header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Сценарий лекции – концерта из цикла “Нескучная классика” “Послушай музыку природы”

11 мая, 2023
QR Code

Симонова Наталья Витальевна, преподаватель теоретических дисциплин
ГБУДО НСО “Куйбышевская ДШИ”

Сценарий лекции – концерта из цикла “Нескучная классика”                                               “Послушай  музыку природы”

Слайд №1 Заголовок “Послушай музыку природы”.
Учащиеся  хореографического  отделения  исполняют  танец “Бабочки”  (без объявления). №2 аудиозапись Танец бабочек.

Вед.1: Добрый  день, уважаемые преподаватели,  учащиеся,   родители! (слайд №1 Заголовок)   В  России  2015  год  был объявлен годом Литературы,  2016 – годом Кино, а 2017? Годом Экологии. Нашу лекцию – концерт, которая    называется “Послушай музыку природы”  из цикла “Нескучная классика”, мы посвящаем  уходящему  2017 году – году Экологии.  А  открыли её   учащиеся хореографического отделения танцем “Бабочки”.                                                Вед.2: Живёт    на   земле  человек.  Он  маленький,  а  земля   огромная. Человек  любит  свою  землю, свою  родину.  Каждый  стремится,  чтобы  его родина стала ещё  краше, ещё богаче, потому что она одна. Всё самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно и родина  тоже  одна.  Человек   любит родную природу.
Вед.1: Ребята, а вы   любите путешествовать?  Ну конечно  любите.  Но путешествия  бывают  разными.  Можно  сесть  в самолёт и улететь в далёкие страны,  а  можно  совершить  путешествие,  не  выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы.
Вед.2: Природа  удивительно разнообразна красками и формами:  жуки, бабочки,   стрекозы,   цветки,   капли  росы,  снежинки  –  какое  разнообразие красоты! А сколько в природе звуков – шум дождя, шелест листвы, завывание ветра  и   целые  многоголосия   хоров   насекомых  и    различных животных!
Лев  Бобрик  читает  стихотворение “Послушай: музыка вокруг” М. Ивенсен под видеофрагмент №3 Звуки природы (выходит без объявления).
Послушай: музыка вокруг. Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов, все на одной весёлой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
….Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как заскрипев, качнулись ели….
Вед.1: На  сцене  был  Лев  Бобрик,  а  мы начинаем  наше путешествие. (слайд №1 Заголовок)   Смена  времён   года  –  тема,  которая  испокон   веков   притягивает  внимание  композиторов,  поэтов  и  художников.  Они  черпают свои   замыслы,    наблюдая    их     в   природном   окружении,   восхищаются  красотой   родной   природы   и  вдохновляются   на  создание замечательных произведений.
Ребята, отгадайте загадку:
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовёт купаться……..лето.
Вед.2: Лето – это   самое   любимое  время  года  многих  из  вас.  Летом  всюду  привольно.  Высохли  низины,  леса,  поймы  лугов.  Пройдёт  дождь – стряхнёт пыль, умоет зелень, и снова сияет солнце, а  небо такое синее, что  в него хочется окунуться, как в море.
Тепло.  Июнь. Начало лета.
Иду по лугу я с цветком.
В наряды летние одеты
Порхают бабочки кругом.
Киселёва   Даша   исполнит  пьесу    Н. Ракова   “Бабочки”   (№4  видеозапись Полёт бабочки без звука).
Вед.1: Это что же там за диво?
Солнце светит, дождь идёт,
У реки большой красивый,
Мост из радуги встаёт.
Если солнце ярко светит,
Дождик льётся озорной,
Значит, этот дождик, дети
Называется – грибной.
На   сцене   Носоненко   Миша – Л. Иванова   “Грибной   дождик”  (слайд  №5 Грибной дождик).
         Вед.2: Славно   летом   в   деревне!   С  радушием  встречает   тебя   лес, укрывая от зноя тенью своей листвы. Зайдёшь  в поле – жара валит тебя с ног. Высокая трава  мягко  обвивает твоё  тело,  и   голова   кружится  от   терпких   запахов  медового  сока цветов  и  горьковатого  травяного  аромата.  Хорошо ребятам целый день на воздухе. Зимой сказки читают, а  летом  сказка  наяву. Расцветает шиповник (слайд №6 Шиповник).
Музыка Эдуарда Мак-Доуэлла, слова Тани Ковалёвой “Шиповник”. Встречайте, творческая группа “Весёлые нотки”.
(слайд №7 Кукушка)

Вед.1
: У кукушки  нет подружки,
Очень грустно жить кукушке.
И в лесу, и на лугу
Слышно грустное “Ку-ку”.
Я пойду на край опушки,
Я кукушке помогу.
Я ищу, ищу кукушку,
А увидеть не могу.
Есть стрекозы, есть лягушки,
Только нет нигде кукушки.
Как же ей помочь в беде,
Если нет её нигде?!
Пьесу Р. Шумана “Кукушка невидимка” исполнит Абельдинова Алина.
Вед.2: Ещё одна загадка:
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он – гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.  (Кузнечик)                                              (слайд №8 Шествие кузнечиков)
Сергей   Сергеевич   Прокофьев    написал    цикл   фортепианных   пьес “Детская музыка”. Одна из пьес называется “Шествие кузнечиков”. Её сейчас исполнит    Гаврилова   Лиза.  Мы  посмотрим  видеозапись  (№9)   т.к.   Лиза заболела.
Вед.1: Вы  наверное любовались красотой природы вечером, когда день угас, всё вокруг затихло, устало, замерло (слайд №10 Вечер).
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Тюленёва  Ангелина исполнит пьесу С. Прокофьева “Вечер”.
Вед.2: Наблюдая   за   осенней  природой,  мы  замечаем,  что  осень  не только    унылая,    но   и   красивая   пора   (слайд №11   Несказанная   осень). Появляются   золотые  листья  на   берёзе,  жёлтые  и  багряные   на  осине.  С  каждым    днём   сильнее    листопад.    Земля    покрывается    разноцветными красками.
Л. Колган “Несказанная осень” – на сцене ансамбль “Сибирские домрочки”.
Вед.1: Ребята, ответьте на наши вопросы:
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
Вед.2: 2. Как  в  России  называют  период  тёплой погоды в сентябре? (Бабье лето)
Вед.1: 3. Какие     птицы    считаются    лучшими    предсказателями    дождя?  (Ласточки и стрижи. Перед дождём насекомые, которыми  питаются    птицы,      не поднимаются высоко над землёй, а  из-за них  ласточкам  и  стрижам  тоже приходится   снижать   высоту   своего  полёта.  Говорят:  ласточки  и  стрижи летают низко днём – скоро будет дождь)
Вед.2: 4. Какое  универсальное  средство  от дождя было изобретено в Китае? (Зонт)
Вед.1: 5. Кто  из  древнегреческих  богов  управлял громом и молнией? (Зевс)
Молодцы!
Вед.2: А поздней осенью
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то лето,
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна
Листья сбросил.
Под ногами
Коврик новый –
Жёлто-розовый,
Кленовый (слайд №12 Опавшие листья).
Отроков Дмитрий Борисович исполнит пьесу Ж. Косма “Опавшие листья”.
         Вед.1: Осень  бывает  не  только  в  природе,  но  и  в жизни (слайд №13 Осень жизни). Весной природа просыпается, всё бурлит, всё радуется  жизни.  А   когда приходит осень, всё вокруг замирает, природа готовится ко сну. И в жизни  человека  всё  так  же.  В  пору  молодости  в душе  весна.  Чем старше становится  человек,  тем  больше печали  и  мудрости.  Это   можно   назвать осенью жизни.
И. Парфёнов “Пришла осенняя пора” –  Калинина Женя.
(слайд №14 Воробышку холодно)

Вед.2
: Холодно воробышку,
Воробушек дрожит.
А надо ведь воробышку
Хоть как-нибудь, да жить.
Я дам ему хлебушка,
Подкормлю немножко
И клювиком воробышек
Мне постучит в окошко.
Следующий  музыкальный  номер  так  и называется “Воробышкам холодно” Ж. Металлиди. На сцене Козупеева  Диана.
Вед.1: Ребята, а кто знает, что такое Северное сияние? Северное сияние одно  из  самых  необычных  красивейших  творений  природы,  когда  небо в полярных    областях    озаряется    зелёным,    желтоватым,   иногда  красным  сиянием. Этот феномен ещё называют авророй или полярным сиянием (слайд №15 Северное сияние).
На   сцене    дуэт:    Малахова    Любовь    Филаретовна    и   Чес     Светлана Александровна – С. Баневич “Северное сияние”.
Вед.2: Вечером зимним падают звёзды.
Падают звёзды на город морозный.
Тают неслышно звёзды – снежинки
И на ладони блестят как слезинки (слайд №16 Снежинки).
Бысова   Софья  и  Фатина  Татьяна   Владимировна – Г. Цыганова  “Звёзды – снежинки”.
Вед.1: А  вы  знаете,  в  старину,  люди  верили  в  то,  что  если  позвать  Весну,  да  погромче,  то  она  очень быстро придёт и принесёт с собой тепло. Все  вместе,  очень  дружно пели такие песни, которые называются  заклички
(слайд №17 Заклички).  Послушайте  заклички в исполнении класса народного пения.
         Вед.2: Пали  морозы  (слайд №18  Весенняя  песня).  Отзвенела   капель. Земля скинула с себя белые простыни снега. Природа проснулась.  Наступила  весна.  Мы  ждём   весну, ждём тепла, солнца, радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама.
Филиппова    Марина   Александровна   и   Стародубцева   Ольга   Николаевна   исполнят  “Весеннюю песню” Л. Моцарта.
Вед.1: Говорят “сосулька плачет”.
Здесь – ошибка, не иначе:
Солнце приласкать хотело,
А она вдруг заревела?
Непонятные дела,
Разве плачут от тепла? (слайд №19 Сосулька)
В. Наговицин   “Весёлый  лучик  и  плачущая  сосулька”.   На  сцене   Малахова Любовь Филаретовна.
Вед.2: Ребята, отгадайте загадку:
Первый вылез из темницы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Подснежник, подснежник проснулся в лесу.
Подснежник, подснежник встречает весну.
П.И.  Чайковский   “Времена  года”  Апрель.  “Подснежник” ( видеофрагмент №20  используется  в  качестве   музыкального  сопровождения  к следующей легенде).
Вед.1:  Существуют   легенды  про   подснежник.   Вот   одна   из    них.  Старуха Зима напустила   своих   слуг   Стужу  с  Ветром  на  землю  напугать  всех,   кто   с   нетерпением   ждал   Весну.   Все   цветы,  кроме подснежника,  испугались её угроз.  А он выпрямил свой стебелёк и выбрался из – под снега. Увидело   это   солнце  и,  восхитившись  небывалым мужеством  маленького цветка,  согрело  землю теплом. С той поры каждый  год именно подснежник открывает дорогу Весне.
Вед.2: Человечество  живёт   в   мире природы,  а  значит нас постоянно сопровождают   различные  природные  явления. Одно  из  них – гроза  (слайд №21 Гроза). Она  является   настоящим  буйством  стихии    и   одновременно   завораживает   и   устрашает.    Ребята,   а   чем   опасна   гроза?  (Она   может  привести:    к   пожару,  ранению   или  гибели  людей,   разрушению   зданий, деревьев)
Вед.1:  А   что   нельзя,   ни   в   коем  случае,  делать  во  время   грозы? (Находиться    возле  линий   электропередач  и  возле  окон;   прятаться   под деревьями; плавать в   водоёмах;    ездить   на    велосипеде;    забираться    на   возвышенности; пользоваться металлическими предметами и телефоном)
Вед.2: Давайте будем эти правила помнить и соблюдать.
А. Гедике “Гроза”. На сцене Никифоров Данил.
(слайд №1 Заголовок)
Вед.1: Заканчивая  наше  воображаемое  путешествие  в  мир красоты, в   мир    природы – хочется   сказать,   что   это   путешествие      только – только  началось.   Книга   природы   есть   неисчерпаемый   источник  познания   для человека, вам придётся  открывать  её  страницы всю жизнь.   Ещё   когда – то   великий  художник  Леонардо де  Винчи  сказал:  “В  наставницы  себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, запоминайте  её  краски, звуки, пишите стихи и рисуйте картины.
Вед.: Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире
Смотри какого цвета
Огромная планета.
Вед.1: Мы  надеемся,  что прозвучавшие стихи  и  музыка подарили вам частицу  красоты,  добра  и  надежды  на  то,  что  мы  будем  счастливы, если будем любить и охранять природу.
Вед.2: Мы   говорим   спасибо   всем   кто  принял    участие  в  лекции – концерте “Послушай музыку природы” и приглашаем на сцену.
Вед.: До свидания! До новых встреч!

                 Список используемых источников и литературы
1.Музыка в школе – научно-методический журнал, Москва, 2017 г.
2.Сборник    “Времена   года”.   Родная    природа    в    поэзии.     Составитель    В. Кузнецов. Москва, “Молодая гвардия”, 1976 г.
3.Сборник “100 стихотворений о природе”. Москва, 2016 г.
4.as-sol.net>publ/scenariy/priroda:muzyka/4-1-0-373
5.https://www.metod-kopilka.ry/scenariy-cocerta-lekcii-priroda-v-poezii-zhivopisi-60352.html

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram