Творческий вечер, посвященный 170-летию Д. Н. Мамина-Сибиряка «Творец земли Уральской»
11.11.2022
Здравствуйте, дорогие зрители!
Сегодня наша встреча посвящена жизни и творчеству Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Мы отдаем дань памяти и уважения человеку, с трагической судьбой, в полном смысле этого слова, писателю-прозаику, нашему земляку, «певцу Урала». 2022 год посвящен 170-летию со дня рождения Мамина-Сибиряка.
Писателем, жившим жизнью народа, неразрывно связанным с ним, Мамин-Сибиряк вошел в русскую литературу рубежа XIX-XX веков. Он одним из первых раскрыл в своих произведениях тему жизни рабочего класса, жизни и быта народа, красоту природы и, конечно же, детский мир — в сказках и рассказах. И мы попытались некоторые темы из творчества писателя соотнести с музыкальным миром. И вот что у нас получилось…
Открывает концерт неторопливая, широкая, певучая, напевная мелодия скрипки в содружестве с фортепиано, рисующая образ русской природы, быта, традиций народа и передающая всю гамму настроений и эмоций.
А. Комаровский «Русская песня» — исполняет Салич Мария, преподаватель Дубинина Татьяна Васильевна, концертмейстер Терентьева Марина Александровна
В самом сердце наших уральских гор, между Европой и Азией, далеко видны избушки заводского поселка Висим Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок в глубине Уральских гор был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь железоделательный завод. Именно здесь в 1852 году и родился будущий писатель, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, родители которого преподавали в местной церковноприходской школе. В воспоминаниях писателя о родителях никогда не было ни горечи, ни упрека. Мамин-Сибиряк чтил и уважал своего отца, который для него был и учителем, и мудрым советчиком, и помощником, и бесценным другом. Между отцом и сыном всегда были доверительные отношения. К матери Дмитрий Наркисович всегда относился с почтением и благоговением. Писатель помнил её сидящей в свободное время за рукоделием или за чтением книг. Она многие произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова до глубокой старости знала наизусть. Еще тогда, в “детских мечтах” Дмитрий Наркисович видел себя литератором. А не Анна ли Семеновна, мама писателя, была тому виной? Как это было давно…
А. Гречанинов «В разлуке» — исполняет Николаева Полина, преподаватель Терентьева Марина Александровна
Мамин-Сибиряк находил источник творческой энергии в привычных с детства и оттого так любимых уральских лесах, в задушевных беседах у костра. Дмитрий Наркисович вспоминал: «Кругом темь, хоть глаз выколи, мертвая тишина, ночной холодок ползет снизу и заставляет вздрагивать, а ты сидишь как зачарованный, уставившись в огонь, и как-то ни о чем не думаешь, а просто чувствуешь себя безотчетно хорошо. На душе делается так легко, точно перенесся совсем в другой мир, разом стряхнув с себя все злобы и треволнения, которые овладевают в обыкновенное время».
Пейзажные зарисовки Мамина-Сибиряка отличаются детальной прорисовкой всех нюансов, вплоть до игры светотени, а также и обращением к истории создания этих уральских пейзажей, сотворенных природой. Используя при описании природы обычный прием олицетворения, Мамин-Сибиряк создает еще и своего рода психологические портреты: река Чусовая обладает «капризным» нравом и способна превратиться в «бешеного зверя», когтями рвущего землю; «лесная молодежь» — молодые ели и березки — «лукаво шепталась между собой. Дмитрий Наркисович — мастер утренних пейзажей, замечает, как «дрожит и переливается» воздух, утро у него – символ свежести и бодрости. Давайте послушаем музыкальное произведение
Р. Глиэра «Утро», исполняет Судакова Ирина, преподаватель Терентьева Марина Александровна
Вот ещё одна зарисовка из мира природы
Музыка Р. Шумана, русский текст Я. Родионова «Совёнок» из сборника «Чудесный рог мальчика» – исполняет Кабакова Валерия, преподаватель Воронова Маргарита Александровна, концертмейстер Пичугина Марина Юриевна.
Их встреча была случайной, роман – ярким, а финал – трагичным. Однако даже если бы Дмитрий Наркисович знал какой будет финал, но всё равно бы не отказался от большого чувства. В 1890 году в Екатеринбурге произошла встреча писателя с актрисой Марией Морицевной Абрамовой, которая изменила всю его дальнейшую жизнь. Мамин-Сибиряк влюбился как мальчишка. Причём его покорило не столько её красота, сколько богатый внутренний мир, её образованность и начитанность. Позднее Дмитрий Наркисович признается: «Месяцы, проведенные с Марией Морицевной, были самым счастливым периодом в моей жизни». Давайте послушаем и попробуем увидеть это счастье в музыке.
«В мире есть красавица одна» обработка Э. Шентирмай, слова народные, перевод А. Ефременкова – исполняет Попов Александр, преподаватель Воронова Маргарита Александровна, концертмейстер Пичугина Марина Юриевна
В начале вечера я уже сказала, что Дмитрий Наркисович написал много сказок и рассказов для детей. К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян». Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Так, например, младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки», где весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки.
Музыка В. Калинникова, слова народные «Козёл» из цикла «Десять детских пьес» — исполняет Баранова Валерия, преподаватель Ванчикова Светлана Михайловна, концертмейстер Сухоросова Татьяна Леонидовна
А сейчас представьте себе как ребятишки, играют во дворе в салочки, или в игру кто дольше простоит на одной ноге и здесь же рядом гуляют гуси, куры, петухи и другая животинка… «Петушиная полька» обработка Г. Подельского – исполняет Павлов Лев, преподаватель Осипова Марина Борисовна
Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.
Предлагаем вашему вниманию Шуточную РНП «Как под горкой» обработка А. Сударикова – исполняет Туров Артём, преподаватель Осипова Марина Борисовна
Читателям известны и детские рассказы Мамина-Сибиряка, которые воспитывают у детей чувство доброты и милосердия, гуманное отношение к природе. Эти произведения внушают веру в силу красоты окружающего мира, вызывают чувство восторга от гармонии в природе. Добрые книжки писателя словно говорят: «Давайте жить вместе!»
Вслушайтесь в его слова: «Если бы я был богат, то я посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье – писать для детей и чувствовать напряжённое внимание тысяч детских головок, которые будут ловить каждое слово и одаривать автора своими чистыми детскими улыбками».
А мы продолжаем с вами наблюдение за изображением детского мира средствами музыки.
«Игра» на музыку Р. Глиэра «Листок из альбома» — исполняют учащиеся отделения хореографического искусства Нурметова Снежана и Пукемова Ксения, преподаватель Курочкина Елена Сергеевна
Музыка А. Аренского, слова А. МАйкова «Спи, дитя моё, усни» – исполняет Шкредова Софья, преподаватель Воронова Маргарита Александровна, концертмейстер Пичугина Марина Юриевна
«Игра в камешки» Ф. Шуберта «Музыкальный момент» — исполняют учащиеся отделения хореографического искусства, преподаватель Гуреева Наталья Юрьевна
Мамин-Сибиряк открыл Урал читателям России и завоевал их симпатии, публикуя короткие рассказы об уральской жизни. В своих произведениях он продолжал лучшие реалистические традиции передовой литературы.
Он стремился раскрыть читателям, как тесно связаны судьбы людей, их душевные качества, их нравственные понятия с социальным развитием страны, старался помочь понять, что мешает людям быть счастливыми. В его произведениях читатели встречаются с полными внутренних сил, душевно щедрыми, жаждущими простора и воли людьми.
Несмотря на всё это, восприятие творчества Дмитрия Наркисовича в писательском мире, в мире критики было окрашено трагичной нотой. Странной и своенравной была судьба многих писателей в прошлом. Одних с первых же шагов в литературной деятельности сопровождали успехи, других преследовало равнодушие или враждебное замалчивание. Как говорил сам Мамин-Сибиряк: «Меня не долюбили… Мое время еще не пришло, меня поймут и оценят только в будущем…» Слова эти не были проявлением нескромности: Мамин-Сибиряк никогда не добивался ни славы, ни почестей. Мысль о том, что его время придет, рождалась из твердой уверенности: труд его нужен России, нужен тем простым людям, с думой о которых писались его рассказы и романы. Созвучное настроение только что сказанных слов мы услышим в задушевной, завораживающей мелодии Антона Рубинштейна «Каприс» — исполняет дуэт в составе Коновалова Лина и преподаватель Дубинина Татьяна Васильевна, концертмейстер Пичугина Марина Юриевна.
В экспозиции музея Мамина-Сибиряка в Висиме во второй комнате – гостиной стоят стол со стульями, шкаф с посудой, часы, иконы. На столе стоит раритет – медный самовар, который купил ещё отец писателя, Наркис Матвеевич Мамин, самовар как символ единения, гостеприимства и домашнего уюта.
«Самовар» — исполняют учащиеся отделения хореографического искусства, преподаватель Курочкина Елена Сергеевна
Заключение: Дмитрий Наркисович создал монументальные художественные произведения об историческом прошлом, о становлении и развитии горнозаводской промышленности Урала, а затем и об упадке ее во второй половине девятнадцатого века. Уральские романы, повести и рассказы Мамина-Сибиряка – это художественная история Урала. В нашей литературе нет другого писателя, которого можно было бы поставить рядом с ним по широте, всесторонности и правдивости показа уральской жизни.
И в подтверждении моих слов звучит виртуозное произведение, которое ставит восклицательный знак, выполняющий интонационно-экспрессивную функцию для выражения изумления, волнения.
Самуил Майкапар ор.8 «Токкатина» — исполняет Кормина Елизавета, преподаватель Терентьева Марина Александровна
Благодарим вас за внимание! До новых встреч!