header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Симптомы страха публичных выступлений скрипача и их устранение

3 февраля, 2023
QR Code

Куликова Любовь Анатольевна

МБУ ДО «ДШИ №3» г.о.Сызрань

преподаватель

                                  

«Симптомы страха публичных выступлений

скрипача и их   устранение»

 

Что такое страх? Страх относится к базовым эмоциям, т.е. является    врожденным эмоциональным процессом. Причинами страха считают       реальную или воображаемую опасность. Можно сказать с уверенностью, что никто не может играть перед аудиторией так же, как оставшись наедине в своих четырех стенах. Будь то аудитория из трех человек или из трех десятков человек. Играет ученик либо намного лучше, либо хуже  – чаще конечно хуже. Многие выдающиеся музыканты перед выходом на сцену испытывали сильный страх. У скрипачей тревога имеет тенденцию создавать технологические проблемы: подрагивающая правая рука во время медленного движения смычка, неточные смены в верхних позициях ,хватание грифа левой рукой при игре быстрых пассажей, медленная вибрация, интонация. И это лишь наибольшая часть постоянно присутствующих сложностей.

Публичное выступление скрипача-это решающий момент в творческой жизни, итог длительной работы (как зрелого так и начинающего).Здесь все взаимосвязано: творческое воображение, предслышание, технические навыки, память ,сосредоточенность и общая культура. Ученик уже в период обучения в школе должен привыкать к тому, что выступление-это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, родителями и  самим собой.

Выход на сцену- праздник, лучшие минуты его жизни. Поведение на сцене, самочувствие во время игры проявляются у всех по-разному. Даже у одаренных детей на этом этапе происходят срывы, наносящие  серьезные психические травмы, что служит причиной отказа их от выступлений.

Физические аспекты страха

1.Боязнь уронить скрипку                                                                                    2.Боязнь появление дрожи в правой руке                                                      3.Боязнь фальшивой игры                                                                                   4.Боязнь высоких позиций

 

Умственные аспекты страха                                                                                             

1.Боязнь играть недостаточно громко                                                                   2.Боязнь играть недостаточно быстро                                                              3.Боязнь забыть текст  (как сказал знаменитый скрипач  Дмитрий Коган «Сама по себе память ни при чем.  Музыканты волнуются от того,  что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются»).

 

Перед нами встает важная задача – как же приручить этот страх? Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. К публичным выступлениям надо готовиться планомерно и последовательно. На занятиях в классе скрипки этому отводится немало времени. Сначала ребенок играет один на один с преподавателем. Он ощущает поддержку, уверенность и этот метод игры помогает интонационно подстраиваться к ведущей скрипке. На уроках ансамбля детям дается возможность исполнить  свою партию как соло, дуэтом ,а так же всем ансамблем. Здесь ученик должен чувствовать поддержку от остального коллектива, уметь исполнить партию перед небольшим количеством слушателей.                                                                                                                       

                     Этапы достижения сценической  готовности

—  играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте.
—  репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью.
—  на сцене стоять не сутулясь
—  не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности.
—  выходя на сцену — сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие.
—  важно выбрать удобное местонахождение на сцене, встать ближе к концертмейстеру.
—  важно освещение – затемненная сцена раздражает, так же, как и бьющий в глаза свет.
—  необходимо удобство в одежде
—  вести себя необходимо естественно.
—  держать инструмент на уровне, не опускать.
—  не разглядывать публику в зале.
—  выходить на сцену не торопясь.

Самый короткий и самый острый этап  волнения ученика это, когда наступает время выхода на сцену. Эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти скрипача. Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть. Для этого желательно прорепетировать с учеником выход на сцену, на которой будет проходить концерт, послушать акустику, привыкнуть к звучанию скрипки в этом зале.

Еще один этап – начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которые вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность наиболее уязвимые стороны для учащегося и начинающего музыканта.

Очень большое значение имеет послеконцертное состояние, К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем, переживание продолжается ещё довольно долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание – «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!». Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным  переживаниям.

Очень много зависит от родителей. Путь на сцену долгий и сложный. Многие родители даже не подозревают, сколько испытаний их ждет. Организация домашних заданий, концерты, конкурсы, и при этом надо успевать получать хорошее образование в школе. Не каждый родитель с этим может справляться успешно. Особую роль играет отношение родителей к так называемым «поражениям» ребенка. Неудачные выступления очень часто становятся настоящим испытанием для родителей. Они меняются в лице, очень сильно расстраиваются и ребенок сразу после выступления получает огромную порцию негативных эмоций. А ведь именно оценка родителей для маленького музыканта является самой важной оценкой проделанной работы.

Приобретение уверенности на сцене – это длительная работа ученика и педагога. Часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Ученик не может играть лучше, чем он может.  Он должен помнить о том, что на сцене надо забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Показать наилучшую игру, на что он способен.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Баланчивадзе Л. В. «Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения» Психологический журнал.1998 №1 с.126-135
  2. Григорьев В. Ю. «Исполнитель и эстрада». Москва-Магнитогорск, 1998г.
  3. Капустин Ю.В. «Музыкант-исполнитель и публика» Исслед.-Л.Музыка,
  4. Коган Г.М. «О психологии творческой работы». Избранные статьи, Выпуск 3, Москва, «Советский композитор», 1985 г.
  5. Коган Г.М. «У врат мастерства». Москва, 1969г.
  6. Ойстрах Д.В. «Воспоминание» Статьи. Музыка. Москва, 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram