«Слушая сердцем».
Сценарий тематического концерта, посвященного творчеству
В.А. Гаврилина.
Автор: Жаданова Галина Валерьевна
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
в области культуры Белоярского района
«Детская школа искусств г.Белоярский»
Пояснительная записка.
Волею судьбы двадцать лет назад из города-миллионника я переехала жить в маленький таежный поселок с населением 1,5 тысячи человек. Оставила любимую работу, поступление в аспирантуре, насыщенную культурную жизнь, театры, филармонические концерты и прочие радости «большой земли». Теперь моя «культурная жизнь» состояла из двадцати учеников-пианистов самого разного возраста и уровня подготовки, учащихся крошечной школы искусств.
Дети радовали своей увлеченность музыкой, эмоциональной открытостью. Но общая музыкальная культура, музыкальный кругозор моих воспитанников был очень мал. Никаких профессиональных культурных, концертных учреждений на ближайшие сотни километров не было. Пришлось брать музыкально-просветительскую работу в свои руки. Подготовка и проведение тематических концертов, музыкальных гостиных с участием моих юных пианистов стало основой этой работы.
За эти годы было подготовлено и проведено множество мероприятий. Среди них концерты, посвященные творчеству композиторов: «С Днем рождения, Амадеус!» (к 255-лети. В-А Моцарта), «Певец любви, певец печали» (творчество П.И. Чайковского), «Северный волшебник» (Э.Григ), «В каждой мимолетности вижу я миры…» (творчество С.С. Прокофьева), «Бах и его время»; концерты, посвященные эпохам, стилям, направлениям, жанрам: «Странный век» (эпоха барокко), «Серебряного века силуэт», «Я помню вальса звук чудесный», «Музыка Рождества» (Рождественские традиции России и Европы), «Музыкальная пушкиниана» (Пушкин в творчестве русских композиторов), «Романтика романса» (история развития романса в России); концерты-маскарады: «Зоологический концерт» (образы флоры и фауны в музыке), «Поет зима, аукает…» (зимние образы в искусстве), «Уж театр полон…» (к Году театра в России); семейные концерты: «Наша музыкальная семья», «Семейный альбом»; «Вместе дружная семья» (музыкальное творчество народов России); и другие просветительские мероприятия.
На конкурс мне захотелось представить сценарий тематического концерта, который мне особенно дорог. Он посвящен композитору, чье творчество я люблю с самого детства, с первых моих шагов в музыке – Валерию Александровичу Гаврилину. В 2024 году ему исполнилось бы 85 лет. Непростительно рано ушел из жизнь этот певец родной земли, тонкий художник, беззаветно влюбленный в простого русского человека, в русскую песню, русскую литературу. Гаврилин для меня – пример служения Родине, бережного сохранения ее культурного наследия, пример трепетного отношения к женщине, учителю. Обо всем этом мне захотелось рассказать своим воспитанникам.
Подготовка к мероприятию была долгой. Тщательно выбирался репертуар, который смогут освоить дети, круг тем и образов творчества Валерия Александровича, понятный ребятам. Мне удалось связаться с вдовой композитора – Натальей Евгеньевной Гаврилиной, рассказать о своей любви к музыке композитора, о предстоящем концерте класса. Через знакомых Наталья Евгеньевна передала нам ноты и буклеты мероприятий, проходивших в Санкт-Петербурге и посвященных юбилею композитора. Эти издания стали реликвией нашего класса.
Цель: Знакомство с творчеством композитора В.А. Гаврилина.
Целевая аудитория: учащиеся школы искусств, их родители, любители музыки.
Форма мероприятия: тематический концерт.
Оборудование: два фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, дорогие друзья!
Слайд -1
Рады приветствовать вас на традиционном декабрьском музыкальном вечере. Сегодняшний концерт мы назвали «Слушая сердцем». С таким заголовком в газете «Вечерний Ленинград» от 7 апреля 1984 года вышло интервью с замечательным человеком, художником в высшем понимании этого слова, прекрасным российским композитором – Валерием Александровичем Гаврилиным. На вопрос журналистки о том, чем взволнованно сердце композитора, Гаврилин ответил: «Я постоянно ощущаю свой долг перед слушателями. Глубоко верю в их художественную интуицию, в то, что каждое произведение искусства, оценивается ими по достоинству. Музыка должна нести положительный нравственный заряд и, отвечая самым высоким художественным критериям, быть вместе с тем доступной…, должна находить своего слушателя сегодня, сейчас…»
Слайд -2
Со времени этого интервью прошло 40 лет, 25 лет назад ушел из жизни Валерий Александрович, но его сочинения продолжают радовать и преданных поклонников, и молодых слушателей. Благодаря своей искренности и правдивости его музыка находит мгновенный отклик в людских сердцах.
Слайд-3
Дорогие друзья, нам очень хочется, чтобы и в нашей маленькой школе зазвучали эти прекрасные произведения. Пусть сегодняшний концерт будет данью почтения самобытному русскому композитору Валерию Гаврилину.
Родился Гаврилин 17 августа 1939 года в Вологде в семье учителей. Папа руководил районным отделом народного образования, а мама работала директором детского дома в городе Кадникове, что в 40 километрах от Вологды. Слайд-4
Собственно, там и жила семья Гаврилиных. Детским садом для маленького Валеры, как и для миллионов его сверстников стала война: «”Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта”, – скажет он позже, уже взрослым. Ему было 2 года, когда и в их семью пришла похоронка – в августе сорок первого под Ленинградом погиб отец. Войну пережили сложно, голодали, трудились на износ, но желание жить было сильнее. А в 50-м году новая беда постучала в дом, по вологодской земле прошла волна арестов – по доносу была арестована мама – Клавдия Михайловна. У Гаврилиных отобрали все – дом, хозяйство и даже детскую одежду.
Слайд-5
11-летнего Валеру в вологодский детский дом крестная привезла босым, несчастным, растерянным. Мальчик не представлял жизни в городе, его родным домом была деревня. До конца жизни село оставалось темой его разговоров, Валерий Александрович мог без конца вспоминать свое деревенское детство.
Слайд – 6
В детском доме было непросто… Зато там был хор и оркестр народных инструментов, а также рояль! В 1951 году Валера поступает в музыкальную школу в фортепианный класс к молоденькой учительнице Татьяне Дмитриевне Томашевской, только что окончившей музыкальное училище.
Слайд -7
Из воспоминаний Томашевской: «Однажды заметила кругленькое личико, умные глазки, мальчик выделялся тем, что пел самозабвенно, пытался выразить то, о чем пел. Дети есть дети: кто зевал, кто еще что-то, он – нет! Сказала нашему директору Ивану Павловичу Смирнову, мол, какой замечательный мальчик. С этого дня, пожалуй, мы с Валериком не расставались. Он меня спрашивал, может ли он учиться музыке. Ему очень хотелось стать музыкантом».
Мальчик занимался с упоением. Рояль в детском доме был только один, а воспитанников, посещающих музыкальную школу много, был установлен лимит -1 час за роялем в день на человека. Это было настоящей катастрофой для Валеры, и он нашел выход, начал заниматься по ночам. Тайком пробирался в зал, припирал дверь стулом и играл. Томашевская открыла мальчику добрый и прекрасный мир музыки. В 1953 когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась.
Слайд – 8
Вскоре из Ленинграда пришел вызов, и четырнадцатилетний подросток уехал поступать в музыкальную школу при консерватории. Его взяли в класс кларнета, а через несколько лет перевели на композиторское отделение.
Слайд – 9
Учился Валерий жадно, взахлеб. Вместе со своими сверстниками, такими же одержимыми, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Старался слушать музыку, где только возможно.
В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г., в класс композиции О. Евлахова.
Слайд -10
Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешел на музыковедческий факультет и серьезно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства. Это была напряженная работа не только слуха, но – сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разоренных войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества – соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, “низкими” жанрами фольклора (частушками, страданиями, наигрышами), в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты.
Слайд -11
Его дипломной работой стал вокальный цикл «Русская тетрадь».
Георгий Васильевич Свиридов вспоминал: «Когда исполнялась дипломная работа – «Русская тетрадь» – замечательное произведение, Шостакович сидел в ложе. Проходя мимо, я увидел, что у него текут слезы… Плакал… Сказал, что это будет большой музыкант, прекрасный композитор. Мы вправе ждать от него еще более масштабных произведений».
В конце 1965 г., в дни декады ленинградского музыкального искусства в Москве «Русская тетрадь» произвела настоящий фурор! Все восторгались молодым никому неизвестным талантом. В 1967 г. Гаврилин был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.
Так начался путь в искусстве Валерия Гаврилина.
Слайд -12
За «Русской тетрадью» последовали новые вокальные циклы: «Военные письма» «Вечерок», две «Немецкие тетради», Симфония – действо «Перезвоны»; балеты: «Анюта», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова»; музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам; песни; камерные сочинения…
Подробнее об особенностях творчества композитора мы бы хотели рассказать на примере произведений, подготовленных нашими учениками.
1.«Птичка летала», так называется трогательная песенка из кинофильма «Провинциальный бенефис». Слова песни написаны по мотивам стихотворения Жуковского:
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
«Птичка летала», исполняет хор учащихся младших классов.
Слайд -13
Что услышал композитор.
«Что услышал композитор», так назывался цикл передач детской редакции ленинградского радио, одну из которых в 1969 году провел Валерий Александрович. В ее основу легли крошечные пьесы-зарисовки для фортепиано, в которых композитор запечатлел свои детские музыкальные воспоминания. В нашем концерте прозвучат три фрагмента этой программы с авторскими комментариями.
Слайд-14
«Старинные часы с кукушкой висели в доме моей бабушки. Я их очень хорошо помню. Их бой раздавался поздним зимним вечером, когда на улице деревни никого не было … А вот как об этом рассказал рояль…»
2. Звучит пьеса «Часы»
«Однажды бабушкины часы прозвучали для меня в последний раз. Я уехал в далекий, прекрасный город — Ленинград. Это было очень грустно — прощаться со всем, к чему привык, где вырос. В сани были впряжены две лошади, был колокольчик под дугой и… и потом мой рояль спел такое»:
Слайд -15
3.Звучит пьеса «Тройка».
«Я стал жить в городе. Узнал много нового, новых людей, но всегда помнил свои родные места. Только теперь рояль стал говорить про это так: «В дальнем крае есть страна такая…»
Слайд-16
4.Звучит пьеса «Песня».
Образ деревни.
«Музыкальный Есенин» – так назвали Гаврилина в Москве после премьеры его «Русской тетради».
Слайд -17
Народные песни, частушки, страдания, наигрыши балалайки и деревенской гармошки вдохновляли композитора на создание самых тонких и проникновенных произведений. В русском фольклоре, в деревенских детских воспоминаниях черпал он свое вдохновение. Расцвет творчества Гаврилина пришелся на так называемую «новую фольклорную волну» в российской культуре. Этика и эстетика его музыки близка прозе Валентина Распутина, Василия Шукшина, Виктора Астафьева – выдающихся русских писателей-деревенщиков.
Слайд -18
5. «Одинокая гармонь». Из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки.
В Фортепианный цикл «Деревенские зарисовки» вошли пьесы с говорящими названиями: «В старом доме», «Баю-баю-баюшки», «Загрустили парни». Для нашего концерта из этого цикла мы выбрали пьесу «Частушка». Название произведения подразумевало что-то яркое, подвижное, озорное, но пьеса звучала очень печально. Оказалось, в основу фортепианной миниатюры легла песня из вокального цикла «Военные письма», где музыкальным языком рисуется сцена проводов на войну.
Слайд -19
Дорогой, куда ты едешь?
Дорогая, на войну,
Дорогой, возьми с собой,
Дорогая, не возьму.
Дорогой, письмо напишешь?
Дорогая, напишу.
Дорогой, зальюсь слезами.
Дорогая, солоны.
Дорогой, зима настанет
Дорогая, жди весны.
6. «Частушка». Из сборника «Деревенские эскизы».
Еще одна музыкальная сценка, проникнутая неповторимым деревенским колоритом.
Слайд -20
7. «Загрустили парни». Из сборника «Деревенские эскизы».
Образ женщины.
Образ женщины, матери является одним из центральных в творчестве Валерия Александровича.
Слайд -21
Ранняя разлука с мамой, бесконечная тоска по женской ласке в детстве наложили отпечаток на жизнь и музыку композитора. Именно маме посвящены самые нежные и трогательные страницы творчества Гаврилина.
8.«Мама» на стихи Шульгиной из вокально-инструментального цикла «Земля», исполняет хор старших классов.
9. «Колыбельная» для фортепиано.
Слайд-22, 23, 24
Портреты.
Наряду с песенностью и лиризмом, музыку Гаврилина отличает яркая образность, театральность, юмор, гротеск.
Слайд-25
Он был настоящим мастером музыкальной шутки, шаржа, острой сатиры.
10. «Песенка о белой вороне» на стихи Л. Куклина
Музыкальные портреты встречаются в самых разных сочинениях композитора – театральных, вокальных, инструментальных. Один из фортепианных циклов композитор так и назвал – «Портреты».
11. «Мальчик гуляет, мальчик зевает». Из цикла «Портреты».
Слайд -26
Слушая сочинения Гаврилина, невольно перед глазами встают образы героев веселых рассказов А.П. Чехова, любимого писателя композитора.
Слайд-27,28, 29
12. «Марш» из фортепианного цикла «Зарисовки»
Балеты
Слайд-30
Обладая талантом портретиста, Гаврилин не мог в своем творчестве пройти мимо театральной музыки. Оперы, музыка к драматическим спектаклям и конечно балеты составляют его музыкальное наследие. Именно хореографическая музыка принесла Гаврилину мировую славу! Удивительно, почти все его балетные сочинения были сначала отсняты на пленку и поставлены в виде телевизионных фильмов. И только после этого балеты были воплощены на театральной сцене.
Сюжеты для своих сочинений Гаврилин черпал в русской литературе. Он был энциклопедически начитан, сам обладал блестящим литературным даром. Произведения Островского, Чехова, Куприна, Твардовского, Шукшина будили творческое воображение композитора, подвигали на создание неповторимых образцов сценической музыки.
Слайд -31
Балет-водевиль «Женитьба Бальзаминова», был написан в 1989 году, по мотивам трилогии Островского ««Праздничный сон до обеда», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдёшь)», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!».
Слайд -32, 33
Главный герой – Миша Бальзаминов- обладает удивительно романтичным характером, он добр и мечтателен, по-детски наивен, простодушен – и воспринимается окружающими как дурачок. Он и окружающий его мир живут словно в разных ипостасях, где нет понимания друг другу. Музыкальной характеристикой Мишеньки стала старинная городская сентиментальная песенка «Стонет сизый голубочек», которая неоднократно звучит в спектакле в вокальном и инструментальном воплощениях. Именно с этой песни начинается балет. Дорогие друзья, представьте себе купеческую Москву начала 19 века. Утро. У церковной паперти собирается народ…
13. «Стонет сизый голубочек». Исполняет старший хор.
Слайд -34
Мировую известность Гаврилину принес фильм-балет «Анюта» с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым. Фильм завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет “Анюта” был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом театре, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.
Литературным первоисточником балета стал блистательный рассказ А.П. Чехова «Анна на шее».
Петр Леонтьевич – учитель в провинциальном городке. Его семья – это двое сыновей и дочь Анна. Овдовев совершенно неожиданно, учитель впал в отчаяние. Он начал пить. Его семья голодает. И в этот момент в их дома появляется Модест Алексеевич – он сватается к дочери учителя – Анне Петровне. Девушка, увидев перспективу в своей жизни, согласилась на этот брак не по любви. Анюта, выходя замуж за пожилого чиновника, тем самым пытается помочь себе и своей семье. Но ее надеждам не суждено сбыться.
Муж Анюты скуп и практичен и никак не собирается помогать семье жены. Но вот наступает Рождественский бал, на котором у провинциальной Анюты, не видевшей ничего в жизни, начинает кружиться голова от успеха, произведенного ею на всех вокруг. И особенно – мужчин. Они все очарованы ею, сломя голову пытаются снискать ее внимание и расположение. А у нее самой в памяти уж и не осталось и капли воспоминаний о ее трогательной первой любви, о спивающемся от горя отце, о погибающих в нищете братьях.
А Модест Алексеевич применяет и тут свой расчетливый ум: он мигом находит выгоду из всех достоинств жены. Он стремится к звездной карьере, к самому выгодному положению в обществе. Вскоре его награждают орденом «Святой Анны». Он с гордостью принимает награду, не смотря на то, что все это – дело рук поклонников его жены. И в этот самый момент отец Анюты – Петр Леонтьевич – обанкротился окончательно. Его имущество не покрыло всех его долгов. И в канун Нового года, в морозную ночь его выгоняют на улицу вместе с детьми…
Слайды-35,36
14. «Каприччио» в переложении для фортепиано.
В финале нашего концерта прозвучит, пожалуй, самый знаменитый и искрометный номер балета «Анюта» – Тарантелла!
Слайды -37, 38, 39
15. «Тарантелла» в переложении для фортепиано в 4 руки.
Слай- 40
Дорогие друзья! Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Валерия Гаврилина: «Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае». Все мы родом из детства. И наша с вами жизнь во многом была определена детскими ощущениями и переживаниями. Пусть юные годы наших детей будут светлыми, радостными, насыщенными удивительными открытиями и незабываемыми встречами с прекрасным. Надеюсь, сегодняшний концерт и неповторимая музыка композитора Гаврилина останутся в их памяти светлым и глубоким воспоминанием.
Спасибо за внимание!