость и творческий подъем.

Цель сольного концерта: выявление актуального образовательного  уровня обучающегося посредством интенсивного развития его творческих способностей и совершенствования исполнительского мастерства.

Задачи:

Образовательные:

– применение полученных знаний и умений обучающимся в практической деятельности;

– обучение навыкам художественного исполнения произведений различного характера и жанра.

Развивающие:

– развитие у обучающегося творческого воображения, исполнительского мышления, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости;

– совершенствование исполнительской техники.

Воспитательные:

– воспитание эстетического вкуса слушателей на образцах классических произведений;

– формирование у обучающегося сценической воли.

В процессе развития исполнительских навыков у обучающегося каждое публичное выступление помогает подытожить достигнутое и наметить дальнейшие перспективы художественно-технического роста.

Миронова Елизавета является учащейся 8 класса МАОУК ДО города Нягани «Детская школа искусств», осваивающей дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано». Елизавета неоднократно становилась лауреатом Региональных, Всероссийских, Международных конкурсов. В 2024 году стала обладательницей Премии Губернатора ХМАО-Югры в области культуры и искусства.

Сольный концерт Елизаветы Мироновой – это итог работы преподавателя и обучающегося, стартовая площадка для успешного участия в конкурсах различного уровня. Конкурсная деятельность Елизаветы является значимым результатом исполнительского мастерства, достигнутого в процессе продуктивной учебной деятельности.

Не каждый обучающийся способен охватить вниманием, последовательно и качественно исполнить 8-10 произведений. Но нацелить на это исполнителя, его помощников-родителей, последовательно привести всех к нужному результату – это большая ответственность и особая задача преподавателя. Педагог должен тщательно продумать и составить программу с учетом объёма и сложности исполняемого материала, учитывая индивидуальные особенности ученика: возраст, технические возможности. Во многом благодаря удачно выбранному репертуару обучающийся исполнит произведения на высоком уровне.

Программа сольного концерта должна быть яркой, разнообразной, включать в себя произведения различных стилей, жанров, эпох. Основная задача в работе над музыкальными произведениями – поиск оптимальных выразительных средств художественного образа. Концертное выступление развивают у обучающегося выдержку, стабильность и свободу  исполнения  на сцене. При составлении программы следует продумать порядок исполнения произведений, чтобы выгодно представить различные жанры, стили и направления. Также нужно учитывать объём и сложность музыкального материала и, конечно, продумать, какими произведениями открывать и завершать концерт. Сложность программы должна быть сбалансирована, продумана по объёму исполняемого музыкального материала. Порядок произведений в программе концерта должен быть логически выстроен. Целесообразно начинать концерт с полифонического произведения спокойного или умеренного темпа эпохи барокко. Затем, используя принцип контраста, включить произведения классиков и романтиков. Этюды и виртуозные произведения, с их эмоциональным и техническим развитием, включать в кульминационные моменты концерта. Программу сольного концерта мы дополнили яркими ансамблевыми произведениями.

Обязательно предусмотреть «музыкальные паузы» – минуты передышки для исполнителя, заполненные интересным лекционным материалом ведущего.

Очень важно подготовить красочную афишу сольного концерта. На афише указать фамилию и имя обучающегося, а также его преподавателя, число, месяц, время и место проведения сольного концерта, имена композиторов, чьи произведения будет исполнять юный музыкант.

В работе над концертной программой проводилась детальная работа над формообразованием произведений, определялись оптимальные средства их воплощения, в частности – аппликатура, ритм, особенности фактуры, артикуляция и штрихи, динамическая палитра, а при необходимости – исполнительская редакция. С Е. Мироновой беседовали о характерных особенностях творческого почерка каждого из композиторов сольной программы. Глубокий анализ произведений дает исполнителю осознанно донести до слушательской публики эмоциональное «проживание» своего исполнения. Так как в каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность.

Известный педагог Е.Ф. Гнесина говорила: «Все, что делает исполнитель на сцене, должно быть убедительным, он должен верить в свой замысел, быть глубоко убежденным в своих намерениях – только тогда ему поверит публика, только тогда она вместе с ним станет переживать, волноваться и радоваться».

Важная составляющая в исполнении сольной программы является артистическая игра. Артистизм включает в себе умение передавать слушателям свое эмоциональное состояние с помощью средств музыкальной выразительности (мелодии, гармонической основы, тембральности), иными словами, самый широкий диапазон настроений. Преподаватель должен научить обучающегося передавать аудитории эмоциональное содержание каждого исполняемого произведения, а также свои чувства и переживания. Подлинный артист захватывает публику своим профессиональным исполнительством, содержанием музыкального произведения.

Исполнительская готовность обучающегося к сольному концерту складывается из нескольких факторов: это техническая, исполнительская и психологическая подготовка к выступлению. Вся работа, которая была проведена над музыкальными произведениями проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности обучающегося, и его психологическую устойчивость. Для формирования устойчивого психологического состояния во время выступления ценным является желание исполнителя донести до слушателей своё представление о музыкально-художественном образе каждого произведения своей программы. На сцене исполнитель испытывает сильнейшее волнение, непосредственно связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно-исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления своих  страхов  и соотнесения  себя с  артистом, несущим слушателям красоту искусства. Но волнение является обязательным компонентом публичного выступления. Именно оно повышает эмоциональный тонус исполнения, дает необычный творческий подъем и раскрывает индивидуальность юного музыканта. Главное, чтобы волнение было только творческим и не наносило вред исполнению. Грамотная подготовка перед концертом, которая включает проигрывание программы в том же порядке перед воображаемой публикой создает устойчивый барьер стрессовым ситуациям. Большую пользу приносят видеозаписи репетиций в концертном зале с последующем просмотром и прослушиванием программы.

После проведения концерта необходимо обсудить итог выступления. В ходе обсуждения выяснить, была ли достигнута цель сценического выступления, какие впечатления получил от исполнительского мастерства.

 

            

              

 

Личный опыт работы в подготовке обучающегося к концерту

 

Я хочу поделиться своим опытом подготовки Елизаветы Мироновой к сольному концерту «Музыка, эмоции и вдохновение».

Е. Миронова за все года обучения проявила себя как одаренная, целеустремленная и перспективная ученица. Высокая работоспособность и отличные музыкальные способности дают ей возможность участвовать в многочисленных конкурсах различного уровня, быть участником Окружной творческой школы «Новые имена Югры», на которой она прошла стажировку у преподавателей ведущих ВУЗов страны. В 2023 году Е. Мироновой, как творчески одаренной обучающейся школы искусств была вручена «Премия Губернатора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в области культуры и искусства»

Для Елизаветы это уже третий сольный концерт. Насыщенная конкурсная и концертная работа Е. Мироновой позволила накопить необходимый репертуар для сольного концерта «Музыка, эмоции и вдохновение». Основу сольного концерта составили произведения различных жанров, стилей и направлений. Прозвучали произведения зарубежных композиторов эпохи барокко, классицизма и романтизма: И.С. Баха, В. Моцарта, А. Лешгорна, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона. Более того, мы решили дополнить программу произведениями, исполненные в различных составах (камерный дуэт, дуэт учитель-ученик). Чувствовался творческий настрой обучающейся на сольное выступление. Елизавета продемонстрировала сценическую выдержку, увлеченность процессом исполнения художественного содержания программы и понимания стилистических особенностей каждого произведения.

В ходе концерта музыковед В.А. Радионова познакомила слушателей с интересными сведениями о композиторах и исполняемых произведениях, используя мультимедийное оборудование для показа презентации. Кроме того, ведущая рассказала о творческих достижениях Елизаветы: выступлениях на концертах, мастер-классах, победах на конкурсах различного уровня. Такой творческий обзор Елизаветы дает ясное представление о её исполнительском уровне развития.

В процессе подготовки к сольному концерту я как преподаватель учла все аспекты взаимодействия и сотрудничества в триаде: учащейся, педагог, родители. На многих этапах подготовки к концертному мероприятию были активно вовлечены родители обучающейся, например, они подготовили пригласительные билеты и занимались их распространением среди одноклассников, близких и знакомых. Совместная творческая деятельность не только объединяет, но и вдохновляет обучающегося на яркое исполнение. Такое взаимодействие с родителями доставляет эстетическое наслаждение и способствует развитию творческих отношений в семье.

Целевой аудиторией сольного концерта стали:

– преподаватели и обучающиеся отдела фортепиано ДШИ;

– родители обучающихся класса фортепиано В.Ю. Сабановой;

– учащиеся класса общеобразовательного учреждения, в котором учится Е. Миронова.

Для слушателей общеобразовательной школы присутствие на концерте станет наглядной демонстрацией того, что их одноклассница достигла значительных результатов, обучаясь в учреждении дополнительного образования, что в итоге способствует росту престижности детской школы искусств в культурно- образовательном пространстве города.

Сольный концерт стал важным событием в творческой жизни Елизаветы, послужил мотивацией к дальнейшему ее развитию.  Елизавета приняла решение связать свою жизнь с музыкой.

Выступление Елизаветы прошло на одном дыхании, слушатели получили прекрасную возможность прикоснуться к величайшим образцам классической музыки.

 

 

 

 

Заключение

 

Обучение одаренных и талантливых детей одна из самых актуальных тем в современной педагогике. Важным направлением в деятельности учреждения дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одаренных детей, воспитание творческой личности и получение обучающимся основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является развитие творческих способностей каждого обучающегося и их актуализация через концертно-исполнительскую деятельность. Поэтому сольный концерт – это значимая ступень в творческом развитии обучающегося и в профессиональном росте преподавателя. Подготовка и проведение тематического концерта с одной стороны несет познавательную функцию (расширяет кругозор детей, формирует художественный вкус), с другой стороны – стимулирует процесс обучения.

Следовательно, сольный концерт – это сложный процесс, требующей не только заинтересованности обучающегося, но и увлечённости самого педагога, что является важной предпосылкой для формирования творческих способностей юного музыканта. Это прежде всего творческое вдохновение, профессиональный рост обучающегося, а также итог накопленного исполнительского репертуара и опыт концертных выступлений. А именно: комплекс природных музыкально-исполнительских данных, технический потенциал, приобретенные навыки и устойчивость психики. Поэтому педагогическая работа – это неустанное творчество, совершенствование собственных методов, вдумчивый подход к изучению способностей обучающегося, приводящее его к техническому и художественному росту.

В заключении хотелось бы отметить, что сольный концерт – уникален, так как каждый исполнитель совместно с преподавателем подготавливает свою концертную программу. И каждое описание сольного концерта имеет большую методическую значимость, так как помогает педагогическому сообществу узнавать особенности работы с музыкально-одаренными детьми в сфере дополнительного образования.

 

                                              Литература

 

  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
  2. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя. Вопросы психологии – 1975  [1 – с.68-79]
  3. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2: Сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко. – М., 1980.
  4. Гофман Й.К. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 2007.
  5. Коган Г.М. Работа пианиста. – М., 2004.
  6. Мильштейн Я.И. Уникальный ансамбль. Вопросы теории и истории исполнительства. – М., 1983.
  7. Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. – М., 1998.
  8. Музыкальная энциклопедия / Сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. – СПб., 1996.
  9. Капустин Ю.В. «Музыкант-исполнитель и публика». Исслед.– Л.: Музыка 1985г.,с.160.
  10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  11. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога  – М., 2003.

Музыка 1981.

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: 2003.
  2. Федорович Е. Н. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург, 2004.
  3. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. – М., 1999.
  4. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. – М., 1988.
  5. Савшинский К.С. «Работа пианиста над музыкальным произведением». М. –Л.: Музыка, 1064, 183 с.

Приложение 1

 

 

Приложение 2

                                         Сценарий сольного концерта

Добрый день, уважаемые слушатели. Мы рады вас приветствовать на сольном концерте юной пианистки, лауреата Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов исполнительского мастерства Елизаветы Мироновой. Лиза развивает свой талант и обучается мастерству фортепианной игры в классе педагога Сабановой Виктории Юрьевны.  И творческих высот она достигла также благодаря педагогическому мастерству, профессионализму и труду своей наставницы. Теперь внимание на экран: https://rutube.ru/video/1fcf75c06f9b7179eead77ff90f26d55/?r=wd

Программу откроет образец старинной музыки, произведение И.С. Баха «Прелюдия и фуга» Си мажор, 1 том из цикла «ХТК». 24 пьесы этого цикла не только подтверждают совершенство настройки инструмента и равноправия всех тональностей, по замыслу композитора это своего рода музыкальные исповеди, обращения к всевышнему. Обе пьесы малого цикла «Прелюдия и фуга» созданы на один мотив. Эта мелодия близка к молитве, исполняемой прихожанами протестантской церкви на пасху. Образ пьес связан с Воскресением Господнем, отсюда особое настроение торжественности, просветленности, внутренней радости и надежды.

Христос Воскрес! В любви лучах исчезнет скорби мрачный холод,

Пусть радость царствует в сердцах и тех, кто стар, и тех, кто молод!

Заветом благостных Небес звучит нам песня  Воскресенья,-

Христос Воскрес! Христос Воскрес!      (Владимир Ладыженский (1859-1932)

Иоганн Себастьян Бах «Прелюдия и фуга» Си мажор, исполняет Елизавета Миронова.

 

Концертную программу продолжит музыка гения венского классицизма Вольфганга Амадея Моцарта. Сонатная форма для Моцарта – это своего рода театральная постановка, звуки фортепиано создают герои персонажи со своими особенными характерами. Главный герой – активный, решительный, деятельный, а его спутник – мягкий, лиричный, уступчивый. В ходе музыкального произведения герои взаимодействуют друг с другом, спорят, меняются и в итоге приходят к примирению, согласию.

– В.А. Моцарт Соната До мажор, исполняет Елизавета Миронова.

 

Польского композитора Фредирика Шопена называют певцом фортепиано. Практически всё его наследие посвящено этому инструменту. Будучи в изгнании, далеко от родины он тяжело переживал разлуку, тосковал по родному краю. И даже самые безмятежные произведения Шопена наполнены грустью, интонациями национальной польской музыки, с её сложными острыми ритмами, с её непривычными для европейского слуха колоритными интонациями. Ноктюрн в переводе французского означает «ночная песня» – ночной пейзаж, полный искренних и сильных переживаний.

Фридерик Шопен соч. 72 «Ноктюрн» № 1 ми минор, исполняет Елизавета Миронова. https://rutube.ru/video/74db725d2e79bf4cc15264656adf5836/

 

Этюд в искусстве – это набросок, зарисовка либо упражнение. Композиторы романтики превращают этюды в самостоятельные концертные произведения. Теперь этюд – виртуозная пьеса, в образном содержании это передача движений, порывы ветра, бурные чувства или неудержимое движение мысли. Для выражения скорости, стремительности, полета фантазии от исполнителя требуется серьезный уровень владения инструментом, что и развивается в процессе работы над этюдом.

Альберт Лешгорн соч.66 Этюд № 32 Ми бемоль мажор, исполняет Елизавета Миронова.https://rutube.ru/video/01d62d26efeea1d4a365f3bae384ca81/?r=wd

 

Второй этюд принадлежит композитору, одно произведение которого точно знает абсолютно каждый человек, даже если он далек от музыки. На весь мир Феликс Мендельсон   прославился своим свадебным маршем, музыкой обязательного исполнения на свадебной церемонии. А для нас прозвучит виртуозная пьеса композитора.

 

– Феликс Мендельсон Этюд фа минор, исполняет Елизавета Миронова.

https://rutube.ru/video/d98951d14d1c1d777764599551943c82/?r=wd

 

Продолжит программу произведения для флейты, где фортепиано будет участником ансамбля. В данном случае его роль важна для создания полной атмосферы и гармонии с главным солирующим голосом – флейты. Джон Фильд – русский и ирландский композитор, кумир и учитель Ф. Шопена, чей ноктюрн мы уже имели удовольствие услышать. Именно ноктюрны Дж. Фильда стали первоисточниками вдохновения для польского композитора.

«Пишет вечер музыку для ночи, Чуть касаясь клавишей души

И ложатся строки на листочек, Искренностью нот заворожив

Месяц в небе звезды рассыпает, Бархатом окутав облака

И душа   как бабочка порхает, Слышив голоса издалека.»

Феликс Мендельсон   Ноктюрн До мажор, исполняет О.В. Башкова (флейта), Елизавета Миронова (фортепиано)

https://rutube.ru/video/e1b4fb98fd984a2d18ec17345b4b34ca/?r=wd

 

«Однообразный и безумный, Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный; Чета мелькает за четой.»

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин», глава V)

Знаменитые строки А.С. Пушкина посвящены лирическому центру балла, самому поэтичному и волнующему из танцев. Даже название этого танца связано с призывом кружиться. Вальс с перевода означает «кружиться, выкручивать ногами в танце»

 

В. Попп ор.261 Грациозный вальс, исполняет Волкова Нелли (флейта, класс пр. Башкова О.В.), Миронова Елизавета (фортепиано)

https://rutube.ru/video/592445d7efa69a8960b6f43f2a04da99/?r=wd

 

В завершении концертной программы творческий дуэт «Учитель и Ученик».

Многие года Виктория Юрьевна Сабанова делилась со своей воспитанницей секретами мастерства. Это долгий и непростой путь – от извлечения первых звуков с обязательным чувством инструмента, постановки исполнительского слуха, воспитание культуры звука, развитие техники беглости пальцев и до сценической подачи музыкального произведения. Теперь они вместе на одной сцене.

Э. Григ соч.38 «Канон», исполняет фортепианный дуэт Миронова Елизавета и Виктория Сабанова.

https://rutube.ru/video/2b362d776f24169cc6bc4bdb59b8c62e/

 

На сцену с поздравительным словом приглашаются директор МАОУК ДО г. Нягани «Детская школа искусств» Саяфарова Светлана Павловна и заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Курочкина Светлана Юрьевна.

Был отмечен высокий профессиональный уровень подготовки сольного концерта. Прозвучали слова благодарности и пожелания юной исполнительнице творческого вдохновения, развития   таланта, достижения высоких пианистических результатов.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе