Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7. МЫ РАБОТАЕМ ВСЕ ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ.

Сценарий концерта «По страницам оперной классики»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Сценарий концерта

«По страницам оперной классики»

 Презентация доступна по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/NoJa/eV5nNoQFp

Авторы:

Гетьманенко Елена Владимировна (преподаватель сольного пения )

Пьяных Таисия Андреевна (преподаватель фортепиано)

Фаленкова Татьяна Владимировна (преподаватель фортепиано)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования музыкальная школа №2 г. Донецка (МБУ ДО МШ №2 г. Донецка)

г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Слайд 1

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!

Слайд 2

Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –

Живого голоса чарующая власть,
Что проникает в сердце без преграды,
Когда он льется, радостно искрясь,
Напоминая нам, что счастье рядом.

Слайд 3

Опера… Уже более четырех веков этот жанр владеет сердцами и мыслями миллионов людей. При первых звуках оркестра в зрительном зале возникает та особая атмосфера подъема, волнения, праздничности, которая неизменно сопровождает оперный спектакль. Это чувство приподнятости равняет всех — и знатоков вокального искусства, и неподготовленных слушателей.

Слайд 4

Как можно не любить оперу! Сочетание музыки и драмы, участие огромного исполнительского коллектива – хора и оркестра, солистов, живописность зрелища  — все это создает незабываемое художественное впечатление. Мы лишь немного, в меру своих скромных возможностей, попытаемся  прикоснуться  к этому чуду.

Слайд 5

Гордостью Донбасского края является Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. Анатолия Борисовича Соловьяненко.

Слайд 6

Я с удовольствием хочу представить наших гостей – народного артиста Украины, художественного руководителя  Донецкого государственного академического театра оперы и балета – Вадима Яковлевича Писарева и солистку театра Елену Ивановну Бабич. Спасибо, что нашли время в плотном творческом графике для встречи с коллективом педагогов и учащихся нашей школы.

Слайд 7-12

  1. Роберт Шуман «Отзвуки театра»

Слайд 13

Я приглашаю вас приоткрыть кулису времени и заглянуть в прошлое. Зародилась опера в Италии. Первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике итальянским композитором Якопо Пери.

Слайд 14-15

Позже, к этому же сюжету обратился Клаудио Монтеверди и Кристофер Глюк. В тематике оперных спектаклей часто использовались мифические и сказочные мотивы.

Слайд 16

В 1791 году в Вене, в театре «Ауф дер Виден», состоялась премьера «Волшебной флейты» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта опера излучала очарование сказки и очень быстро получила любовь и признание публики. Композитор писал жене во время постановок в театре «Ауф дер Виден»: «Зал неизменно полон. Дуэт Памины и Папагено и „Колокольчики“ из первого акта, как и прежде, требуют исполнить на бис».

Слайд 17

  1. Вольфганг Амадей Моцарт Ария Папагено

из оперы «Волшебная флейта»

Слайд 18

Основными центрами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.

Если бы перед нами оказались афиши декадного репертуара всех оперных театров страны, то в каждой из них мы нашли бы названия двух, а возможно, и трех опер, написанных французскими композиторами.

Слайд 19

Во всяком случае, трудно представить себе такую оперную труппу, которая не ставила бы «Кармен» Жоржа Бизе или «Фауста» Шарля Гуно. Несомненно, эти произведения входят в золотой фонд мировой оперной классики, и время не властно заставить потускнеть их чудесные музыкальные краски.

Слайд 20

Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Поэтому для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит. Это ему удалось блестяще!

Слайд 21

  1. Жорж Бизе Куплеты Тореадора из оперы «Кармен»

Слайд 22

В России опера зародилась в эпоху классического расцвета итальянской, французской и немецкой оперы. К XIX она веку не только догнала другие национальные оперные школы, но и опередила их.

Слайд 23

«Неизгладимыми буквами в истории русского искусства начертано 27 ноября 1836 года,  — писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов.  На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза.

Слайд 24

С оперою «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки случилось именно такое исключение». Критик Владимир Одоевский писал: «С оперы Глинки начинается новый период – период русской музыки».

Слайд 25-26

На премьере присутствовал император Николай I. В знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.

Слайд 27

  1. Михаил Глинка Танец из оперы «Иван Сусанин»

Слайд 28

Особое место в русской музыке занимает творчество Петра Ильича Чайковского.

Слайд 29-30

Созданные им три балета — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, произведениями глубоко новаторскими, определившими последующее развитие русского балета.

Слайд 31-32

Оперы композитора – «Евгений Онегин», «Иоланта», «Черевички» — идут на различных сценах во всем мире, ими восхищаются миллионы любителей музыкального театра.

Слайд 33

Опера  «Пиковая дама», написанная по мотивам повести Пушкина, была сочинена за 44 дня. Композитор значительно переосмыслил сюжет и характеры действующих лиц литературного источника, приблизив их к современности.

Слайд 34-35

  1. Петр Чайковский Романс Полины из оперы «Пиковая дама»

Слайд 36-37

Николая Андреевича Римского-Корсакова часто называют композитором – сказочником. Где, когда и кем были затронуты в его душе струны, отозвавшиеся русской стариной, народными песнями, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия – нам неведомо…

Слайд 38-39

Опера «Снегурочка» поражает удивительно чутким воспроизведением обрядов древнего язычества и чудесных образов народных сказок. Музыкальный материал оперы проникнут неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашен мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы.

Слайд 40 — 41

  1. Николай Римский – Корсаков Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»

Слайд 42

А сейчас перенесемся в далекую Богемию, где разворачивается история о романтической любви между простыми людьми, о потусторонних силах зла, о дьяволе, представшем в образе одного из персонажей, и о событиях, происшедших в таинственной Волчьей долине.

Слайд 43

Оперу Вебера «Вольный стрелок» со дня премьеры сопровождает счастливая звезда. Она обошла сцены всей Европы. Многие её мелодии и, прежде всего, хоры завоевали большую популярность.

Слайд 44

  1. Карл Мария Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Слайд 45

И снова мы на родине оперы – в Италии. Всего пять месяцев понадобилось Руджеро Леонкавалло для написания либретто и партитуры «Паяцев».

Слайд 46

Опера была поставлена в Милане в 1892 г. под руководством молодого Артуро Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Ариозо Канио считается одной из самых трогательных в оперном репертуаре. Боль Канио изображается в арии на примере понятия «трагический клоун»: улыбается внешне, но плачет внутри.

Слайд 47

Запись этой арии в исполнении Энрико Карузо (1904) стала первой в истории, проданной миллионным тиражом.

Слайд 48-49

  1. Руджеро Леонковалло Ария Канио из оперы «Паяцы»

Слайд 50

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы «Вилиссы» состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум.

Слайд 51

Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто, великолепным мелодистом и в то же время – обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка и действие должны быть единым целым.

Слайд 52

  1. Джакомо Пуччини Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки»

Слайд 53-54

А сейчас мы с вами перенесемся в сказочную Норвегию. Мифологические персонажи норвежского романтического эпоса оживают в прекрасном балете «Пер Гюнт» Эдварда Грига.

Слайд 55-56

Балет в 2-х действиях по мотивам драматической поэмы Г. Ибсена особенно близок донецкому зрителю. Либретто к спектаклю создали Юрий Станишевский и художественный руководитель Донбасс оперы, народный артист Украины Вадим Яковлевич Писарев. 17 мая 1997 года балет был показан на праздновании тысячелетия первой столицы Норвегии — г. Трондхейме.

Слайд 57

Интересна история музыкальной картины «Утро». Прогуливаясь в лесу около Бергена, Эдвард Григ встретил маленькую девочку с двумя рыжими косичками, дочь лесника Дагни Педерсен. Смущенному композитору нечего было подарить ребенку, и он пообещал исправить эту оплошность в будущем, лет через 10. Девочка тогда очень удивилась этому необычному оправданию. Прошли годы… Однажды, на концерте симфонической музыки, Дагни услышала своё имя. А потом случилось чудо.

Слайд 58

Она услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Это был подарок того смешного старичка, с которым когда-то она встретилась на лесной тропинке.

  1. Эдвард Григ Утро из балета «Пер Гюнт»

Слайд 59

И снова нас ждёт встреча с русской оперой, которая является одной из непревзойдённых вершин классического оперного наследия – «Пиковой дамой» Петра Ильича Чайковского.

Слайд 60

В этом спектакле на сцене Большого театра блистала наша соотечественница – гордость Донецкого края – Людмила Степановна Шемчук.

Слайд 61-62

  1. Петр Чайковский Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама»

Слайд 63

В 1924 году из-под пера Юрия Олеши выходит сказка «Три толстяка». И в этом же году рождается мальчик, чье имя тесно будет связано с этим литературным произведением – Владимир Рубин. Юрий Олеша, прослушав оперу в исполнении композитора, сказал о своем впечатлении: «Передо мной вырастало творение, в котором участвовали те же персонажи, но, если можно так выразиться, прекрасно чужие для меня… И когда мне было показано, что для талантливого композитора вдохновиться чужим произведением — значит создать свое произведение, и похожее, и не похожее на первообраз, как похожи и не похожи братья, я стал испытывать чувство гордости. Как хорошо, подумал я, что именно мое произведение вдохновило такого артиста…»

Слайд 64-66

  1. Владимир Рубин «Девочка Суок» из оперы «Три толстяка»

А сейчас на сцене появится не кукольная, а самой настоящей девчонка – озорница.

Слайд 67

  1. Исаак Дунаевский Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер»

Слайд 68

«Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему», —  писал наш великий соотечественник, Сергей Сергеевич Прокофьев. Не случайно его творческий взор обратился к роману-эпопее Льва Толстого  «Война и мир». В свое время идея написать оперу по такому масштабному литературному источнику была очень дерзкой и смелой затеей. Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, создав легендарную одноименную оперу. Дмитрий Шостакович писал: «Я, как и многие другие, считаю эту оперу гениальной».

Слайд 69-71

  1. Сергей Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир»

Слайд 72

Наше путешествие мы начали с Италии, родины оперы. Один из цветов флага Итальянской Республики – зеленый, verde, verdi…

Слайд 73       

Удивительное провидение выбрало человека с созвучным именем, Джузеппе Верди, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем.

Слайд 74

Оперу «Риголетто» Верди считал своим лучшим творением. Премьера спектакля была весьма успешной. Об этом говорит и тот факт, что публика, расходясь по домам, еще долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога.

Слайд 75-76

  1. Джузеппе Верди  Хор из оперы «Риголетто»

Слайд 77

Ведущая:  Дорогие друзья! Вот и подходит к концу наша встреча. Опера — это бесконечный кладезь чувств и эмоций, облечённых в звук, высший уровень мастерства композитора и исполнителя.  Это уникальный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО МУЗЫКА. Мы надеемся, что наше творческое общение теплом отзовется в ваших сердцах! Мира всем, благополучия и до новых встреч!

 

QR Code