header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сложности работы над двухголосием в младшем хоре на начальном этапе обучения

22 февраля, 2023
QR Code

 

Методическая разработка

Тема:

Сложности работы над двухголосием в младшем хоре

на начальном этапе обучения

Составитель:

Преподаватель

высшей квалификационной категории

МБУДО «МШ» п.г.т. Седкыркещ

Артеева Ирина Анатольевна

  1. Введение

За многие годы работы с хоровым коллективом младшего школьного возраста был выявлен ряд многочисленных и разнообразных проблем в обучении детей перехода с одноголосного пения в двухголосное.

– отсутствие унисона;

– слабая координация слуха и голоса;

– неразвитое чувство ритма;

– неразвитый артикуляционный аппарат;

– неразвитый голосовой аппарат;

– плохая дикция;

– малоэмоциональность;

– застенчивость и комплексы.

Современные сельские дети лишены возможности посещения музыкального театра, они не слушают классическую хоровую музыку и не имеют элементарного слухового представления об академической манере пения.

Все проблемы в том, что мы стали терять традицию домашнего музицирования, забывать народные песни, попевки, на которых воспитывалось не одно поколение. Матери перестали петь перед сном своим детям колыбельные.

У большинства детей изобилие различных гаджетов, которые «забивают» все свободное время играми и развлечениями. Телевидение и интернет транслируют пение современных певцов, которые навязывают «плохой вкус» нашим детям. А ведь ребенок не в состоянии, в силу полного отсутствия опыта и знаний, отличить «плохую» музыку от «хорошей».

Все это приводит к огромным пробелам в вокально-хоровом развитии у детей.

Хормейстеру приходится изначально работать над унисоном[1] и только после усвоения этого навыка приступать к развитию навыка пение «двухголосие». Данная работа поможет облегчить труд хормейстера, ответить на некоторые вопросы в работе с младшим хором над формированием «двухголосного пения».

  1. Работа над «унисоном»

Как уже было сказано, работу над двухголосием в младшем хоре необходимо начинать после усвоения детьми унисона, так как формирование «чистого унисона» – это основа развития «гармонического слуха»[2].

Юные хористы не слышат разницы между высокими и низкими звуками и не могут их правильно воспроизвести (из-за недостаточной координации слуха и голоса).  Существует ряд манипуляций, который поможет развить этот навык:

  • Упражнения на выработку унисона необходимо сопровождать движением руки, чтобы дети видели, куда движется мелодия. Это могут быть восходящие, нисходящие, скачкообразные мелодии, мелодии «на одном месте»:
  • «Имитация» – один из приемов, который поможет (с помощью воображения) ориентироваться в музыкальном пространстве: «Самолет» –

Детям предлагается представить самолет, который сначала летит по земле (то есть на одном звуке), затем «поднять» самолет с помощью глиссандо, «задержаться на небе» и спустить обратно. Упражнение исполняется параллельно с движением руки, которая поднимается вверх, «пролетает» небольшой отрезок и спускается вниз.

«Трактор»

Детям предлагается «поднять» большой, тяжелый трактор в гору, а затем спусться с нее. Упражнение сопровождается рукой.

«Горизон». Педагог предлагает детям закрыть глаза, увидеть линию горизонта (море, поле) и «рисовать его линию звуком. Упражнение поется на одном звуке на закрытый рот и сопровождается рукой, которая тянет линию горизонта.

  • На начальном этапе обучения, когда дети только начинают овладевать определенными вокально-хоровыми навыками, необходимо подбирать произведения, которые соответствуют их возможностям, уровню развития и способностям. Произведения должны быть понятными и простыми:

Иллюстрации взяты с сайта: «Креативное сольфеджио» [3]

И так далее.

  • После того, как произведение хорошо выучено наизусть и дети с удовольствием его исполняют, можно использовать игру «На передавание». Это веселая и полезная игра, которая помогает не только развивать унисон и чувство ритма, но и развивать понятие «коллектив», «хор», создает дружескую, положительную атмосферу на уроке. Дети встают в круг и исполняют выученное произведение, передавая друг другу слоги. После, можно использовать эту же игру, но уже «На выбывание».
  1. Работа над «двухголосием».

Двухголосным пением можно начинать заниматься с учащимися даже с семи лет, но разделение голосов по вокальным данным на хоровые партии преждевременно, так как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра. В младшем школьном возрасте ведущую роль при разделении на первые и вторые голоса играют музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). В возрасте десяти-одиннадцати лет проводится прослушивание детей и постепенно на протяжении полугодия хоровые партии могут переформировываться. Чем прочнее вокальные навыки у детей, тем устойчивее они при переходе к двухголосному пению.

Главная задача преподавателя – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание. Важно, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие ученики: с сильными, яркими – и тихими голосами. Серьёзная ошибка педагога – определять детей с хорошим развитым слухом в альты, а «гудошников» – в сопрано. В результате гармонический слух детей, поющих верхний голос, плохо развивается – и в итоге двухголосие не получается: сопрано фальшивят и сбивают альтов.

Обучение детей младшего школьного возраста двухголосному пению происходит поэтапно.

  • Первый этап – пение остинато или органного пункта (выдержанного тона) в одном из голосов. При выборе упражнений надо ориентироваться в первую очередь на двухголосие с широкими интервалами, потому что они наиболее «слышимые» у детей с различным слуховым опытом. Например, детская песенка «Дон-дон», мелодия которой состоит из двух нот, хорошо может сочетаться со вторым голосом, расположенным на квинту ниже:

Произведения же должны иметь простую, легко запоминающуюся в интонационном плане мелодию. Приведу несколько примеров:

Для более успешного развития гармонического слуха, без которого не освоить двухголосия, рекомендуется каждой хоровой партии учить оба голоса, чтобы уметь исполнять их попеременно. При этом целесообразно (в начале работы над двухголосием), чтобы педагог исполнял партию второго голоса тогда, когда хор поет основную мелодию. И наоборот, хор поет второй голос, а педагог основной.

  • На следующем этапе работы над двухголосием предлагается добавлять упражнения и выбирать произведения, в которых голоса движутся в разном направлении. В этом случае учащиеся лучше будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они будут «сбиваться» на другой голос. Для примера приведу названия нескольких двухголосных произведений разнонаправленного голосоведения:
  • Третьим этапом работы над освоением навыка пения на два голоса является обучение двухголосию в прямом и параллельном движении. При этом в исполняемых упражнениях и произведениях необходимо избегать постоянного пения голосов в терцию, поскольку это самое трудное для восприятия детьми на начальном этапе обучения. Эпизодически терция в двухголосии неизбежна, но надо все же стараться выбирать те произведения, в которых терцового соотношения голосов будет немного, например:
  • Следующий этап работы – это включение в учебный процесс и репертуар хора сочинений, в которых встречаются различные приемы голосоведений в рамках одного произведения. Это самый интересный, насыщенный и трудный период в освоении навыка пения двухголосия. В этих произведениях могут встречаться такие приемы голосоведения, как перекрещивание голосов, постепенное их включение, более сложные виды полифонии, включая каноны. Это своего рода вершина в освоении вокально-хоровых навыков в детском хоре. К их числу (а это не только обработки народных песен, но и оригинальные, авторские произведения), следует отнести следующие сочинения:

Канон. Каноны бывают мимические, речевые и мелодические.

Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определённых движений мышц лица. Это то, что любят делать все дети: строить смешные рожицы. К мимике можно присоединить звуки, жесты, движения головой:

Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определённо организованном ритме. Очень полезно исполнять речевые каноны учащимися для развития чувства ритма. Хорошо подходят русские народные прибаутки, считалки, потешки.

Мелодический канон. Для начала дети выучивают мелодию и текст и исполняют как одноголосную песенку, а затем все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого.  Уместно разучивать «Тише, мыши», «Весна», «Прыгалка-считалка».

Пение канонов возможно лишь тогда, когда все певцы могут чисто повторить мелодию. Одновременно с этим не следует забывать о развитии чувства ритма, в том числе ритмического двухголосия. Эта работа должна происходить единовременно с развитием навыка пения на два голоса.

  1. Вывод

При работе с современным детским хоровым коллективом можно пользоваться большим разнообразием методических разработок различных авторов. Но хормейстер всегда должен помнить о том, что основными критериями при выборе упражнений и произведений для детей должны быть доступность, интересность, простота! Доступными сочинения должны быть потому, что у каждого возраста имеется свой потолок восприятия информации. Учащийся должен понимать и принимать тот материал, который ему предлагается. Интересными – потому, что учащиеся должны откликаться на сюжет, о котором рассказывается в той или иной песне или упражнении. Простота – это доходчивость материала: как мелодического, так и литературного. Поэтому не стоит браться за более сложный репертуар, чем тот, который осилят дети.

  1. Используемая литература и источники
  2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка, [1990–]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/228/%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%9D (дата обращения: 06.02.2019).
  3. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987 г.
  4. Курина Г. Начальное двухголосие в младшем хоре / учебное пособие. – С.-Пб.: Композитор, 2006 год.

[1] УНИСОН

Итальянское слово «unisono» означает однозвучный и произошло от латинских unis — один и sonus — звук. Так называют слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. При унисонном звучании между составляющими его голосами возникает интервал прима.

[2] Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.

[3] https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi0r-Wk06fgAhWCFSwKHTNGBYAQjRx6BAgBEAU&url=http%3A%2F%2Frudnik92.blogspot.com%2F2016%2F12%2Fblog-post.html&psig=AOvVaw0SXuTVDXzkDN9r_d0r9I5c&ust=1549560894831916

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram