Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области»
Музыкальная гостиная с презентацией
«Жизнь замечательных людей. Георгий Васильевич Свиридов».
(лекция-концерт) для учащихся ДШИ.
Разработала и провела преподаватель теоретических дисциплин Медведева Н.А.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Георгия Васильевича Свиридова и сформировать понимание особенностей стиля композитора. Слайд 1.
Оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр.
Наглядный материал: презентация с видео материалом.
Музыкальный материал:
- «Альбом пьес для детей» («Грустная песенка», «Дождик», «Колдун»)
- Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Романс»)
- Финальная часть сюиты – «Время, вперёд!»
Сценарий мероприятия
Сегодня я познакомлю Вас с жизнью и творчеством замечательного советского композитора, практически нашего с вами современника Георгия Свиридова. Слайд 2.
Сам композитор говорил: «Я хочу, чтобы моя музыка была, проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьёзных». Слайд 3.
Музыку Георгия Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой – ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста и понятна. Но эта простота – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто.
Георгий Васильевич Свиридов – один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.
Внешне жизнь Георгия Васильевича была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он создавал музыку.
Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать – учительницей. После смерти отца Георгий с матерью переехали в Курск.
Там мальчик пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Он освоил свой первый музыкальный инструмент – обычную балалайку. Слайд 4.
Георгий взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал сочинять. Это и было рождение музыканта.
Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу и на вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии марш понравился, и в школу его приняли. Слайд 5.
В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Владимировны Уфимцевой. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.
В 1932 году Георгий Васильевич поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. Под его руководством Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.
Слайд 6 . Летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского.
Его педагогом был профессор Д. Шостакович, который стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь.
Успешное окончание консерватории в 1941 году сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война, он был призван в ряды советской армии. Но в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровью.
Слайд 7. До 1944 года Свиридов жил и работал в Новосибирске. Он писать военные песни, а также музыку для спектаклей, эвакуированных в Сибирь театров. Тогда – то Георгию Васильевичу впервые пришлось писать музыку для музыкального театра, и он создал оперетту “Раскинулось море широко”. Она стало первым музыкально – драматическим произведением, посвященным войне, и много лет не сходила со сцены театров страны.
Слайд 8. В 1944 году композитор возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
Слайд №9 .Впервые в 1948 году в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии и сказочные персонажи. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал этот сборник – «Альбом пьес для детей».
В музыкальный альбом Георгия Свиридова вошли 17 разнохарактерных пьес для фортепиано, главным достоинством, которых является то, что они сочетают в себе яркую образность и самобытность стиля композитора с доступностью её понимания.
Слайд №10. «Грустная песенка» – одна из самых красивых пьес альбома. Хотя она и названа композитором грустной, но слушая музыку, грусть эта кажется очень спокойной, очень светлой. Простота и значительность – чудесные свойства музыки Свиридова воплощены в пьеске, которую вы услышите в исполнении Козыревой Дарьи.
Г.В.Свиридов любил живопись и прекрасно разбирался в ней. Куда бы ни приезжал композитор, он обязательно посещал художественный музей или картинную галерею. Сейчас мы с вами тоже посетим картинную галерею. Но не обычную, а музыкальную.
Слайд №11. Ребята, скажите, что такое пейзаж?
В своем творчестве Георгий Васильевич неоднократно обращался к изображению русской природы. И в «Альбоме пьес» она тоже есть.
Слайд №12. А называется эта пьеса «Дождик».
В пьесе «Дождик» – композитору удалось меткими и точными музыкальными средствами нарисовать яркую и запоминающуюся картинку весёлого летнего дождя. И сейчас эту пьесу исполнит для вас Волкова Валерия, послушайте внимательно.
Георгий Свиридов умел мастерски рисовать не только музыкальные пейзажи, но и музыкальные портреты.
Слайд №13. Ребята, а что такое портрет?
Слайд №14. В следующей пьеске изображён сказочный портрет, об этом говорит её название – «Колдун». Послушайте, пожалуйста, произведение в исполнении преподавателя фортепиано Людмилы Николаевны и расскажите о своих впечатлениях.
Слушая музыку можно представить, как злой колдун бормочет какие-то тёмные заклинания, готовя своё зелье, а потом подобно Бабе-Яге в ступе несётся по полям и лесам, стараясь, навести страх и смести всё на своём пути. Но автор своей музыкой словно говорит нам, не относитесь к нему слишком серьёзно ведь это всего лишь сказка.
Слайд № 15 . Ещё один музыкальный портрет в альбоме композитора называется «Парень с гармошкой».
В этой озорной музыкальной сценке композитор изобразил особенность звучания любимого всеми народного инструмента. Её для вас исполнит Загородный Влад.
Композитор с большим вдохновением создавал как несложные пьески для детей, так и многочастные произведения. Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он сам назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыкальной выразительности.
Слайд № 16. В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по одноимённой повести А.С. Пушкина с предложением написать музыкальные эпизоды к кинофильму. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, народных. И эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту.
Слайд №17. Ребята, а что такое сюита?
В сюиту вошли девять номеров и создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к повести. Так и было решено назвать новый цикл: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру, это именно сюита с присущими ей образными контрастами между частями.
Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. В исполнении Большого симфонического оркестра по управлением выдающегося советского дирижёра В. Федосеева прозвучат три части из цикла (видео)
Слайд № 18. Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной. Музыка воссоздает образ снежной дороги.
Слайд № 19.Вторая часть. «Вальс» – открывается фанфарами, после которых звучит обаятельная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом. В ней нет пышности и великолепия бального танца. Кажется он звучит в обстановке домашнего праздника, в небольшой усадьбе или в саду провинциального городка.
Слайд № 20. Четвёртая часть сюиты – «Романс». Свиридов сочиняет мелодию романса, основанную на типичной интонации романсовой музыке середины XIX века, но развивает её шире и привольнее.
Слайд № 21. Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: первая связана с образами Родины и поэтическими картинами родной земли, вторая – революции, а третья – с образом поэта, который представляется как гражданин, ум и совесть своего народа.
Послушайте ещё одно произведения композитора в исполнении Большого симфонического оркестра и скажите, где бы вы могли его слышать?
«Время, вперёд!» – сюита к фильму Михаила Швейцера по одноимённому роману Валентина Катаева, написана Георгием Свиридовым и посвящённая строительству Магнитогорского металлургического комбината. Из шести частей сюиты исключительное признание слушателей снискала финальная часть – «Время, вперёд!», использованная в ряде других кинофильмов, а так же в теле и радиопередачах.
В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, в ней слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой стремиться человечество. В этом её красота, и сила.
За своё творчество Георгий Васильевич Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: Слад № 22
- 1946 – Государственная премия СССР
- 1968 – Государственная премия СССР
- 1980 – Государственная премия СССР
- 1960 – Ленинская премия
- 1970 – присвоено звание народного артиста СССР
- 1975 – присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.
Ребята, в конце нашей с вами встречи мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Слайд № 23.
Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.
Слайд № 24. «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич.
А наша сегодняшняя встреча подошла к концу.
Большое спасибо за внимание.