Симонова Наталья Витальевна, преподаватель теоретических дисциплин
ГБУДО НСО «Куйбышевская ДШИ»
Сценарий лекции — концерта из цикла «Нескучная классика» «Послушай музыку природы»
Слайд №1 Заголовок «Послушай музыку природы».
Учащиеся хореографического отделения исполняют танец «Бабочки» (без объявления). №2 аудиозапись Танец бабочек.
Вед.1: Добрый день, уважаемые преподаватели, учащиеся, родители! (слайд №1 Заголовок) В России 2015 год был объявлен годом Литературы, 2016 — годом Кино, а 2017? Годом Экологии. Нашу лекцию — концерт, которая называется «Послушай музыку природы» из цикла «Нескучная классика», мы посвящаем уходящему 2017 году — году Экологии. А открыли её учащиеся хореографического отделения танцем «Бабочки». Вед.2: Живёт на земле человек. Он маленький, а земля огромная. Человек любит свою землю, свою родину. Каждый стремится, чтобы его родина стала ещё краше, ещё богаче, потому что она одна. Всё самое главное у человека — одно. Жизнь — одна, сердце — одно и родина тоже одна. Человек любит родную природу.
Вед.1: Ребята, а вы любите путешествовать? Ну конечно любите. Но путешествия бывают разными. Можно сесть в самолёт и улететь в далёкие страны, а можно совершить путешествие, не выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы.
Вед.2: Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, капли росы, снежинки — какое разнообразие красоты! А сколько в природе звуков — шум дождя, шелест листвы, завывание ветра и целые многоголосия хоров насекомых и различных животных!
Лев Бобрик читает стихотворение «Послушай: музыка вокруг» М. Ивенсен под видеофрагмент №3 Звуки природы (выходит без объявления).
Послушай: музыка вокруг. Она во всём — в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов, все на одной весёлой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
….Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как заскрипев, качнулись ели….
Вед.1: На сцене был Лев Бобрик, а мы начинаем наше путешествие. (слайд №1 Заголовок) Смена времён года — тема, которая испокон веков притягивает внимание композиторов, поэтов и художников. Они черпают свои замыслы, наблюдая их в природном окружении, восхищаются красотой родной природы и вдохновляются на создание замечательных произведений.
Ребята, отгадайте загадку:
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовёт купаться……..лето.
Вед.2: Лето — это самое любимое время года многих из вас. Летом всюду привольно. Высохли низины, леса, поймы лугов. Пройдёт дождь — стряхнёт пыль, умоет зелень, и снова сияет солнце, а небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море.
Тепло. Июнь. Начало лета.
Иду по лугу я с цветком.
В наряды летние одеты
Порхают бабочки кругом.
Киселёва Даша исполнит пьесу Н. Ракова «Бабочки» (№4 видеозапись Полёт бабочки без звука).
Вед.1: Это что же там за диво?
Солнце светит, дождь идёт,
У реки большой красивый,
Мост из радуги встаёт.
Если солнце ярко светит,
Дождик льётся озорной,
Значит, этот дождик, дети
Называется — грибной.
На сцене Носоненко Миша — Л. Иванова «Грибной дождик» (слайд №5 Грибной дождик).
Вед.2: Славно летом в деревне! С радушием встречает тебя лес, укрывая от зноя тенью своей листвы. Зайдёшь в поле — жара валит тебя с ног. Высокая трава мягко обвивает твоё тело, и голова кружится от терпких запахов медового сока цветов и горьковатого травяного аромата. Хорошо ребятам целый день на воздухе. Зимой сказки читают, а летом сказка наяву. Расцветает шиповник (слайд №6 Шиповник).
Музыка Эдуарда Мак-Доуэлла, слова Тани Ковалёвой «Шиповник». Встречайте, творческая группа «Весёлые нотки».
(слайд №7 Кукушка)
Вед.1: У кукушки нет подружки,
Очень грустно жить кукушке.
И в лесу, и на лугу
Слышно грустное «Ку-ку».
Я пойду на край опушки,
Я кукушке помогу.
Я ищу, ищу кукушку,
А увидеть не могу.
Есть стрекозы, есть лягушки,
Только нет нигде кукушки.
Как же ей помочь в беде,
Если нет её нигде?!
Пьесу Р. Шумана «Кукушка невидимка» исполнит Абельдинова Алина.
Вед.2: Ещё одна загадка:
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик) (слайд №8 Шествие кузнечиков)
Сергей Сергеевич Прокофьев написал цикл фортепианных пьес «Детская музыка». Одна из пьес называется «Шествие кузнечиков». Её сейчас исполнит Гаврилова Лиза. Мы посмотрим видеозапись (№9) т.к. Лиза заболела.
Вед.1: Вы наверное любовались красотой природы вечером, когда день угас, всё вокруг затихло, устало, замерло (слайд №10 Вечер).
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Тюленёва Ангелина исполнит пьесу С. Прокофьева «Вечер».
Вед.2: Наблюдая за осенней природой, мы замечаем, что осень не только унылая, но и красивая пора (слайд №11 Несказанная осень). Появляются золотые листья на берёзе, жёлтые и багряные на осине. С каждым днём сильнее листопад. Земля покрывается разноцветными красками.
Л. Колган «Несказанная осень» — на сцене ансамбль «Сибирские домрочки».
Вед.1: Ребята, ответьте на наши вопросы:
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
Вед.2: 2. Как в России называют период тёплой погоды в сентябре? (Бабье лето)
Вед.1: 3. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (Ласточки и стрижи. Перед дождём насекомые, которыми питаются птицы, не поднимаются высоко над землёй, а из-за них ласточкам и стрижам тоже приходится снижать высоту своего полёта. Говорят: ласточки и стрижи летают низко днём — скоро будет дождь)
Вед.2: 4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (Зонт)
Вед.1: 5. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
Молодцы!
Вед.2: А поздней осенью
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то лето,
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна
Листья сбросил.
Под ногами
Коврик новый —
Жёлто-розовый,
Кленовый (слайд №12 Опавшие листья).
Отроков Дмитрий Борисович исполнит пьесу Ж. Косма «Опавшие листья».
Вед.1: Осень бывает не только в природе, но и в жизни (слайд №13 Осень жизни). Весной природа просыпается, всё бурлит, всё радуется жизни. А когда приходит осень, всё вокруг замирает, природа готовится ко сну. И в жизни человека всё так же. В пору молодости в душе весна. Чем старше становится человек, тем больше печали и мудрости. Это можно назвать осенью жизни.
И. Парфёнов «Пришла осенняя пора» — Калинина Женя.
(слайд №14 Воробышку холодно)
Вед.2: Холодно воробышку,
Воробушек дрожит.
А надо ведь воробышку
Хоть как-нибудь, да жить.
Я дам ему хлебушка,
Подкормлю немножко
И клювиком воробышек
Мне постучит в окошко.
Следующий музыкальный номер так и называется «Воробышкам холодно» Ж. Металлиди. На сцене Козупеева Диана.
Вед.1: Ребята, а кто знает, что такое Северное сияние? Северное сияние одно из самых необычных красивейших творений природы, когда небо в полярных областях озаряется зелёным, желтоватым, иногда красным сиянием. Этот феномен ещё называют авророй или полярным сиянием (слайд №15 Северное сияние).
На сцене дуэт: Малахова Любовь Филаретовна и Чес Светлана Александровна — С. Баневич «Северное сияние».
Вед.2: Вечером зимним падают звёзды.
Падают звёзды на город морозный.
Тают неслышно звёзды — снежинки
И на ладони блестят как слезинки (слайд №16 Снежинки).
Бысова Софья и Фатина Татьяна Владимировна — Г. Цыганова «Звёзды — снежинки».
Вед.1: А вы знаете, в старину, люди верили в то, что если позвать Весну, да погромче, то она очень быстро придёт и принесёт с собой тепло. Все вместе, очень дружно пели такие песни, которые называются заклички
(слайд №17 Заклички). Послушайте заклички в исполнении класса народного пения.
Вед.2: Пали морозы (слайд №18 Весенняя песня). Отзвенела капель. Земля скинула с себя белые простыни снега. Природа проснулась. Наступила весна. Мы ждём весну, ждём тепла, солнца, радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама.
Филиппова Марина Александровна и Стародубцева Ольга Николаевна исполнят «Весеннюю песню» Л. Моцарта.
Вед.1: Говорят «сосулька плачет».
Здесь — ошибка, не иначе:
Солнце приласкать хотело,
А она вдруг заревела?
Непонятные дела,
Разве плачут от тепла? (слайд №19 Сосулька)
В. Наговицин «Весёлый лучик и плачущая сосулька». На сцене Малахова Любовь Филаретовна.
Вед.2: Ребята, отгадайте загадку:
Первый вылез из темницы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Подснежник, подснежник проснулся в лесу.
Подснежник, подснежник встречает весну.
П.И. Чайковский «Времена года» Апрель. «Подснежник» ( видеофрагмент №20 используется в качестве музыкального сопровождения к следующей легенде).
Вед.1: Существуют легенды про подснежник. Вот одна из них. Старуха Зима напустила своих слуг Стужу с Ветром на землю напугать всех, кто с нетерпением ждал Весну. Все цветы, кроме подснежника, испугались её угроз. А он выпрямил свой стебелёк и выбрался из — под снега. Увидело это солнце и, восхитившись небывалым мужеством маленького цветка, согрело землю теплом. С той поры каждый год именно подснежник открывает дорогу Весне.
Вед.2: Человечество живёт в мире природы, а значит нас постоянно сопровождают различные природные явления. Одно из них — гроза (слайд №21 Гроза). Она является настоящим буйством стихии и одновременно завораживает и устрашает. Ребята, а чем опасна гроза? (Она может привести: к пожару, ранению или гибели людей, разрушению зданий, деревьев)
Вед.1: А что нельзя, ни в коем случае, делать во время грозы? (Находиться возле линий электропередач и возле окон; прятаться под деревьями; плавать в водоёмах; ездить на велосипеде; забираться на возвышенности; пользоваться металлическими предметами и телефоном)
Вед.2: Давайте будем эти правила помнить и соблюдать.
А. Гедике «Гроза». На сцене Никифоров Данил.
(слайд №1 Заголовок)
Вед.1: Заканчивая наше воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы — хочется сказать, что это путешествие только — только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придётся открывать её страницы всю жизнь. Ещё когда — то великий художник Леонардо де Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, запоминайте её краски, звуки, пишите стихи и рисуйте картины.
Вед.: Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире
Смотри какого цвета
Огромная планета.
Вед.1: Мы надеемся, что прозвучавшие стихи и музыка подарили вам частицу красоты, добра и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять природу.
Вед.2: Мы говорим спасибо всем кто принял участие в лекции — концерте «Послушай музыку природы» и приглашаем на сцену.
Вед.: До свидания! До новых встреч!
Список используемых источников и литературы
1.Музыка в школе — научно-методический журнал, Москва, 2017 г.
2.Сборник «Времена года». Родная природа в поэзии. Составитель В. Кузнецов. Москва, «Молодая гвардия», 1976 г.
3.Сборник «100 стихотворений о природе». Москва, 2016 г.
4.as-sol.net>publ/scenariy/priroda:muzyka/4-1-0-373
5.https://www.metod-kopilka.ry/scenariy-cocerta-lekcii-priroda-v-poezii-zhivopisi-60352.html