Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

РОСПИСЬ ПО КОЖЕ И СПИЛКУ.

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

 

РОСПИСЬ ПО КОЖЕ И СПИЛКУ
Фролова А.Н.
муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств городского округа Эгвекинот» с. Рыркайпий

Производство и обработка кожи — одно из древнейших занятий человека. Об этом свидетельствуют первобытные орудия скобления и распарывания, изготовленные из камня и кости.
Вначале кожи, снятые с животных, использовали в сыром виде, но такая кожа быстро портилась от влаги, чему очень способствовало образование разлагающих белков. В скором времени наши предки стали пользоваться средствами, которые препятствовали порче, делали кожу мягче и тем самым повышали ее годность к применению. Этой цели прежде всего служил жир или мозг убитых животных, которым пробовали смягчить высушенные на солнце кожи. Около 8000 лет до н.э. образовался древнейший процесс дубления, так называемое жировое дубление, которое благодаря простоте и быстроте используется и по сей день кочевыми народами.
После дубления кожу мяли зубчатым ножом, который сначала изготовляли из конского черепа, а позднее – из дерева.
Еще не так давно у эскимосов занятием женщин было смягчение кожи путем жевания с последующей обработкой ее рыбьим или тюленьим жиром. Другой способ дубления – так называемое краснодубление, когда при дублении применяют растительные танниды.
Дубильные отвары готовили главным образом из дубовой коры, желудей, но пригодна также кора каштана, ивы, сосны и ели, дубильщиками использовались листья гамбира и кустов семерце.
В середине века расцвели кожевенно-дубильные и обрабатывающие ремесла. В это время кожи окрашивали в основном в растительных отварах. Для получения желтого цвета использовали незрелые плоды черного тмина и красящую ромашку, красного -плоды диких яблок, вермут, гранаты, черного — верлит, железный лом и хлебные корки, коричневого-желуди. Естественно, для приготовления красящих отваров и крашения у каждого ремесленника были свои рецепты.
В 1920-е годы широко проводятся научные обоснования основных принципов кожевенного производства, но сам процесс дубления во всех подробностях и по сей день, раскрыть не удалось. Начались поиски изобретения искусственных дубильных растворов, которыми сейчас широко пользуются на кожевенных заводах. Наука, химическая промышленность, механизация значительно продвинули вперед кожевенное производство.
Роспись по коже и спилку (спилок-род замши) естественными красителями применялась народами Севера с давних времен. Чукчи и эскимосы для окрашивания использовали цветные глины, охру, графит, сажу. Окрашивание и нанесение определенных знаков, рисунков или орнамента производилось как в магических целях на ритуальных предметах, так и для украшения бытовых изделий. Многие рисунки иллюстрировали различные события, являясь своеобразной изобразительной летописью жизни народа.
Традиция изобразительного рассказа, которая в настоящее время нашла яркое воплощение в творчестве народных мастеров-граверов по моржовому клыку, ведет свои истоки от более древнего ремесла-росписи по коже. Оно было распространено как на побережье, так и в континентальных районах Чукотки. Для росписи подготавливали хорошо выделанную кожу молодых телят оленей, которой при крое придавали иногда форму круга или овала. Мотивы росписей были самыми разнообразными. Многие из них фиксировали наиболее важные события из жизни поселка: сцены праздников, перекочевок, случаи с охотниками на промысле — в море и тундре. Встречались росписи, содержащие не только изобразительную, но и статистическую информацию, передаваемую в изобразительных символах: о количестве добытого зверя или прошедших за определенный период снежных бурь и пург.
Роспись носила силуэтный характер, выполнялась контурным рисунком с заполнением красителями плоскости внутри силуэта и напоминала по стилистике петроглифы, по существу являясь своеобразной формой пиктографии-древнейшего вида письма рисунками.
Краску готовили из смеси тонко растертой глины с толченой ольховой корой, получая насыщенные яркие охристые тона. Разводили до жидкой консистенции и кончиком остро заточенной ольховой палочки наносили контуры рисунка, а затем закрашивали силуэты изнутри. Для получения черного цвета использовали сажу смешанную с животным жиром, такая смесь давала глубокий матовый тон, обладала большой прочностью и не смывалась.
С течением времени и неизбежными переменами быта эта традиция ушла в прошлое, появились новые материалы, разнообразные краски фабричного производства. В 70-х годах Научно-исследовательский институт художественной промышленности предложил мастерам швейного цеха и граверам попробовать свои силы в росписи по спилку. В качестве красителей использовались типографская краска, фломастеры, тушь и другие материалы. Характер росписи на этих панно носит подчеркнуто плоскостный декоративный характер и обычно построен на двух-трех сближенных по цвету сочетаниях.
Роспись обычно сочетается с другими разнообразными художественными приемами – продержками, бахромой, оплеткой, тесьмой и т.д. Настенные панно и другие изделия из спилка с росписью на традиционные темы свидетельствуют о широте творческих возможностей современных мастеров. Кроме настенных панно, мастера делают и декоративные ярары (бубны). В прошлом бубен изготавливался из моржового желудка, который туго натягивался на обруч из китового уса. Роспись на бубнах еще более лаконичная, чем на панно: лежащий морж, несущиеся олени. Изображения сплошь залиты цветом.
В настоящее время активизировалось производство таких предметов, создаваемых на основе традиционных изделий, как сумки, кошельки, очечники и многое другое.
Батик — в первую очередь текстильная техника, но он традиционно используется и для отделки кожи. Во время росписи в технике батика узор наносится на кожу не красками, а расплавленным пчелиным воском, затем изделие окрашивается в какой-то цвет, по усмотрению изготовителя, при этом части, закрытые воском, сохранят первоначальный цвет. После росписи воск можно удалить многократными сгибаниями, тупым ножом или ручкой ножа.
Отделке батиком подлежат только кожи натурального цвета или кожи, окрашенные в бочках. В процессе работы нужно использовать горячий расплавленный воск. Для этого необходимы приспособления. Из согнутой проволоки делается маленькая подставка для железной коробочки, в которую наливается воск. Она должна быть такой высоты, чтобы под нее удобно помещалась свечка. Если обмакивать туда тонкую кисть, то нужно учитывать, что кипящий воск быстро разрушает волоски.
Первые пробы следует провести не на коже, а на бумаге. Работать будет удобнее и лучше, если изготовить специальный инструмент для батика, который используется также и для раскраски пасхальных яиц. В деревянную палочку закрепляется тонкая медная трубочка (например, кончик от шариковой ручки), в которую вставляется один волосок свиной щетины. Им макают в горячий воск и, проводя до конца по рисунку, получают ровную линию.
Самым удобным является инструмент, представляющий собой большую ложку с носиком (чантинг), откуда медленно тонкой струйкой льется воск. Роспись производится ровными, мягкими движениями. Мотивы по возможности следует выбрать простые, так как воск очень быстро застывает; в том месте, где линия будет прервана, а затем продолжена, образуется утолщение. Сейчас уже существуют современные акриловые краски, которыми намного проще и удобнее пользоваться. Они радуют нас яркостью и многообразием палитры.
Список литературы:
1. Т. Ткаченко «Изделия из кожи своими руками» Издательство «Феникс» 2005г.
2. Л.В. Андреева, В. В. Горбачева «Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока» Издательство «Магадан» 1990 г.
3. Т.Б. Митлянская «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» Издательство «Просвещение» 1983г.

QR Code