Луценко Е.К.,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
МБУ ДО «ДШИ» г. Нижняя Салда
Сценарий модельного урока по сольфеджио
1 класс восьмилетнего обучения по ДПП
Тема: «Что любят улитки?»
Цель: освоить через интонационное, слуховое, образное восприятие звуковой состав и функциональные соотношения ступеней мажорного лада.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить устойчивые и разрешение неустойчивых ступеней лада
- Выделить по лесенке и ручными знаками звуки, окружающие устои.
- Провести образное сравнение и сформулировать определение ладоинтонационного оборота (опевание).
- Исполнить музыкальные примеры и проанализировать в них ладоинтонационные связи.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческого воображения.
- Способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления.
- Создать условия для развития диалоговой формы общения на уроке.
- Выявить функциональную связь опевания устойчивых ступеней и применить в творческом задании.
Воспитывающие:
- Способствовать формированию способности учащихся к продуктивному творческому общению.
- Развить эмоционально – осознанное восприятие учебного материала.
- Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость образовательного процесса.
Сценарий урока
- Введение знаний:
- Разучить в Фа мажоре песню «Кот Антипка» (пропеть со словами и нотами).
Учитель:
- сколько ступеней в ладу? (показать по лесенке по порядку). Ученики: 7 ступеней
- Показать по лесенке ступени Фа мажора, по отдельности устойчивые и неустойчивые, разрешение неустойчивых. Спеть фрагмент песни на разрешение неустойчивых ступеней и Т53.
- Какие ступени находятся снизу и сверху от тоники? (показать ручными знаками и по лесенке).
Ученики: снизу и сверху от первой, третьей и пятой ступени находятся неустойчивые ступени.
- Видео-диктант «Письмо о том, что улитки любят больше всего».
Постановка учебной проблемы. Поиск решения.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель: – зрительно определите: «Что улитки любят больше всего?» и какие это ступени?
Ученики: улитки любят капустные листья и в диктанте это устойчивые ступени.
Учитель: – как выглядят улитки и какие у них ступени?
Ученики: улитки круглые – это неустойчивые ступени. Они любят капусту и поэтому окружают устойчивые ступени.
Учитель: пропоем диктант и вместе с улитками рукой покажем все интонационные обороты, которые представляют собой одинаковые мотивы.
Учитель: чтобы дать название этим интонационным оборотам, скажите, какую геометрическую фигуру или букву при пении напоминает движение руки?
Ученики: круг или букву «О».
Учитель: если это круг или буква «О» и мы поем их вокруг устойчивых ступеней, которые так любят улитки, как можно назвать этот интонационный оборот?
Ученики: Опевание устойчивых ступеней.
Продуктивные задания:
а) Пропоем диктант с опеванием устойчивых ступеней снизу вверх и определим прилагательными характер звучания интонационного оборота.
Ученики: мягко, плавно, напевно, округло.
б) Можно его пропеть сверху вниз?
Ученики: можно.
в) Как пропеть диктант с элементами двухголосия? (Исполнить).
Ученики: одна группа поет опевание устойчивых ступеней снизу вверх, а другая сверху вниз и в двухголосии прозвучат терции.
Реализация продукта:
- Творческие задания:
а) Вспомним главные ступени и придумаем на них интервалы, чтобы подобрать по слуху аккомпанемент.
Ученики: это I, IV, V ступени: тоника, субдоминанта, доминанта.
Лучше звучат с басом в правой руке терции и квинта.
б) Сольфеджирование диктанта с аккомпанементом: бас-интервал одноголосно и c элементами двухголосия.
- «Кот Антипка»
а) Спеть со словами песню до конца.
б) Проанализировать в тексте новые интонационные обороты: опевание устойчивых ступеней, секвенцию, как тему следующего урока.
в) Как связан характер звучания интонационных оборотов с текстом и какой возникает образ кота Антипки?
Ученики: Антипка круглый, упитанный, мягкий (об этом напоминает опевание устойчивых ступеней), и в то же время хитрый, ленивый, любящий поспать (секвенция: Антипка мурлыкает, рассказывая сказки).
Вывод: Интонация, как мелодический оборот, является «носительницей музыкального содержания» (Б. Асафьев) и в предмете «Сольфеджио» является одной из главных составляющих развития музыкального слуха.