header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сценарий сольного концерта “Такой разный баян”

21 сентября, 2024
QR Code

Сценарий сольного концерта «Такой разный баян» МБУ ДО «ДШИ» пгт.Февральск посвящённый Всероссийскому дню баяна и аккордеона.

Здравствуйте дорогие друзья, гости! Сольную программу «Такой разный баян» представляет ученик музыкального отделения «Детской школы искусств» пгт.Февральск Александр Лищук, преподаватель по классу баян И. Г. Шергина

 

(Слайды демонстрируются  на заднем фоне сцены)

Александр активный участник культурной жизни посёлка, также участник мастер-класса заслуженного работника культуры Амурской области Александра Васильевича Гетмана в городе Свободном на зональном методическом объединении, участник международного конкурса юных исполнителей в г.Благовещенск, Лауреат III степени VII Международного конкурса талантов для детей и взрослых «К вершине творчества!» и постоянный участник  районных, поселковых и школьных мероприятий. Александр сегодня продемонстрирует все возможности баяна. Мы постараемся охватить самые разнообразные жанры музыки.

Мало кому известно, но уже несколько лет подряд в третью субботу марта Россия отмечает Всероссийский «День баяна и аккордеона». В этот день проходят различные конкурсы и фестивали исполнителей на этом инструменте. Инициатором этого праздника является руководитель кафедры баяна и аккордеона Российской Академии Музыки  им. Гнесиных  Фридрих Робертович Липс.

Сегодня мы встретимся с удивительным музыкальным инструментом баян, услышим  произведения разных композиторов от эпохи Барокко до современности. Узнаем о некоторых фактах их жизни и творчества. Раскроем для себя многожанровые возможности баяна. Ведь недаром баян называют душой русского народа.

 

 

Георг Гендель немецкий композитор 17-18 века эпохи Барокко. Его родители были далеки от музыки и прочили ребёнку карьеру юриста, а 4-х летний Георг по ночам тайком лазал на чердак, где хранился старый клавесин и там играл. Родители смирились и наняли для него учителя. Теперь мир имеет музыкальные шедевры этого великого композитора. «Пассакалья» – полифоническое произведение написанное для органа

Георг Гендель «Пассакалья»

 

Обучение игре на баяне доступно с 4-5 лет. Всё начинается с простых народных мелодий, а затем, после обработки эти мелодии превращаются в масштабные инструментальные произведения с вариациями. Ещё красивее и насыщенней звучит музыка в исполнении двух баянов.

Обработка Валерия Иванова русская народная песня «Вдоль по Питерской» ансамбль А. Лищук и преподаватель И.Г.Шергина

Конструкция аккордеона схожа с внутренним строением баяна.

Баян сложный по конструкции музыкальный инструмент. Прародительница баяна – губная гармошка. А располагаются эти гармошки внутри баяна: с левой клавиатуры и с правой. Мы их с вами не видим. А  воздух подаётся не ртом, а мехами. Встречаются гармоники самых разных конструкций. Например: германская гармоника. А канадские мастера решили создать гибрид баяна и рояля т.к. считали, что баян эргономичнее рояля. Многие гармоники, тульские, саратовские, тальянки, хромки стали музейными экспонатами.

Слово «Прелюдия» пришло к нам из латинского языка и означает «Играю предварительно» т.е. это вступление звучавшее перед каким-то большим произведением. А теперь это самостоятельная пьеса.

Александр Коробейников «Прелюдия».

«Тарантелла»- итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и костаньет. Иногда с участием голоса. С Тарантеллой связаны невероятные истории. Начиная с 15 века в течении двух столетий Тарантелла считалась единственным лекарством для лечения от таратизма- безумия, вызванного укусом паука тарантула. Так думали раньше. В связи с этим, по Италии странствовали специальные оркестры и лечили людей.  В основе тарантеллы лежал мотив или ритмическая фигура и многократно повторялась. Это оказывало завораживающее, гипнотическое действие на слушателей. Самозабвенный танец мог продолжаться целыми часами.

Вячеслав Баканов  «Тарантелла»

 

Фридрих Кулау выдающийся датский композитор 18-19 века. Все мужчины в роду Кулау были военными музыкантами. В 10 лет с Фридрихом произошла трагедия, ребёнок лишился правого глаза, поэтому портреты демонстрируют всегда в профиль. Этот дефект отразился и на характере композитора. Сделал его стеснительным и сдержанным. Это несчастье помогло Фридриху открыть для себя мир музыки. Кулау стал дисциплинированным, усердным и плодовитым автором. Оперы «Волшебная арфа», «Элиза или дружба и любовь», «Три брата», множество дуэтов, концертов для фортепиано, сонаты. Кстати, слово соната означает звучать. Многие его творения переложены для исполнения на баяне и звучат в другой тембровой окраске.

Фридрих Кулау «Соната»

Современному баяну доступны различные музыкальные жанры. Этюды рисуют художники, овладевая техникой рисования, этюды играют актёры, этюдные композиции составляет дизайнер и даже флористы. Музыкальный этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма основана на частом применении какого-нибудь трудного приёма исполнения и предназначается для усовершенствования техники исполнения. Этот жанр необходим любому музыканту в достижении профессионализма. Послушаем этюд в технике репетиции. Итак :

Иозеф Адальберт Пахер «Этюд»

         

Баян слышен не только в концертных залах, но и на улицах городов в людных местах. Такие выступления помогают музыкантам опробовать на публике свои будущие выступления, завести много интересных знакомств, просто для души, а порой и заработать. Играют до упора благо, что слушатели всегда найдутся. Послушайте виртуозную пьесу французского композитора Алена Музикини.

А.Музикини «До упора»

Агапкин Василий Иванович участник первой мировой войны, композитор и дирижёр, автор популярнейшего марша «Прощание славянки». Звёздным часом стал для него военный парад 7 ноября 1941года в Москве. Агапкин дирижировал сводным военным оркестром московского гарнизона, провожая участников парада с Красной площади прямо в бой. События тех дней подробно описаны в книгах, в очерках, но авторы их неправы в одном: на том памятном ноябрьском параде «Прощание славянки» оркестр не исполнял, поскольку этот марш был запрещён. А всему виной песенные варианты, сочинённые на эту музыку в годы гражданской войны по другую сторону баррикад.  Уже после смерти Сталина фонограмму марша подложили под документальные съёмки парада 41 года задним числом. Не звучал этот марш и во время парада Победы в июне 45 года. Полковник Агапкин встречал парад воинов-победителей как помощник главного дирижёра сводного тысячетрубного оркестра. Реабилитировала и вернула нам марш «Прощание славянки» кинокартина «Летят журавли». Марш-это музыкальный жанр отличающийся размеренным темпом, чётким ритмом, бодрым и героическим мужественным характером, обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Военные марши создаются для военного духового оркестра, но они доступны и баяну.

Василий Агапкин «Прощание славянки».

Александр Тихонович Доренский композитор-баянист, написавший огромное количество произведений для учащихся музыкальных школ, школ искусств, музыкальных колледжей. Его произведения известны как в России, так и за рубежом. Свидетельством тому является их исполнение практически на всех детских музыкальных конкурсах. Он автор многих нотных изданий и учебников. Музыкальный стиль сочинений Доренского отличается демократичностью языка, яркой образностью. Фактуры произведений соответствуют особенностям как баянной, так и аккордеонной клавиатуре. В этом ему помогает большой педагогический опыт. Александр Тихонович преподаватель с 30-летним стажем. Его творчество популярно и востребовано. «Фокстрот» довольно молодой танец, пришедший из Америки необычайно лёгкий и скользящий, пожалуй , только в этом танце партнёры чувствуют друг друга.

А. Доренский «Фокстрот».

                                                    

 

Бенни Андерсон клавишник, вокалист и автор песен группы «ABBA». Бьорн Ульвеус и Бенни Андерсон впервые встретились на вечеринке летом 1966 года и решили, что им надо вместе сочинять песни. Осталось пригласить девушек. Так знаменитый шведский квартет «АВВА» начал свой творческий взлёт. В песне «Maney, maney” поётся о том, «работай день, работай ночь денег всё равно нет». Казалось бы, что музыка написанная для электронных инструментов никак не совмещается с народным баяном. Оказывается это возможно. И вы сейчас в этом убедитесь.

Бенни Андерсон «Maney, maney».

Кроме обязательной программы Александр самостоятельно разучивает и играет понравившиеся ему пьесы. Сегодня вашему вниманию он представляет произведение для баяна собственного сочинения «Минорная фантазия»

А.Лищук «Минорная фантазия».

 

                               

В заключении предлагаем вашему вниманию«Парижское танго» замечательного немецкого композитора Кристиана Брюн, которое прозвучит в исполнении дуэта. Партию фортепиано исполняет Дарья Пинчукова.

К.Брюн «Парижское танго».

Думаю, вы убедились в том, что баяну подвластны любые музыкальные произведения написанные для фортепиано, органа или флейты и переложенные для баяна. Он прекрасно сочетается с другими инструментами, ему доступны все жанры, которые существуют в музыке. От души поздравляем вас с этим удивительным праздником, днём баяна и аккордеона.

До новых встреч! С добрыми пожеланиями к вам Александр Лищук!

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе