Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

«Роспись и декорирование глиняной тарелочки (таштабак) башкирским орнаментом»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

План-конспект открытого урока

Тема: «Роспись и декорирование глиняной тарелочки (таштабак) башкирским орнаментом»

Предмет: композиция

Место темы в рабочей программе: «Башкирский орнамент»

Класс: 2-ой, группа 21

Особенности группы: девочки и мальчики, возраст 10-11 лет, занимающиеся по дополнительной предпрофессиональной 5-летней программе «Живопись»

Общедидактическая цель: создать условия для обучения и систематизации обучающимися материала по теме «Роспись и декорирование глиняной тарелочки (таштабак) башкирским орнаментом»

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить и обобщить знания о башкирском орнаменте и его особенностях;
  • закрепить и систематизировать знания об использовании национального башкирского орнамента;
  • закрепить умения работы кистью и контурами по керамике в изображении национального характера орнаментальных мотивов в композиции;
  • закрепить знания о последовательности декорирования глиняной тарелочки;
  • расширять представления учащихся о свойствах композиции.

Развивающие:

  • способствовать развитию образного мышления и творческой активности;
  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к культурному наследию и творчеству башкирского народа;
  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость;

Тип урока: комбинированный

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Продолжительность: 45 минут.

Необходимые инструменты и материалы

Для учащихся (на каждого) Для учителя
1)      Муштабель

2)      Кисти синтетические (набор 1-5)

3)      Краски акриловые по стеклу и керамике (набор 6 цветов)

4)      Контуры по керамике (чёрный, белый, красный, жёлтый)

5)      Стаканчики для воды

6)      Влажные салфетки, бумажные салфетки, ватные палочки

7)      Тарелочки глиняные для росписи

8)      Цветной эскиз тарелочки

9)      Круглые бумажные шаблоны (красный, жёлтый, зелёный)

10)   Подставки под тарелочки

1)      Готовые образцы тарелочек на подставках

2)      Технологическая карта

3)      Мультимедийный проектор

4)      Экран

5)      Компьютер или ноутбук

6)      Компьютерная презентация

7)      Иллюстрации с башкирскими орнаментами

8)      Таблица для игры

9)      Магниты

10)   Магнитофон

11)   Указка

 

План урока

  • Организационная часть – 2 мин.
  • Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
  • Повторение пройденного материала и проверка знаний – 5 мин.
  • Ознакомление с новым материалом – 7 мин.
  • Практическая работа – 20 мин.
  • Подведение итогов – 10 мин.

 

Ход урока

  • Организационная часть

Ребята, здравствуйте! Вижу , что все необходимое у вас находится на столе и мы начинаем наш открытый урок по композиции . Я подготовила для вас необычное задание ,выполнение которого поможет вам лучше понять тему сегодняшнего урока .Я  попрошу вас взять в руки красный и зеленый круглые шаблоны, встать в 2 линии по 5 человек плотно друг к другу. Красный шаблон возьмите в правую руку, а зеленый — в левую. Согните обе руки в локтях .  Посмотрите что у вас получилось. Теперь левую чуть — чуть опустите. Улыбнитесь друг другу .  Что, по-вашему, вы сейчас изобразили? (Ответы обучающихся) Вы изобразили  орнамент, основанный на повторе и чередовании составляющих элементов. (Показ 1 слайда «Орнаментальная композиция»). Посмотрите на его схематическое изображение.

А вы в этом орнаменте выполняли роль чего? (Ответы обучающихся) Роль элементов.

Спасибо. Займите, пожалуйста, ваши рабочие места.

2)Сообщение темы и цели урока

Герой нашего сегодняшнего урока-башкирский орнамент как один из древнейших видов искусства . Каждый его завиток и фигура несет в себе драгоценную информацию из глубины веков. Что такое орнамент? Какова его роль и особенности  в композиции? И каково современное прочтение  башкирского орнамента? Об этом и многом другом мы будем говорить на уроке. Так же мы продолжим и завершим работу по росписи  и декорированию глиняной тарелочки согласно вашему подготовленному эскизу.

3)Повторение пройденного материала и проверка знаний

Но прежде давайте вспомним, как переводится слово орнамент и что оно обозначает. Отвечайте сидя, но по поднятой руке. (Ответы детей). Слово «орнамент» исходит от латинского слова «орнимантум» — украшение. Элементы узора, словно слова из летописи наших предков рассказывают нам о жизни, традициях, природе нашего края и для того, чтобы понимать национальную историю, важно знать уникальный язык орнамента.

На предыдущих занятиях вы познакомились с основными элементами и особенностями башкирского орнамента. Давайте проверим, как вы запомнили материал и поиграем. Игра называется  «Правда или нет» (вывешиваю на доску правила игры). У вас на столах лежат круглые  шаблоны 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный.  Отвечая на вопрос «да» — вы поднимаете зелёный шаблон. Если «нет» — поднимаете красный. Если можете дополнить ответ, то к красному или зелёному добавляете жёлтый.  Условия игры понятны?

  • Орнамент в древности предназначался для украшения различных предметов ?
  • Основные виды башкирского орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный (Нет)
  • Орнамент – это выражение и воплощение ритма? (Да)
  • Любимые цвета в древнем башкирском орнаменте: красный, голубой, лиловый, чёрный? (Нет)
  • Правильно ли названы значения элементов башкирского орнамента? (Нет, 4 – частокол)

 

 

  • Правда ли, что все символы обозначают юрту? (да, но 2 символ также обозначает амулет)
  • Правда ли, что все символы обозначают солнцеворот? (Нет, 3-пастбище)

 

 

 

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. (Убираю правила игры с доски)

4)Ознакомление с новым материалом.

Принципы создания орнамента бережно передавалось из поколения в поколение. Так, традиционное искусство сохранилось до наших дней. Но для того, чтобы орнаменты были живыми, наполненными смыслом и красотой, простого копирования мало. Сегодня национальные мастера и художники-дизайнеры обращаются к теме народного искусства, находя в нем живой источник вдохновения и творческих идей. И каждый художник вносит в свое произведение нечто особенное. Ребята, а где в настоящее время мы можем встретить башкирский орнамент? (Ответы детей) А может быть вы знаете какой по размеру самый большой башкирский орнамент и где он находится?) Давайте посмотрим презентацию «Современное применение башкирского орнамента», из которой вы узнаете о возрождении орнамента и получите ответ на мой вопрос. (Включаю презентацию)

1 слайд

Простой, геометрически правильный, ритмичный узор хорошо сочетается с различными современными направлениями и стилями, поэтому не теряет своей актуальности.

2 слайд

Национальный башкирский орнамент изображен на государственном гербе нашей республики. Кускар обрамляет памятник  Салавату Юлаеву . Дизайн герба разработал заслуженный работник культуры РБ Фазледин  Ислахов.

3 слайд

На государственном флаге нашей республики в центре белой полосы золотистым цветом изображен круг, а в нем стилизованный цветок курая. Дизайн флага создали: редактор издательства «Китап» Масалимов У.Т. и студентка Уфимского училища искусств Асабина О.В.

4 слайд

Орнаменты участвуют в оформлении различных всероссийских и международных мероприятий, проходящих в Башкортостане. В 2015 Россия встречала  саммиты БРИКС и ШОС ( Это встречи и переговоры на высшем уровне). Эти 2 глобальных форума проходили одновременно в столице Башкортостана.  Дизайнерами был разработан логотип , фирменный стиль  для оформления общего пространства  саммитов .

5 слайд

Часто национальный орнамент встречается в архитектуре населенных пунктов Башкортостана. Им украшают панели , монументальные здания. К примеру, здание Конгресс- холла «Торатау» в Уфе. Это новый многофункциональный центр , где проходят конгрессы ,встречи ,семинары ученых ,политиков , экономистов .  Здесь установлен остекленный фасад с самым большим башкирским орнаментом ,протяженность которого  составляет 179 м и площадью  2377 кв.м. Это впечатляет ! Кстати, здесь же у Конгресс-холла находится и самый большой фонтан. Сложенный в виде цветка курая , фонтан является визитной карточкой города .Теперь вы знаете где находится самый большой башкирский орнамент!

6 слайд

Во время транспортной реформы 2019 года крупнейший автотранспортный комплекс «Башавтотранс» получил более 500 новеньких автобусов, под крышей которых красовались «бараньи рожки». Элемент башкирского орнамента появился и на логотипе транспортного предприятия .

7 слайд

Орнамент сопровождает нас повсюду, Он так привычен, что мы его порой не замечаем. Орнамент присутствует  в дизайне книг ,журналов , упаковки .

8 слайд

Орнамент  можно встретить на разных предметах: от ювелирных изделий до различных аксессуаров. В качестве примера вы видите красивый комплект , состоящий из нагрудника и сережек .

9 слайд

Человеку всегда было свойственно украшать свой дом или то место, где он находится. Орнамент присутствует в различных предметах интерьера, выполненных в различных техниках и материалах: мебели, картинах, текстиле. В зависимости от украшаемого предмета ,выбирается расцветка ,детали орнамента ,масштаб элементов ,тип композиционного построения  в рисунке.

10 слайд

Так же орнамент присутствует на посуде. Башкиры –очень гостеприимный народ . Гостя всегда встретят ,накроют стол , поставив лучшие угощения и самую красивую посуду  . Современные мастера наряду с традиционным материалом для посуды –деревом, так же используют керамику и фарфор и украшают ее орнаментом с национальным характером. Посмотрите на изделия мастеров художественно – производственного объединения «Агидель», представленные на стеллаже. Каждый мастер переосмысливает уже знакомые узоры и вносит свое понимание красоты. Композиция орнамента также очень своеобразна ;мелкие элементы вписываются в крупные ,геометрические формы с четкими ,определенными границами .

11 слайд

Орнамент многолик и многообразен. Являясь  универсальным видом искусства ,орнамент  стал очень популярен в декоративных тарелочках .

5) Практическая работа.

Сегодня мы с вами завершаем цикл уроков, посвященных башкирской посуде.

Ознакомившись с историческими традициями башкирской посудой , вы на уроках скульптуры слепили плоскую глиняную тарелку . «Таштабак» или «Тэрилкя»-так по-башкирски звучит ее название. На уроках композиции изучили элементы башкирского орнамента и виды композиций, используемые на посуде. И  сами придумали эскиз для росписи тарелочки. Согласно цветному эскизу мы заканчиваем работу по росписи и декорированию.

Но прежде давайте обратимся к технологической карте. (вывешиваю на доску) Кто сможет рассказать о последовательности работы над тарелочкой? (Один из учащихся рассказывает и показывает указкой)

В ходе работы необходимо помнить и о приемах работы кистью. (Вывешиваю на доску наглядность). Ребята, кто из вас расскажет об этом? ( Один из учащихся рассказывает и показывает указкой)

Какие правила работы акриловыми красками и контурами вы знаете? (Ответы детей)

-Работа ведется аккуратно. Одну руку кладем на муштабель, чтобы она была зафиксирована, а другой рукой подкручиваем тарелочку для удобного нанесения краски.

-Роспись ведем чистыми цветами  .

-При переходе на другой цвет кисть промываем водой и тщательно обсушиваем салфеткой.

-При работе контурами вначале пробуем немного выдавить краску на бумажную салфетку, затем чуть-чуть поддавливая тюбик, наносим изображение либо сплошной линией, не отрывая от поверхности, либо используем прием точечной росписи , ставя одинаковые точки на одинаковом расстоянии.

-Если допустили ошибку, можно воспользоваться ватной палочкой или салфеткой, стерев изображение, пока краска не загустела.

Приступайте к работе. Удачи вам! (Учащиеся работают под музыку. Во время работы слежу за правильной посадкой учащихся).

  • Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу. Мне интересно, что у вас получилось?! Покажите свою тарелочку и расскажите о ней: какую композицию вы использовали, элементы, составляющие узор,  тип орнамента ,цветовое решение и т.д. (Последний слайд : рефлексия. Учащиеся анализируют свои работы и выставляют тарелочки на подставки ).

Предметы быта создаются традиционно, вручную  . Но лишь рука мастера делает простые вещи уникальными . Вглядитесь в орнамент ,и он как красивый рассказчик поведает вам о своем народе и крае .  Научившись читать узор и понимать  язык  наших предков ,вы  создали свой собственный уникальный  орнамент. Значит не утрачена живая связь с прошлым нашего народа  . Результатом урока стала небольшая , но очень красивая выставка Говорят, что орнамент –это застывшая поэзия . Наше знакомство с башкирским орнаментом я хочу завершить красивыми поэтическими строчками  Розы Даутовой:

В башкирском узоре — цвет меда , пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба  , земли плодородной,

Цвет красных цветов  , родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

 

Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня. Спасибо вам за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

А. В. Колбина. Башкирский орнамент в развитии ребёнка;

Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно‑прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 2019;

Хисматуллина Н. Х. Орнаментально‑колористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2020;

Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от Тамги до Авангарда. Уфа, 2018;

Мавлютова З. А. Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика (статья в интернете);

QR Code