header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сценарий модельного урока по сольфеджио “Что любят улитки” 1 класс ДПП

13 января, 2024
QR Code

Луценко Е.К.,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,

МБУ ДО «ДШИ» г. Нижняя Салда

Сценарий модельного урока по сольфеджио

1 класс восьмилетнего обучения по ДПП

Тема: «Что любят улитки?»

Цель: освоить через интонационное, слуховое, образное восприятие звуковой состав и функциональные соотношения ступеней мажорного лада.

Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить устойчивые и разрешение неустойчивых ступеней лада
  2. Выделить по лесенке и ручными знаками звуки, окружающие устои.
  3. Провести образное сравнение и сформулировать определение ладоинтонационного оборота (опевание).
  4. Исполнить музыкальные примеры и проанализировать в них ладоинтонационные связи.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития творческого воображения.
  2. Способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления.
  3. Создать условия для развития диалоговой формы общения на уроке.
  4. Выявить функциональную связь опевания устойчивых ступеней и применить в творческом задании.

Воспитывающие:

  1. Способствовать формированию способности учащихся к продуктивному творческому общению.
  2. Развить эмоционально – осознанное восприятие учебного материала.
  3. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость образовательного процесса.

 

Сценарий урока

  1. Введение знаний:
  • Разучить в Фа мажоре песню «Кот Антипка» (пропеть со словами и нотами).

Учитель:

  • сколько ступеней в ладу? (показать по лесенке по порядку). Ученики: 7 ступеней
  • Показать по лесенке ступени Фа мажора, по отдельности устойчивые и неустойчивые, разрешение неустойчивых. Спеть фрагмент песни на разрешение неустойчивых ступеней и Т53.
  • Какие ступени находятся снизу и сверху от тоники? (показать ручными знаками и по лесенке).

Ученики: снизу и сверху от первой, третьей и пятой ступени находятся неустойчивые ступени.

  1. Видео-диктант «Письмо о том, что улитки любят больше всего».

Постановка учебной проблемы. Поиск решения.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Учитель: – зрительно определите: «Что улитки любят больше всего?» и какие это ступени?

Ученики: улитки любят капустные листья и в диктанте это устойчивые ступени.

Учитель: – как выглядят улитки и какие у них ступени?

Ученики: улитки круглые – это неустойчивые ступени. Они любят капусту и поэтому окружают устойчивые ступени.

Учитель: пропоем диктант и вместе с улитками рукой покажем все интонационные обороты, которые представляют собой одинаковые мотивы.

Учитель: чтобы дать название этим интонационным оборотам, скажите, какую геометрическую фигуру или букву при пении напоминает движение руки?

Ученики: круг или букву «О».

Учитель: если это круг или буква «О» и мы поем их вокруг устойчивых ступеней, которые так любят улитки, как можно назвать этот интонационный оборот?

Ученики: Опевание устойчивых ступеней.

Продуктивные задания:

а)   Пропоем диктант с опеванием устойчивых ступеней снизу вверх и определим прилагательными характер звучания интонационного оборота.

Ученики: мягко, плавно, напевно, округло.

б)   Можно его пропеть сверху вниз?

Ученики: можно.

в)   Как пропеть диктант с элементами двухголосия? (Исполнить).

Ученики: одна группа поет опевание устойчивых ступеней снизу вверх, а другая сверху вниз и в двухголосии прозвучат терции.

Реализация продукта:

  1. Творческие задания:

а)  Вспомним главные ступени и придумаем на них интервалы, чтобы подобрать по слуху аккомпанемент.

Ученики: это I, IV, V ступени: тоника, субдоминанта, доминанта.

Лучше звучат с басом в правой руке терции и квинта.

б)   Сольфеджирование диктанта с аккомпанементом: бас-интервал одноголосно и c элементами двухголосия.

  1. «Кот Антипка»

а)  Спеть со словами песню до конца.

б)  Проанализировать в тексте новые интонационные обороты: опевание устойчивых ступеней, секвенцию, как тему следующего урока.

в)  Как связан характер звучания интонационных оборотов с текстом и какой возникает образ кота Антипки?

Ученики: Антипка круглый, упитанный, мягкий (об этом напоминает опевание устойчивых ступеней), и в то же время хитрый, ленивый, любящий поспать (секвенция: Антипка мурлыкает, рассказывая сказки).

 

Вывод: Интонация, как мелодический оборот, является «носительницей музыкального содержания» (Б. Асафьев) и в предмете «Сольфеджио» является одной из главных составляющих развития музыкального слуха.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram