Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 им. Н. Метнера» г. Обнинска
Методический доклад на тему:
«Роль взаимодействия родителей с детьми, обучающимися на отделениях специального фортепиано в Детских школах искусств, в воспитании здоровой личности»
Автор:
Чуб Наталья Дмитриевна
преподаватель по классу фортепиано
г. Обнинск, 2025г.
Актуальность воспитания здоровой личности становится объективной потребностью современности в период социальной модернизации. В связи с цифровизацией и гаджетизацией, возросла информационная перегрузка детей, остро стоит сейчас вопрос профилактики различных форм зависимостей, необходимости формирования навыков живого взаимодействия, воспитания высокоразвитой, социально-адаптированной личности. Именно это является основной целью детских школ искусств. Однако успешность обучения детей в них в значительной мере зависит от поддержки семьи, как мира первоначального формирования ребенка, где закладывается основа его личности.
Несмотря на различия, существующие в определениях понятия «личность» (изучается такими науками, как психология, философия, педагогика, а так же социология, и другие науки.), между ними имеются черты сходства. В общем понятие «личность» характеризует человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений, соединяя в единое целое общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально-неповторимые его свойства. Личность может сформироваться только при общении человека с другими людьми, в различных видах деятельности, в овладении им общественных форм сознания и поведения, которые приобретаются в процессе обучения, воспитания и взаимодействия.
Взаимодействие ребенка с родителями – это первый опыт взаимодействия с окружающим миром. В семье формируются культура общения, модели поведения с другими людьми, которые во взрослом возрасте переносятся на свою семью.
Исследования показывают, что наиболее благоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает демократический стиль взаимодействия, предполагающий равноправный диалог, установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе принятия родителем себя и безусловного эмпатического принятия ребенка. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребенка, характеризующейся высоким самопринятием и признанием самоценности Я, основанной на адекватном представлении о своих качествах и способностях. При этом важно, чтобы любой акт взаимодействия был направлен на укрепление самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа его Я, а коммуникация была безоценочной по отношению к личности ребёнка (даже похвала не должна содержать прямых оценок, описывая только действия и поступки). Именно при таких условиях достигается формирование целостной здоровой личности, в которой гармонично сочетаются умственное, физическое, психическое развитие и нравственные устои.
Основными признаками психологически здоровой личности являются:
- способность работать, выполняя задачи, которые человек ставит перед собой или получает извне;
- реалистичная и надёжная самооценка, позволяющая видеть свои сильные и слабые стороны без искажений, быстро восстанавливать её до прежнего уровня после уязвления, сохраняя уважение к себе;
- способность к самоконтролю (способность управлять своими импульсами, действиями и реакциями, особенно в сложных или стрессовых ситуациях;
- развитый эмоционально интеллект. Умение поставить себя на место другого человека, способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим процессом.
- система ценностных ориентаций;
Развитию всех этих качеств способствует обучение детей в ДШИ, однако одним из факторов успешности в становлении личности ребенка является участие в образовательном процессе семьи, как главного института воспитания. В психологических исследованиях неоднократно было показано, что Я-концепция ребенка первоначально формируется под влиянием ожиданий, мнений, оценок значимых взрослых. Такие суждения и оценки взрослых присваиваются детьми, начиная определять их собственное отношение к себе, результатам своей деятельности. Поэтому отношение родителей к обучению в музыкальной школе, оценки творческой активности и самореализации детей, озвучиваемые родителями в отношении детей, влияют и на самооценки детей, и на их отношение к образовательной деятельности в ДШИ, а в последующем оказывают значительно влияние и на результативность музыкального образования.
Многими учеными (А. Я. Варга, А. И. Захаров и др.) предложены характеристики типов детско-родительских отношений, рассмотрена психология родительства, структурированы различные типы семейного воспитания. Русский педагог-врач П. Ф. Лесгафт предложил поведенческую модель, состоящую из шести позиций родителей по отношению к детям, и описал результаты их влияния на личность ребенка:
- Равнодушные. Равнодушие родителей, неприятие и унижение, игнорирование его потребностей порождают в ребенке лицемерие, лживость, скудный интеллект и даже задержки умственного развития.
- Восторженные. Чрезмерное постоянное восхищение, сопоставление с образцом совершенства порождают в детях эгоизм, полное отсутствие самобытности, чрезмерную самоуверенность и высокое самомнение.
- Гармоничные. В семьях, где отношения между родителями гармоничны, строятся на искренней любви и взаимоуважении, где царят покой и счастье,
дети отличаются любознательностью, добросердечием, стремятся к обучению.
- Недовольные. Недовольство ребенком, его критика и порицание, частые обвинения формируют у ребенка постоянные гнев и обиду, ребенок растет эмоционально неуравновешенным, совершает дерзкие поступки.
- Оберегаемые. Баловство и оберегание ребенка, удовлетворение любой его прихоти, обращение как с младенцем, лишают ребенка самостоятельности, ограничивают умственную и физическую активность, порождают лень, социальную незрелость и неспособность взглянуть в лицо реальной жизни.
- Обеднённые. Социальный статус и финансовые трудности, отражающиеся на семейном климате, зачастую приводят к ощущению у ребенка заброшенности и несчастья, дети смотрят на происходящее с ними пессимистически, с чувством разочарования и горя.
В психологической литературе представлена широкая классификация типов семьи. Однако при всем разнообразии семей позиция родителей включает обязательные компоненты, характеризующие саму сущность материнства и отцовства, такие, как эмоциональная связь, стиль взаимодействия и контроля, способы разрешения проблемных ситуаций, сотрудничество, содружество и наставничество. И, конечно, к какому бы типу ни принадлежала семья, она оказывает существенное влияние на развитие ребёнка.
Обучение игре на инструменте – это трудный процесс, требующий от воспитанников выдержки, усидчивости, дисциплинированности, внимательности, мотивированности. Значительная часть нагрузки по музыкальному воспитанию обучающихся ложится на плечи их родителей. Успешность обучения, в том числе, зависит от соблюдения ребенком дисциплины, режима домашних занятий. Так как часто дети начинают обучение в ДШИ раньше обучения в общеобразовательных школах, то родителям необходимо овладеть практическими умениями для взаимодействия с ребенком в новом качестве. Для установления эффективного тайм-менеджмента составить индивидуальное расписание школьных и домашних занятий (они должны быть регулярными), выучить его с ребёнком, вовремя отправить на занятие, проконтролировать, всё ли необходимое собрано к уроку, проверить дневник. Данные действия способствуют выработке дисциплины у обучающихся, а старания родителей не пропадают даром. По результатам проведённых исследований, как правило, учащиеся ДШИ более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют дополнительной учебной работы.
Важно отметить, что воспитывая в ребёнке сознательную дисциплину, родителям не следует забывать о важности физического воспитания в семье. Регулярно выполняемые совместно с родителями комплексы физических упражнений не только снимают накопившееся у ребёнка в течение учебного дня мышечное напряжение, но и служат мероприятиями по профилактике и коррекции нарушений осанки, способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата детей и развивают их физические возможности для исполнения технически сложных произведений.
Взаимодействие родителей с детьми крайне важно и для развития музыкальных задатков. Ведь они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними. Родителям следует как можно чаще проявлять интерес к тому, чем занимается их ребёнок, на начальном этапе и в дальнейшем при необходимости помогать с выполнением домашних заданий, чтобы он чувствовал поддержку и заинтересованность в своей деятельности. Очень важно не допустить у ребёнка снижения мотивации к занятиям. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нём желание. Посещение родителями с детьми открытых уроков, концертов, на которых ребенок слышит, как хорошо играют другие дети, может способствовать тому, что он сам захочет играть так же хорошо. Поддержанию в ребёнке стремления и веры в свои силы способствует совместное с родителями музицирование, организация домашних концертов в привычной, непринуждённой обстановке.
Одна из самых важных черт личности ребенка проявляется в потребности к признанию. Педагоги-психологи А. Л. Крупенин и И. М. Крохина подчеркивают важность работы родителей, которые должны достаточно часто контактировать с ребенком, давая ему почувствовать себя неповторимым. Особенно ярко у ребенка потребность признания проявляется в творческой деятельности, связанной с публичной демонстрацией достижения каких-либо результатов. Л.С. Выготский в «Психологии искусства» писал, что желание заниматься на музыкальном инструменте усиливается, когда ребенок видит плоды своего труда. Поэтому очень важно, чтобы родители содействовали приобщению детей к концертной деятельности.. Помогая организовывать домашние репетиции концертных выступлений, присутствуя на самих выступлениях, просматривая вместе с детьми сделанные на них видеозаписи, показывая свою заинтересованность, родители и в детях разжигают желание расти и развиваться, достигая новых высот.
В отличие от других институтов воспитания, семья способна обеспечивать высокую степень духовного единения, взаимопонимания и доверия воспитателей и воспитуемых, и это можно использовать не только для формировании интереса детей к музыке. В ней скрыт большой потенциал воздействия на душевное состояние человека, его чувства. При помощи своих выразительных средств музыка способна воспроизводить основные эмоциональные состояния, благодаря чему способствует развитию эмоционального интеллекта (способности человека распознавать и выражать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; управлять своими эмоциями и использовать эту информацию для того, чтобы успешно справляться с различными жизненными ситуациями). Развитие эмоционального интеллекта у детей способствует их успешной социализации, оказывает влияние на дальнейшее всестороннее развитие личности. Большую роль здесь могут сыграть такие формы взаимодействия родителей с детьми, как совместное слушание музыкальных произведений, просмотры музыкальных тематических телепередач, посещение музыкальных театров, концертных программ с последующим их обсуждением. Наблюдения свидетельствуют о том, что лучше всего слушателем воспринимаются и переживаются эмоции, близкие его темпераменту. Однако для гармоничного развития очень важно владеть эмоциями не только своего темперамента, но и всех других типов. Это будет происходить, если члены семьи будут делиться друг с другом своими впечатлениями. Средствами музыкального искусства не только развивается внутренний мир ребенка, его нравственнее начало, происходит формирование общечеловеческого поля ценностей. Но для становления личности, закрепления в ней положительных жизненных установок, их осмысления и обогащения дети требуют особого внимания со стороны родителей, чтобы через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.
Таким образом, роль совместной деятельности родителей со своими детьми трудно переоценить. Становясь участником образовательных отношений с ДШИ, зная индивидуальные особенности своего ребёнка, обладая возможностями более тесного общения, при условии активного положительного взаимодействия с детьми, родители могут внести неоценимый вклад в воспитание всесторонне развитой здоровой личности ребёнка.
Список литературы
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис.канд.н.М., 1996.
- .Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб: КАРО, 2006.
- Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. М.: Физкультура и спорт, 1951-1956. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение, 1956.
- Петрушин, В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий «Вестник кафедры ЮНЕСКО» «Музыкальное искусство и образование» № 2, 2016.
- Малахова О. А., Черныш Т. В. Роль родителей для обучающегося в ДШИ ребёнка: сотрудничество, содружество, наставничество // Управление культурой. 2023. № 3 (7).
- Когай, А. Ю. Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) / А. Ю. Когай, Л. К. Сеитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 5.
- Попова Н.Е., Букминов А.А. Музыкальное образование в центрах дополнительного образования: развлечение или упорный труд // Современный ученый. 2020. № 1.
- Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1993.