header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сценарий лекции-концерта к 116-летию со дня рождения Д. Шостаковича

25 февраля, 2023
QR Code

Мялина Софья Михайловна,

студентка III курса отделения “Теория музыки”

ГБПОУ “Курганский областной музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича”

Слайд 1

Ведущий №1. Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня наша встреча посвящена  выдающемуся композитору ХХ века Дмитрию Шостаковичу, которому 25 сентября исполнилось 116 лет со дня рождения.

 

Ведущий№2. Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку надо, прежде всего,  ее слушать». Вы узнаете о  жизни и творчестве композитора,  и, конечно, послушаете его произведения. Старайтесь все запомнить, внимательно слушайте музыку и тогда вы с легкостью ответите на все вопросы итоговой викторины.

 

Слайд 2

Ведущий №1. Дмитрий Шостакович родился 25 сентября  1906 года в  Петербурге, в интеллигентной, гостеприимной и музыкальной семье. В  их доме часто звучала музыка,  устраивались любительские концерты

 

Ведущий№2. Мать – Софья Васильевна  была профессиональной пианисткой, закончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, именно она стала первой учительницей музыки своего сына.

Отец –  Дмитрий Болеславович  был инженером-химиком, он горячо любил музыку, и прекрасно  пел  романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах.

 

Слайд 3

Ведущий№1. Перед вами  портрет мальчика в матросском костюме. Он сидит, положив руки на томик произведений Шопена. На портрете надпись «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора» известного русского художника Бориса Кустодиева.  Сам Шостакович позже так писал об этом портрете: «Это мое лучшее, самое правдивое и притом не оскорбительное изображение. Мне оно очень нравится». Таким был Митя, когда учился в музыкальной школе.

 

Слайд4

Ведущий №2.  Дмитрий Шостакович начал сочинять музыку, когда ему было еще 9 лет.  Первые сочинения – фортепианные пьесы «Солдат», «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции» – весьма характерное для будущего композитора начало! «Уже в детских сочинениях сказалось мое стремление как-то отражать жизнь» – писал впоследствии Шостакович.

 

Слайд 5.

Ведущий№1. Незаурядные способности мальчика были многими замечены, и на одном из музыкальных вечеров, он был представлен известному композитору, директору Петроградской консерватории Александру Константиновичу Глазунову, который очень внимательно отнесся к начинающему музыканту, называя его  новым Моцартом.  Именно Глазунов посоветовал Дмитрию всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием талантливого юноши, обладающего необыкновенной музыкальностью, прекрасной памятью и тонким слухом.

 

Слайд 6.

Ведущий№1. В 1919 Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. Став студентом  консерватории, Шостакович начал учиться сразу по двум специальностям – в классе фортепиано у Леонида Николаева и в классе композиции у Максимилиана Штейнберга. Занятия  в консерватории шли успешно. Уже через год директор консерватории Глазунов в своих экзаменационных отзывах написал о Шостаковиче: «…выдающееся музыкальное и виртуозное дарование» и вывел 5+ по гармонии и фортепиано.

 

Ведущий №2. Окружающих – профессоров и студентов – поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры, пытливый, острый ум, способный быстро воспринимать и оценивать все, что он слышал в классах консерватории, на концертах.

 

Слайд 7.

Ведущий №1. Однажды Глазунов обратился  к Луначарскому за материальной помощью для юного Шостаковича.  – Сколько ему лет? – осведомился Луначарский. –Пятнадцатый. Он композитор. – Нравится? – Отвратительно! Это первая музыка, которую я не слышал, читая партитуру. – Почему пришли? – Время принадлежит этому мальчику, а не мне.  И действительно, Дмитрий Шостакович стал одним из ярчайших композиторов ХХ века.

 

Слайд 8. 

Ведущий№2. В 1922 в семью пришла беда: скончался отец. Семья осталась без средств существования. Дмитрий вынужден был устроиться на работу пианистом-иллюстратором в кинотеатр. Работа была творческой, интересной, приходилось на ходу сочинять, импровизировать. Впоследствии  это работа вдохновила Шостаковича на создание музыки к кинофильмам, таким как «Овод», «Гамлет», «Король Лир», «Молодая гвардия»  и другим,  всего их около 40.

 

Слайд 9

Ведущий№1. Пьесы молодого композитора сразу вошли в его концертные программы и в учебный репертуар учащихся. Таковы «Три фантастических танца». Это остроумные, блестящие зарисовки, которые  написаны с грациозной легкостью. Тонкое изящество шутки, каприз, сказочность, таинственность  присущи этим пьесам.  Первый танец особенно необычен:  в нем пунктирные ритмы, триоли, квартоли сочетаются с ровным движением четвертями, напоминающим марш, а использование различных регистров и контрастная динамика придают особую фантастичность.   Звучит Фантастический танец №1

 

Слайд 10

Ведущий №2. В июне 1923 года Шостакович блестяще закончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 по композиции. Его дипломная работа – первая симфония фа минор – принесла начинающему автору широкую известность на родине и за рубежом. Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, внезапным, драматически насыщенным контрастам, широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых образной и смысловой трансформации

 

Слайд 11

Ведущий№1. Шостакович с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свои произведения, но и классическую музыку, играя Баха, Бетховена, Листа, Чайковского. На первом международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве в 1927 году он был награжден почетным дипломом.

 

Слайд 12

Ведущий №2. 

В 1926 году в творчестве Шостаковича обозначился сдвиг от сравнительно традиционного языка к смелым стилистическим экспериментам. В произведениях этих лет предвосхищаются многие открытия западноевропейского музыкального авангарда.

 

Слайд 13

Ведущий№1.  В это время появились:  Первая соната для фортепиано (1926),   Пьесы «Афоризмы» (1927),  Вторая симфония «Октябрю» (1927),  Третья Симфония «Первомайская» (1929). Кино – и театральная музыка того времени («Новый Вавилон» 1929, «Златые горы» 1931, спектакли «Клоп» 1929 и «Гамлет» 1932) во многом связана с формированием новых образов социальной сатиры.

 

Слайд 14

Ведущий №2.В конце 1920-х годов Шостакович начинает сотрудничать с некоторыми театральными и кинорежиссерами – музыкально оформляет драматические спектакли и кинофильмы тех лет.

 

Слайд 15.

Ведущий №2. Лейтмотивом кинофильма «Встречный» является знаменитая «Песня о встречном», рисующая коллективный образ молодых рабочих. Радостная светлая мелодия  песни «Нас утро встречает прохладой» стала известной далеко за пределами нашей страны, как символ молодости  и труда. В 1948 году «Песня о встречном» – этот маленький шедевр Шостаковича – стала гимном ООН.

 

Слайд 16. Сейчас прозвучит видеофрагмент «Песни о встречном». 

 

Слайд 17.

Ведущий№2.  В 1928 году композитором была создана сатирическая опера «Нос» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Так же, как и Гоголь, Шостакович  был уверен в том, что литература, искусство могут изменить жизнь, сделать ее не только осмысленной, но и прекрасной, – нужно только показать все, что делает ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от самих людей.

 

Слайд 18. Сейчас прозвучит видеофрагмент о постановке оперы «Нос» в Лионском театре.

 

Слайд 19. 

Ведущий №1.   Сатирический гротеск присутствует и во второй опере Шостаковича – «Катерина Измайлова» (1932).  Но основным здесь стал высокий трагический пафос, поэтому опера имеет подзаголовок «трагедия-сатира».

 

Слайд 20.

Ведущий№2. В эти же годы появляются и балеты на современную тематику – «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Колхоз «Светлый ручей» только что закончил уборку ржи. На свежеубранном поле расположились на отдых колхозники, довольные успешным завершением уборочных работ. Приезжают артисты, начинаются танцы. В них принимает участие и один из героев балета – Модест Петрович, пожилой дачник, который мечтает станцевать с балериной.

 

Слайд 21. Сейчас вы увидите фрагмент этой комичной сцены. Звучит Вальс-шутка. В  роли «Сильфиды»  – «мечты» Модеста Петровича – Николай Цискаридзе.

 

Слайд 22.

Ведущий№1. В 1936 году оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», балет «Золотой век» вновь подверглись уничтожающей критике в статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Подающий большие надежды композитор получил жестокий удар.

 

Слайд 23.

Ведущий №2. Дмитрий Шостакович написал много серьезной музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. Но так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы подбодрить своих детей, которые поступили в музыкальную школу, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Эти светлые, грациозные, остроумные детские пьесы очень обогатили репертуар юных музыкантов. Звучит пьеса «Вальс-шутка» из сюиты «Танцы кукол».

Слайд 24. Сейчас прозвучит пьеса «Лирический вальс» из сюиты «Танцы кукол».

 

Слайд 25.

Ведущий№1. Первой кульминацией симфонического творчества Шостаковича стала Пятая симфония – одна из вершин всего советского симфонизма. Пятая симфония была написана и исполнена в 1937 году и имела невероятный успех – на премьере овации зрителей длились почти час. Ранее Шостаковича нередко упрекали в том, что его музыка слишком сложная, но именно Пятая симфония пришлась по вкусу как рядовым советским гражданам, так и руководству страны. «Оптимистической трагедией» назвали ее современники. «Страшная сила эмоционального воздействия, но сила трагическая», – говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.

 

Слайд 26.

Ведущий №2.  Начавшаяся в 1941 году война отодвинула замыслы мирного времени. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду – посвящаю свою 7-ю симфонию», – написал на партитуре Шостакович летом 1941 года. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», – вспоминал он позже. Ни голод, ни осенние холода и отсутствие топлива, ни частые обстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.

 

Слайд 27.

Ведущий№1. «С болью и гордостью смотрел я на любимый город, – говорил композитор. – А он стоял, опаленный пожарами закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии». Шостакович не расставался с рукописью симфонии, забирал ее на крышу консерватории, дежуря во время вражеских бомбардировок. В это время нотные записи в партитуре обрываются обведенными кружочками буквами в.т. – воздушная тревога.

 

Слайд 28.

Ведущий №2.  9 августа 1941 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть и был даже назначен на этот день парад немецких войск в Ленинграде, – Седьмая симфония была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Общее содержание симфонии – борьба двух непримиримо враждебных образов. Это не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.

Звучит  фрагмент  Симфонии№7– эпизод нашествия.

 

Слайд 29.

Ведущий№1.  Премьеру 7 симфонии транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки. Ее слушало около 20 млн. человек. Более 60 раз прозвучала симфония на Американском континенте в течение лишь нескольких месяцев 1942 года! «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!» – написала одна из американских газет в 1942 году.

Слайд 30.

Ведущий №2. Закончилась война. Произведения Шостаковича с огромным успехом звучали в исполнении лучших музыкантов на всех континентах земного шара.  И, тем не менее, в 1948 году композитор вновь был подвергнут критике. Его произведения были названы вредными формалистическими опытами. Но композитор остается верен своим принципам.

 

Слайд 31.

Ведущий№1.  Симфонии Шостаковича обрисовывают круг сложных проблем нашего времени. В них мы ощущаем породившую их эпоху, с острыми контрастами и необычайно напряженным ритмом жизни.

 

Слайд 32.

Ведущий №2.  Последняя Пятнадцатая симфония завершила почти полувековой путь выдающегося композитора-симфониста. Шостакович умер 9 августа 1975 года. …

 

Слайд 33.

Ведущий№1. Наш город Курган связан с именем Шостаковича. Здесь, в далеком 1970-м, он проходил лечение у известного врача ортопеда Гавриила Абрамовича Илизарова. Прожив 169 дней в Кургане, Шостакович написал в нашем городе такие шедевры, как 15-ю симфонию, хоровой цикл «Верность», музыку к фильму «Король Лир».

 

Слайд 34-35.

Ведущий №2.  Отдавая дань памяти великому музыканту, курганская филармония и областной музыкальный колледж при активном участии выдающегося виолончелиста и друга композитора Мстислава Ростроповича организовали в 2001 году первый фестиваль им. Д. Д. Шостаковича, который сейчас проводится регулярно.

 

Слайд 36.

Ведущий№1. Дмитрий Шостакович – один из  самых исполняемых в мире авторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие, выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и искусством оркестровки, в сочетании с эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью.

 

Слайд 37.

Ведущий№2. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей.  Закончить рассказ о Дмитрии Шостаковиче хочется одной из самых светлых и лирических его мелодий – прозвучит романс из к-фильма «Овод» (Слайды 38-51)

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram