header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020
Выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сложности развития музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано

26 октября, 2025
QR Code

Автор: Кузнецова Мария Юрьевна, преподаватель по классу фортепиано, ГБУДО Республики Марий Эл “Детская школа искусств г. Волжска”

Доклад :”Сложности развития музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано”

Развитие музыкальной памяти — одна из ключевых и самых сложных задач для пианиста. Сложности носят комплексный характер и затрагивают моторную, слуховую, зрительную и аналитическую память, классификация которых изложена в трудах  Г.Г. Нейгауза и С.И.Савшинского.

Основные сложности развития музыкальной памяти в процессе игры на фортепиано, разобранные по категориям.

  1. Моторная (мышечная) память

Это самый ненадежный, но при этом самый интуитивный вид памяти для многих пианистов. Г.Г. Нейгауз подчеркивал опасность опираться на одну лишь моторную память. Считал, что надо учить произведение сначала головой, потом руками.

  • Сложность: Привыкание к “автопилоту”. Руки запоминают последовательность движений без активного участия сознания.

Риски:
· Сбой по цепочке: Одна маленькая ошибка может привести к полному “обрыву” памяти, так как следующее движение было жестко завязано на предыдущее. Исполнитель не может “пропустить” такт и продолжить дальше.
· Неустойчивость к стрессу: На сцене, из-за волнения, моторная память часто подводит. Руки дрожат, мышечный тонус меняется, и привычная “дорожка” сбивается.
· Отсутствие гибкости: Если пианист хочет внести изменения в трактовку (например, сыграть чуть громче или тише в определенном месте), моторная память может сопротивляться, так как она заучена в одном варианте.

  1. Слуховая память

Память на “звуковой образ” произведения.

  • Сложность: Требует развитого внутреннего слуха. Недостаточно просто узнавать музыку, нужно уметь мысленно ее воспроизводить.

Проблемы:
· Пассивность: Многие ученики запоминают общее звучание, но не могут мысленно “пропеть” каждый голос в отдельности (часто возникает при изучении полифонического произведения).
· Зависимость от гармонии: Слуховая память часто схватывает общую гармоническую последовательность, но “плывет” в модуляциях или хроматических ходах, где привычные слуховые ориентиры теряются.

  1. Зрительная память

Память на нотный текст и расположение рук на клавиатуре.

  • Сложность: Двойственность объекта запоминания.

Нюансы:
· Память на нотный текст: Визуальное запоминание страниц, расположения нот, знаков альтерации. Опасность здесь в том, что при сбое пианист не может “заглянуть в воображаемые ноты” и найти место, где он находится.
· Память на клавиатуру: Запоминание движений рук в пространстве. Полезно для скачков, но ненадежно, так как не дает понимания музыкальной структуры.

  1. Аналитическая (структурная) память

Самый надежный и профессиональный вид памяти. Это понимание того, как произведение устроено.

  • Сложность: Требует глубоких знаний теории музыки и значительных интеллектуальных усилий.
    ·Что именно сложно:
    · Анализ формы: Осознание структуры произведения (например, сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза). Без этого произведение распадается на несвязанные фрагменты.
    · Гармонический анализ: Понимание последовательности аккордов, каденций, тональных планов. Зная, что после доминантсептаккорда следует тоническое трезвучие, пианист никогда не “потеряется” в конце предложения.
    · Мотивный анализ: Запоминание и отслеживание развития небольших мелодических ячеек (мотивов).

Анализ формы и гармонии как основа логической памяти — центральная идея у Г.Г.Нейгауза и в современных методических пособиях.

  1. Синтез разных видов памяти и психологические аспекты

Главная сложность — не просто развить каждый вид памяти, а научиться ими пользоваться в комплексе.

  • Проблема координации: В идеале, все виды памяти должны работать вместе, как страховочные тросы. Если рвется один (например, моторный), его подхватывают другие (аналитический и слуховой). Достичь этого синтеза очень трудно.
    · Психологический барьер (“Сцена”): Память, прекрасно работающая в классе, часто отказывает на сцене. Волнение, адреналин сужают восприятие и нарушают автоматизированные процессы.
    · Эффект “заигранности”: При долгом разучивании произведение может “приесться”, и пальцы начинают играть сами по себе, а сознание отключается. Это прямой путь к сбою.

 

Как преодолевать эти сложности? Краткие рекомендации:

  1. Учить произведение медленно и осознанно. Без этого не построить ни надежную моторную, ни аналитическую память.
    Анализировать! Разобрать произведение на части: форма, гармония, мелодия. Подписать каденции в нотах.
    3. Петь голоса. Особенно в полифонии. Пропевать каждый голос отдельно, потом мысленно представлять их вместе.
    4. Играть с места. Не начинать всегда с начала. Научится начинать с любой секции, с любого такта. Это ломает моторную “цепочку” и включает аналитическую память. Метод “игры с места” — ключевая рекомендация практически многих авторов как способ разрушить моторный стереотип.
    5. Играть мысленно, без инструмента. Представлять ноты, звучание, движения пальцев. Это мощнейший инструмент для укрепления всех видов памяти. Мысленное повторение (игра без инструмента) — активно пропагандировалось В.Гизекингом и С.И.Савшинским.
    6. Регулярно проверять себя. Записать исполнение на диктофон или сыграть перед кем-то до выступления. Это имитирует стресс и показывает “слабые места”.

Вывод: Основная сложность развития музыкальной памяти у пианиста заключается в необходимости выйти за рамки удобной, но ненадежной моторной памяти и построить сложную, многоуровневую систему запоминания, где слух, анализ, зрение и моторика страхуют и дополняют друг друга. Это требует не только времени, но и целенаправленной, осознанной работы.

 

Список литературы:

  • 1. Генрих Густавович Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.Москва «Музыка», 1987 г.
  • 2. Самарий Ильич Савшинский “Пианист и его работа”.Санкт-Петербург,.2020 г.
    3. Вальтер Гизекинг и Карл Леймер – «Современная фортепианная игра по Леймеру – Гизекингу». Москва «Классика» – XXI, 2009 Г.
  • 4. Учебник по методике обучения игре на фортепиано.
    (под ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой). Москва, ГИЦ ВЛАДОС, 2001 г.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе